Как приучить ребенка самостоятельно играть: подбор увлекательных игрушек и организация игрового пространства

» Учим ребёнка играть самостоятельно

Ваш ребёнок растёт не по дням, а по часам. И периодически у мам и пап закрадывается мысль: «Ну вот, ещё чуть-чуть подрастёшь и сможешь играть сам, а у меня появится пара часов для себя».

Однако это не совсем так: для того чтобы у малыша получалось на 40-50 минут занять себя самостоятельно, родителям следует приложить немало усилий.

Мы расскажем, как научить и увлечь малыша игрой в одиночку.

Польза от самостоятельной игры

Играя самостоятельно, малыш учится находить решения

Обучать кроху навыкам самостоятельной игры важно не для того, чтобы занять его время и позволить себе расслабиться. Самостоятельная игра – важный показатель правильного развития ребёнка. При этом умение найти себе занятие существенно влияет на личностный рост и характер малыша. В частности, игра с самим собой развивает:

  • инициативность (ведь решение конкретных игровых задач требует от карапуза принятия быстрых решений – неожиданно возникшая на пути машинки пирамида может быть либо передвинута, либо сбита – выбор нужно сделать мгновенно);
  • способность преодолевать преграды (та или иная игровая деятельность имеет определённый сюжет, развитие которого требует от ребёнка найти выход из сложившихся обстоятельств – если пупс замочил штанишки, то его необходимо переодеть);
  • настойчивость (чтобы получить желаемый результат игры, малыш должен пройти определённые стадии, например, чтобы собрать красивый пазл-кораблик, следует правильно подобрать все элементы, пробуя совместить их);
  • умение ориентироваться по обстоятельствам (чтобы одеть куклу для похода в детский сад, нужно подобрать ей уместную одежду, по порядку надеть все детали туалета);
  • терпение (для решения головоломок малышу приходится несколько раз просматривать задание, подбирать ответы).

Нежелание играть самостоятельно может быть вызвано чувством одиночества

Довольно распространённая проблема, когда малыш не хочет играть самостоятельно. Это настораживает родителей, а между тем причины такого поведения малыша кроются именно во взрослых. Дело в том, что в 2-4 года у детей формируется навык ролевой игры, то есть в этом возрасте очень интересны куклы-машинки-зверушки.

Заботливые родственники это понимают, и вот тут начинается безмерное снабжение игрушками. Вспомните своё детство: одна-две куклы, пара машинок и деревянная пирамидка. Зато мы могли часами играть с ними, придумывая им имена, разыгрывая целые спектакли с таким незамысловатым набором.

Нет, не стоит выбрасывать замечательных развивающих медведей, обучающих счёту, или парковочную зону для гоночных автомобилей, просто ограничьте их количество. Почему? Ребёнок не успевает привязаться к игрушке, прочувствовать её и выпустить на волю свою фантазию. Кроме того, дети нуждаются в примере.

То есть если вы им не покажете, как можно играть с машинкой, то у малыша не только не появится представление о самой игрушке, но и толчка для дальнейшего придумывания игрового сюжета не возникнет.

Что касается деток постарше, 5-7 лет, то отказ от самостоятельной игры в этом возрасте может говорить о том, что малыш страдает от одиночества. Если ребёнок испытывает недостаток общения с родителями, то абсолютно логично, что он не захочет уединяться даже с самыми забавными игрушками.

Важно дать ребёнку понять, что это ваша с ним общая игра, просто иногда он может и сам ею заниматься. Также в этом возрасте дети очень чувствительны к неудачам. Поэтому если у ребёнка не получается собрать пазл, он не будет корпеть над ним в одиночестве.

Подойдите и направьте мысль карапуза – это даст нужный толчок для возобновления интереса.

У малыша обязательно должна быть хоть маленькая, но собственная игровая зона

Методика приучения ребёнка к самостоятельным играм – неиссякаемая тема обсуждения педагогов и психологов. Все эти изыскания можно объединить в несколько действенных советов для взрослых, тогда научить малыша будет легче.

  1. Обеспечьте безопасность. Важно, чтобы игровое пространство малыша было вдалеке от нагревательных приборов, розеток и воды. Кстати, в этом вопросе огромную услугу вам окажут специальные заглушки и фиксаторы.
  2. Выделите зону для игр. Если в квартире живёт маленький ребёнок, то, безусловно, игрушки разбросаны повсюду. Однако даже при этих условиях всё равно должно быть одно определённое место, выделенное под игровое имущество. И малыш должен знать, что это только его пространство, за которое он отвечает (таким образом, у ребёнка ещё и формируется чувство ответственности).
  3. Обязательно обеспечьте ребёнка игрушками для самостоятельной игры (карандаши, железная дорога и т.д.). Это должны быть разнообразные, но не многочисленные предметы.
  4. Проявляйте интерес. Любая деятельность ребёнка невозможна без участия взрослого. Родители должны интересоваться делами своего чада, быть в курсе всего того, что волнует малыша.
  5. Периодически обращайтесь к ребёнку. Так вы не дадите почувствовать ему одиночество.
  6. Стимулируйте заинтересованность. Предлагайте ребёнку придумывать вместе новые игры, приучите искать интересные способы решения головоломок и пазлов.
  7. Подсказывайте. Малыш должен ощущать ситуацию успеха, иначе он теряет интерес. Поэтому помогайте советом или направляйте его деятельность, если игра зашла в тупик.

    Небольшая родительская подсказка ценится ребёнком очень высоко

  8. Учите подражать взрослым. Поощряйте, если малыш начинает копировать процесс приготовления пищи или уборки – так в маленькой личности закладываются основы его социальной роли.
  9. Мотивируйте. За рисунок или поделку, выполненную самостоятельно, не скупитесь на добрые слова или сладкое лакомство. Главное – не переусердствуйте с такими поощрениями, иначе ваш малыш станет совершать любые поступки только из соображений выгоды.
  10. Гордитесь карапузом. Если ребёнок самостоятельно нарисовал или сделал поделку из пластилина, обязательно продемонстрируйте результат его труда: поставьте на видное место или покажите друзьям.
  11. Стимулируйте. Чтобы отрезки времени для самостоятельного времяпрепровождения постепенно увеличивались, периодически подсказывайте малышу новые идеи для игр.
  12. Приучайте к сюжетным играм. Если малыш с упоением собирает пазлы – это замечательно, но не менее важно и умение играть в куклы-машинки, так как именно эти игрушки – начало совместной деятельности с другими детьми.

Умение играть самостоятельно – показатель взросления вашего малыша. Однако не стоит бить тревогу, если пока он не слишком стремится играть в одиночку.

Терпеливо показывайте ребёнку, как можно интересно обыграть ту или иную игрушку, чтобы у него появился интерес искать новые пути развлечения.

И обязательно участвуйте в игровой деятельности своего чада, хвалите его – тогда он вырастет не только самостоятельным человеком, но и станет уверенной в своих силах личностью.

Источник: https://paidagogos.com/uchim-rebyonka-igrat-samostoyatelno.html

Как научить ребенка играть самостоятельно

le>

Зачем учить ребенка играть самостоятельно? Малыш, сосредоточенно перебирающий игрушки, безусловно, радует взрослых, ведь он дает им возможность спокойно заниматься домашними делами.

И все-таки навык индивидуальной игры нужен прежде всего самому ребенку. Это важный этап, определяющий развитие социальных навыков, образного мышления, воображения, речи.

Именно поэтому критерием должно быть не только время, на которое можно оставить малыша одного, но и качество, сложность, разнообразие его игр.

Нужно, чтобы самостоятельность позволяла ребенку ощутить радость взросления, а не превращалась в испытание силы воли. Детям естественно стремиться к самостоятельности, если это их выбор.

Задача родителей – одобрять проявления независимости даже тогда, когда она не слишком удобна. Позвольте малышу выбрать одежду, поверьте, что он не хочет больше каши, спросите, на какую детскую площадку идти гулять.

Чаще задавайте вопросы: “А как ты думаешь? А как бы ты поступил?”

В играх самостоятельность проявляется в активном участии ребенка. Перестаньте развлекать малыша, ловите и поддерживайте любую его инициативу.

Избегайте навязывания правил: не пытайтесь поправлять кроху, который пилит расческой палочку или строит домик из колец пирамидки. Никогда не говорите увлеченному игрой ребенку: “Неправильно, неверно”.

Не старайтесь приходить на помощь преждевременно, дайте малышу возможность самому справиться с непослушной застежкой или достать игрушку.

Не ждите мгновенных результатов. Ребенок научится играть сам, хотя и произойдет это не так скоро, как хотелось бы. 

Игрушки и игровое пространство

Подумайте, где и чем играет ребенок. Малышу должно быть удобно в нашем взрослом мире: легкие устойчивые табуретки, маленький стульчик у раковины, низкие шкафчики с детскими вещами, нескользкий пол. Редкий ребенок ограничится играми в детском уголке, скорее всего он будет исследовать все пространство.

Поэтому обустраивайте комнаты так, чтобы быть спокойным за здоровье крохи и сохранность ценного имущества. Не стоит полагаться на запреты. Малыш о них просто забудет, а ребенку постарше многочисленные запреты и страх их нарушить помешают быть активным и самостоятельным.

Родителям лучше заранее смириться с тем, что в процессе освоения новых действий малыш что-то испортит, сломает и разобьет.

Следует обдуманно подойти к хранению игрушек. Ребенку должно быть удобно их брать и ставить на место. Хорошо, если игрушки разложены так, что ими сразу хочется играть. Например, столик накрыт и вокруг рассажены гости, кукла лежит в кроватке, из кубиков построен дом, а пластмассовые звери расставлены согласно какому-то сюжету.

И самое важное правило – игрушек должно быть немного. Постоянно проводите ревизии, убирая игрушки, которыми ребенок не занимается. Возращение старых игрушек в будущем доставит малышу не меньшую радость, чем покупка новых кукол и машинок. И вы всегда сможете увлечь ребенка, поставив перед ним целый мешок забытых «друзей».

Какие игрушки лучше всего подходят для самостоятельных игр?

  1. Уменьшенные копии предметов настоящего мира, с которыми малыш может подражать работе взрослых (различные инструменты, наборы доктора, парикмахера и т.п.).
  2. Игры, позволяющие познавать мир и его свойства (например, предметы для занятий с водой, песком).
  3. Любимые игрушки (куклы, плюшевые звери), которые воспринимаются ребенком как живые существа. Малыш не будет грустить в одиночестве, если любимый мишка, с которым он вместе ест, спит, гуляет, будет рядом.
  4. Ненужные упаковки, коробки, лоскутки, мешочки, палочки. Ведь эти вещи могут превращаться во все, что угодно и оживлять любую игру.
  5. Домики – покупные палатки или самодельные убежища из стола или стульев, накрытых покрывалом.
  6. Различные каталки, коляски, машинки на веревочке.
  7. Мячи разных размеров и другие спортивные игрушки.
  8. Игры, которые ребенок освоил достаточно хорошо, но при этом не потерял к ним интерес.

Не стоит торопиться с покупкой интерактивных игрушек. Они мешают развитию воображения, без которого индивидуальная игра невозможна. Для малыша с хорошей фантазией весь мир наполняется игрушками: обычный носок превращается в змею, а пустая коробочка – в лодку или машину.

Развивающие игры обычно требуют выполнения определенных правил и значит, присутствия взрослого. Однако привычная любимая игра подойдет и для самостоятельных занятий.

Как малыш учится надевать штанишки или есть ложкой? Он видит, как его одевают и кормят, видит, как одеваются и едят другие члены семьи. И после многократных повторений осваивает это действие.

С играми точно так же. Не стоит думать, что дети рождаются с умением оперировать игрушками.

И совершенно недостаточно один раз показать, как пользоваться игрушкой, чтобы потом ребенок играл самостоятельно.

Именно поэтому первые игры, появляющиеся на втором году жизни, как раз и состоят в имитации действий взрослых. В это время интерес к настоящим вещам бывает сильнее, чем к игрушкам. Половник и веник ребенку ближе машинок и кубиков, поскольку он многократно видел, как мама их использует.

Приобщайте кроху к своим занятиям. Наблюдение за различными делами даст малышу огромный материал для игр. Вы и не заметите, как он утащит у вас дуршлаг или губку для мытья посуды и отправится на собственные хозяйственные работы.

Впрочем, подражать маме и папе ребенок может и без нужного оборудования. Очень быстро малыши начинают использовать предметы-заместители. Например, воображать, что палочка – это ложка, а кубик – фотоаппарат. Умение увидеть в одном предмете другой нужно развивать и поддерживать. И среди игрушечных копий взрослых предметов обязательно должно оставаться место для таких заместителей.

В первых играх (их называют процессуальными) ребенок повторяет только действия с предметами, часто в хаотичном порядке, без единого сюжета. Задача взрослого – обращать внимание малыша на взаимоотношения персонажей, называть используемые роли (ребенок – “мама”, а кукла – “дочка”; ребенок – “водитель”, мама – “пассажир”), вести игровые диалоги.

При этом взрослый может играть сам, подавая ребенку пример, и обязательно комментируя вслух все свои действия. А может озвучивать детскую игру и подсказывать новые варианты развития сюжета: «Твоя кукла-дочка захотела кушать, и ты ее покормила. А теперь она устала, покачай ее».

Но еще десятки, даже сотни раз нужно будет покормить куклу, прежде чем она оживет в детском воображении и малышка почувствует себя настоящей мамой.

Как играть?

С накоплением игрового опыта ребенок переходит к новой форме игры – сюжетно-ролевой. Именно в этой игре дети примеряют на себя всевозможные роли. Нередко роли ребенок выдумывает сам, вдохновляясь тем, что увидел или о чем услышал. Однако взрослый может подсказывать новые игры и идеи, помогать выстраивать более сложные сюжеты.

Ребенку в 2-3 года можно предложить поиграть:

  1. в магазин – супермаркет, кондитерскую, галантерею, автосалон;
  2. в доктора и больницу для зверей, аптеку;
  3. с куклами – в прием гостей, детский сад, семью;
  4. со зверями – в лес, ферму, зоопарк, цирк;
  5. с машинами – в такси, гонки, перевозку грузов и стройку, выполнение правил дорожного движения;
  6. в зверей – превращения в какого-нибудь зверя, семью зверей (рыть нору, добывать корм, прятаться от охотников);
  7. в разные профессии – пожарника, парикмахера, садовника, повара, строителя;
  8. по сюжетам любимых книг и мультфильмов – повторять сюжет, придумывать продолжение, рассказывать сказку иначе (например, играть в “Теремок” с машинами);
  9. в путешествие на автобусе, поезде, корабле, самолете в качестве пассажира или водителя;
  10. со спортивными игрушками – в представление, тренировки, соревнования (ребенок соревнуется с самим собой);
  11. в игры с переодеванием и сменой нарядов.

В играх взрослый может быть и полноправным партнером, и сторонним советчиком, подсказывающим, из чего сделать огнетушитель и в какое путешествие отправиться. Самое важное – не навязывать свои условия, игра по правилам появится позже, а пока не нужно ограничивать фантазию ребенка.

Читайте также:  Медикаментозное прерывание беременности на раннем сроке: как делают, какие препараты используют для аборта?

Старайтесь вдохновлять ребенка на игру не только тогда, когда нужно отправить его в детскую. На прогулке, в цирке, зоопарке, во время просмотра детских передач или чтения книжки заметьте: «В это можно будет поиграть дома» – и подскажите, как все организовать и из чего сделать необходимые атрибуты.

Чем больше играют с ребенком, тем сильнее его интерес к играм, и тем быстрее он начинает играть самостоятельно и главное, делать это с увлечением и удовольствием.

Часто присутствие взрослого необходимо и ребенку, освоившему индивидуальную игру. Кажется, что малыш увлечен своим занятием, но стоит родителям покинуть комнату – и ребенок сразу бежит следом. Поэтому помимо игрового опыта, обязательно учите его ненадолго расставаться с взрослым и комфортно себя чувствовать в одиночестве.

Для малышей полезна игра в прятки. Обычно дети осваивают ее с полугода, проходя постепенно все этапы – от умения исчезнуть на секунду под платком до способности несколько минут терпеливо сидеть в укрытии. В этой игре ребенок получает уверенность, что пропавшие из поля зрения родители обязательно появятся вновь.

Для ребенка постарше можно придумать объяснение, не нарушающее ход игры. Например, если вы играете в “дочки-матери”, скажите, что пойдете в магазин. А если в стройку – отправляйтесь договориться о поставке кирпичей. Также можно оставить ребенка, назначив ему важную роль, которую до сих пор в игре выполнял взрослый.

Не стоит уходить молча. Предупредите малыша, что у вас есть какое-то дело и обещайте вернуться, когда его закончите. Можете поручить ребенку что-то сделать в ваше отсутствие, например сказать: “Ты достраивай дом, а я схожу суп помешаю”. Сначала уходите ненадолго и старайтесь вернуться прежде, чем малыш сам к вам прибежит.

Иногда ребенку психологически легче уйти самому. Расскажите, в какую игру он мог бы поиграть, напомните, какие интересные игрушки ждут в детской. Если вы опишите игру достаточно подробно и увлекательно, возможно, малыш вдохновится и пойдет играть. Скорее всего, он вскоре вернется. Выслушайте, чем он занимался, и придумайте продолжение игры.

Доступность взрослого определяется не только физическим присутствием. Необходимо поддерживать кроху, выслушивать рассказы об игре, радоваться самостоятельным достижениям, открыто встречать обращение ребенка, давать советы. Если ребенок будет твердо знать, что когда он придет – его примут, ему будет спокойнее и комфортнее заниматься своими делами.

Чем заменить самостоятельные игры

Пока ребенок не научился играть один, воспользуйтесь маленькими родительскими хитростями, позволяющими ненадолго отдохнуть от малыша.

Вспомните, когда кроха забирался туда, куда лазить не следовало, разбирал ваши вещи и всячески безобразничал, его довольно долго не было ни слышно, ни видно. Попробуйте, уходя из детской, оставить ребенку такую приманку: приоткройте дверцу шкафа, набитого интересными, но безопасными предметами, положите на видном месте стопку старых открыток.

Каждой маме желательно завести “волшебный мешок”.

В этот мешок сложите коробочки, пузырьки, мелкие игрушки, пробки от пластиковых бутылок, тесемочки, бусы из пуговиц, природные материалы и все, что взрослые считают мусором, а дети – самыми дорогими сокровищами.

Конечно, отбирая предметы, не забудьте о безопасности. Ребенка такой мешок способен занимать довольно долго. Только не забывайте время от времени обновлять содержимое мешка и не давайте его малышу слишком часто.

Попросите ребенка принести из комнаты “синий грузовик, поезд и экскаватор”. Поиски всех этих предметов займут некоторое время, и, быть может, малыш и вовсе увлечется содержимым коробки игрушек.

Если он выполнит просьбу, давайте следующее задание (принести три круглых предмета, две пластмассовые игрушки, пять предметов на букву “К” и т.п.). Чем старше ребенок, тем труднее должны быть задания.

Разложите по комнате маленькие свертки-сюрпризы и предложите ребенку их найти. Так же можно использовать многоразовые наклейки или расставить на видных местах пластмассовых зверей.

Возьмите набор фломастеров и на листе бумаги начертите круги каждым из цветов. Обещайте малышу приз, если он во все “квартиры” поселит предметы того же цвета.

Предложите сделать выставку игрушек, рисунков, поделок, определенных предметов (например, железных, или красного цвета, или маленького размера). Пообещайте посетить ее, когда все будет готово.

Иногда взрослые пытаются отправить ребенка в детскую, а он все равно приходит, путается под ногами, виснет на папе и маме. Нужно понять, что это потребность не в новых занятиях, а в родителях, их ласке, внимании. Обеспечьте крохе час полноценного и безраздельного общения. И тогда ему легче будет перенести недолгое одиночество.

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/1196/kak-nauchit-rebenka-igrat-samostoyatelno

Консультация на тему: Консультация для воспитателей “Предметно-игровая среда как условие для развития самостоятельной игровой деятельности детей в дошкольном учреждении.”

Одним из педагогических средств, стимулирующих самостоятельную игру детей, являются игрушки. Особенно большое значение игрушки имеют на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, где предметно-игровая обстановка выступает в качестве пускового момента самостоятельной игры детей.

Следует помнить, что игрушки являются объектами игр детей и одновременно важным педагогическим средством их воспитания. Они должны обладать развивающими свойствами, иметь запас игровых возможностей и быть занимательной.

При отборе игрушек для детей разных возрастных групп мы с вами должны учитывать все ее качества: функциональность, безопасность, привлекательность, эстетичность.

В сюжетных играх используются преимущественно сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются реальные одушевленные и неодушевленные предметы. К ним относятся куклы, фигурки людей и животных, предметы игрового обихода, театральные, празднично-карнавальные и технические.

Более подробно о видах игрушек Вы можете познакомиться в книге «Игра дошкольника» под редакцией С.Л. Новоселовой, а также в книге С.Л. Новоселовой и Н.А. Реуцкой «Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений».

Организация игрового пространства является важной педагогической задачей, от правильного решения которой зависит развитие самостоятельной игры детей дошкольного возраста..

Необходимо так оформить и наполнить игрушками тематические уголки или зоны, чтобы они сами подсказывали детям сюжет игры и способы его реализации. Надо помнить, что стабильная пространственная локализация уголков, их тематическая пестрота и разностильность оформления мешают детскому воображению выйти за рамки данной темы.

Для развития детской активности на первоначальной стадии развития игры необходимы игрушки, которые имитируют реальные предметы, знакомые детям по их смысловому назначению. При этом масштаб игрушек должен соответствовать размеру руки ребенка, его росту.

Для стимулирования первых самостоятельных игр ребенка достаточно 2-3 игрушки, имеющих между собой смысловую связь. По мере овладения способами игровой деятельности организация предметно-игровой среды усложняется за счет увеличения количества игрушек и внесения игровых предметов с различным назначением (кубиков, палочек).

Когда подводим детей к сюжетам через игровые ситуации, предметно-игровая обстановка дополняется специальными игрушечными наборами («Доктор Айболит», « Маленький парикмахер»).

Также на втором этапе развития игровой деятельности вносится дополнительная атрибутика: халаты, каски и т.п., которая облегчает выбор роли.

Детям надо предлагать однозначные игрушки (например, утюг, пианино и т.д.), с помощью которых легко изменять сюжетную ситуацию. Такие однозначные игрушки ценны тем, что их можно использовать в разнообразных по тематическому содержанию играх, творчески изменять сюжет.

Значение игрушки для развертывания самостоятельной игры детьми старшего дошкольного возраста также специфично.

Если в игре малышей предметная обстановка определяет сюжет, то старшие дошкольники сами конструируют предметно-игровую ситуацию в зависимости от выбранной темы и намеченного хода игры.

Поэтому в игровом пространстве необходимо иметь произвольно перемещающиеся крупные объемные предметы ( коробки, кубы).

Помните, что искусство педагогов заключается в создании условий для возникновения и реализации игровых замыслов детей, обеспечении динамики развития различных игр, формировании бережливого отношения к игре и игрушке со стороны детей и взрослых.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/04/13/konsultatsiya-dlya-vospitateley-predmetno-igrovaya-sreda-kak-uslovie

Организация игрового пространства детей

Главная Избранное Как организовать игровое пространство малышей

У нас спросили, как организовать игровое пространство для нескольких детей:

— У меня двое детей 2 и 3,5 лет. Скоро ждём третьего. Сколько игрушек должно быть выставлено на полках у малышей их возраста, как часто их необходимо менять и выставлять другие? Нужно ли советоваться с детьми, что мы будем выставлять, а что уберём? Как малыш привыкает, что у предмета есть своё место, если материалы постоянно обновляются?

При организации общего игрового пространства в домашних условиях для нескольких детей важен ряд моментов:

У ваших малышей небольшая разница в возрасте, поэтому многие материалы будут интересны обоим детям. Для 2–3 лет можно использовать 3–4-ярусный стеллаж, на котором вначале на каждой полке размещается по одной игрушке.

Далее вы наблюдаете, способны ли дети такое количество предметов убрать самостоятельно на место. Для этого оговаривается правило: «Поиграл — вернул на место». Если оно соблюдается, то количество игрушек можно постепенно увеличить до 2–3 на полке.

Пример организации игрушек на фото.

Рабочая (игровая) зона в комнате двух сестёр 1,5 и 3 лет. Обратите внимание, что у каждой сестры свой столик: это их личное пространство, за которым они могут не только играть, но и лепить, рисовать.

Указанное выше правило может работать и снизит конфликтность между детьми при условии, что стоящие на стеллаже материалы находятся в общем пользовании малышей. Тогда действует и второе правило: «Кто первый взял» — тот, кто первым взял игрушку, занимается с ней столько времени, сколько считает нужным.

Если вещь вернулась на полку, то её может взять другой ребёнок или дети играют совместно по договорённости. Если материалы одного из детей (чаще старшего) попали в общее пользование, то малыш может протестовать, в чём он абсолютно прав. Для личных вещей у каждого должен быть свой отдельный ящичек.

Своими игрушками распоряжается каждый из детей самостоятельно: он волен давать их другому или отказать в этом брату или сестре.

  1. Смена и состав игрушек зависят от интереса.

Для этого родителям стоит понаблюдать за игрой малышей. Если вы видите, что к каким-то материалам у них пропал интерес, предметы можно заменить на другие. Правила смены можно обговорить с сиблингами. Обычно к такой договорённости дети готовы после 3 лет.

Они привыкают к смене игрушек и будут сами просить заменить то, что им уже неинтересно, на что-то новое.

Важно, чтобы это не превратилось в подмену интереса к процессу занятий с материалом на желание получить что-то новенькое, когда дети не занимаются с игрушками, а просто увлечены ожиданием нового. Отсюда вытекает следующее условие.

  1. Материалы меняются не чаще одного раза в 1–2 недели.

Обычно заменяется не больше 1/3 состава выставленного материала — 2–3 предмета. Перестановка на полках не должна быть кардинальной, иначе правило «У каждого материала своё место» не будет работать.

Свободная ориентировка в вещах должна сохраняться у детей. По мере взросления сиблингов и роста у них концентрации (время непрерывной игры будет увеличиваться) число игрушек на полках будет возрастать.

Но индикатором по-прежнему будет служить возможность малышей самостоятельно следить за своей комнатой.

Пример полки для малыша младенческого возраста

  1. Для детей до 14 месяцев требуется отдельная двухъярусная полочка, на которой будет выставлено небольшое количество материала.

Первоначально 1–2 подноса и/или корзинки. Материал для младенцев существенно отличается от игрушек старших детей, но это не значит, что он не вызовет у них интереса. Общность данных вещей также следует определить заранее.

Читать по теме:

Селить ли детей в одной комнате

Игровая в стиле Вальдессори

От 0 до 3 лет От 3 до 6 летДобавить в избранное Распечатать

Источник: https://mchildren.ru/kak-organizovat-igrovoe-prostranstvo-malyshej/

Приучаем ребенка играть самостоятельно – Психологос

​​​​​​​Пожалуй, абсолютному большинству родителей с детьми 2-7 лет знакома ситуация: ребенок​​​​​​​ не хочет занять себя сам.

Игрушек в доме – вагон и маленькая тележка, но дитя таскается за взрослыми хвостом, просит поиграть, ноет «мне скучно», «хочу мультик», делает глаза, как у кота из Шрека или от нечего делать затевает разборки с братьями и сестрами (со взрослыми тоже можно). Время от времени подобное – еще куда ни шло, но если постоянно?

Впрочем, приучить ребенка занимать себя самостоятельно (не обязательно играть), вполне реально. По большому счету, нужно немногое: простор для деятельности (чтобы было в чем покопаться), хорошая фантазия и некоторое количество предварительного внимания от родителей. Вот об этом и пойдет речь.

Понятно, что в любой ситуации надо делать скидку на возраст и индивидуальные особенности, но если ребенок вовсе не играет сам, или играет плохо и мало, можно попробовать выполнить несколько (а лучше – по максимуму) пунктов из предложенного списка.

– Начать с ребенком читать. Если не приучен – приучать. Будете читать – будет больше фантазии, усидчивости, интереса к окружающему миру.

– Очень часто дочки-сыночки не хотят играть сами, просто потому, что им нужна, собственно, не игра, им не хватает родителя рядом.

Иногда просто полчаса надо малышу, чтобы с ним почитали, повалялись в обнимку на диване, поболтали, и так далее. Шанс очень велик, что после этого ребенок пойдет заниматься самостоятельно.

Поэтому оптимально 15-20-30 минут в день уделять строго ребенку (или детям), не отвлекаясь на телефон, готовку, уборку и прочее.

– Когда ребенок позанимался сам (даже пусть это 5 минут), радоваться тому, какая хорошая была игра, хвалить за выдумку, – и с глазу на глаз, и перед родственниками похвастаться. Что поощряется, то развивается.

– Играть сначала вместе с малышом, потом – просто рядом, чайку попить, при этом «похваливать», изредка интересоваться, как и что (но не напирать), затем можно потихоньку увеличивать расстояние.

Читайте также:  Фемибион 1 и 2: какой состав, как принимать при беременности, сколько стоит и есть ли побочные действия?

– Пусть игрушки лежат в свободном доступе, чтобы можно было в любой момент ими воспользоваться. При этом не стоит давать в пользование сразу весь арсенал. Раз в месяц-полтора нагребать большой мешок и прятать (в кладовку, на балкон, на верхнюю полку шкафа), и аналогичный же мешок выдавать обратно. Дети «новым старым» игрушкам обрадуются, как новым.

– Ограничить мультики хотя бы 20 минутами в день. Не давать планшет и прочие гаджеты. «Сломалось», «доктор велел беречь глазки, чтобы очки не носить», «давай я лучше с тобой поиграю-почитаю-вместе позанимаемся».

Вой, плач и конский топ перетерпеть.

Гаджеты могут занять ребенка, но не способны его развить, и с дошкольного возраста приучать ребенка к виртуальному миру – тупиковый путь, при всей его внешней привлекательности и удобстве для родителей.

– Ограничить в квартире в предметном плане слово «нельзя». Что ребенок просит, к чему лезет, чем интересуется, – пусть будет можно. Грубо говоря, «нельзя» деньги, украшения, документы. Хотя опять же – почему бы с вымытыми монетами (если малыш уже не охоч до того, чтобы тянуть все в рот) не поиграть? Или мамины украшения вместе не посмотреть? Фарфоровые чашки покрутить?

– Ненавязчиво подтолкнуть ребенка к тому или иному занятию. Просто вытащить какой-нибудь старый плащ, шапку, пару обуви – уже велик шанс, что дитя захочет понаряжаться. Подавать пример: самому родителю заняться лепкой, кормить куклы и так далее. С выражением удовольствия и энтузиазма. Можно быть уверенным – к вам подойдут!

– Всячески поощрять интерес маленького человека к окружающему миру, благо, для этого вовсе не обязательно доставать энциклопедии или развивающие игры.

Возьмем, например, прогулку.

Порой ребенок останавливается у каждого столба, находит какую-то мелочевку на земле и норовит схватить, по 5 минут любуется каждым червяком, хватается за каждый одуванчик и требует объяснить, что нарисовано на каждой витрине. Замечательно. Тут надо расслабиться и получать удовольствие. Не одергивать, когда куда-то лезет, валяется на песке, норовит потрогать грязь и так далее и тому подобное.

Или, например, не стоит делать все домашние дела, пока дети спят или их занимает кто-то другой. Им на самом деле все это очень интересно.

Всякий раз готовить полный обед с помощниками не очень удобно, но когда уже есть основная еда, почему бы не сделать салат? Или постелить белье, перебрать полотенца, забросить белье в машинку, объясняя, показывая, давая попробовать самим…Для детей это действительно и в пользу, и в удовольствие.

Есть интерес – не стоит ему мешать и тем более приставать к ребенку с постоянными нотациями, одергиваниями и запрещениями. Вырастить человека, которому ничего не надо, кроме компа, вялого и апатичного, которому мир вокруг не интересен, – можно, конечно, а смысл?

– Взрослому не требуется быть все время аниматором и массовиком-затейником. Как в замечательном стихе Маршака: «Хорошо бы поскучать!» Будьте рядом, но не бросайтесь занимать дочек-сыночков ежеминутно.

Если у них есть доступ много к чему, они сытые (это важно!) и вы только что почитали, пообщались вместе с удовольствием, – шанс, что дети займут себя сами, огромен.

Но оставлять их самих надо не демонстративно, а под уважительным предлогом типа готовки обеда или «поработать».

В общем, главные правила в приучении ребенка занимать себя самостоятельно я бы сформулировала так:

– максимально допускать малыша до всего ему интересного, в мир «взрослых» вещей и дел, не ограничивать сферу деятельности только игрушками;

– не лезть в его игры и занятия, когда не просят;

– выдуманным играм как минимум не препятствовать, всячески поощрять малейшую инициативу;

– не выступать постоянно в роли затейника-аниматора;

– как можно больше с ребенком разговаривать, – объяснять, отвечать на вопросы и задавать их самому, фантазировать;

– читать вместе.

И тогда все чаще и чаще будет в доме прекрасная, греющая сердце каждого родителя картина: ребенок (или дети) играют сами…

Иллюстрация: м/ф «Маша и медведь», серия «День кино».

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/priucaem-rebenka-igrat-samostoatelno

15 советов, как научить ребенка играть самостоятельно

15 советов, как научить ребенка играть самостоятельноУмение самостоятельно играть является признаком взросления ребенка. Предлагаем советы родителям, как помочь малышу играть, не привлекая к этому процессу взрослых. 

Умение ребенка играть самостоятельно следует всячески развивать.

Но вовсе не потому, чтобы мама освободила свое время для выполнения домашних дел. Приоритетнее то, что этот навык –  умение придумывать себе разные развлечения и интересные занятия – является признаком взросления ребенка.

Чаще всего малыш может сам найти себе занятие на время, в среднем до 50–60 минут, к 3-му году жизни.

Но ошибочно думать, что 3-летний малыш без предварительной подготовки и помощи взрослых сумеет самостоятельно играть. Родителям важно создать для этого предпосылки и условия. Предлагаем 15 советов, как научить ребенка играть самостоятельно.

Самостоятельная игра развивает у ребенка такие качества, как:

  • инициатива;
  • умение преодолевать затруднения;
  • настойчивость в достижении цели;
  • умение найти альтернативные способы решения задач (относительно детских головоломок, пазлов);
  • терпение.

Рекомендации родителям

Совет 1: заботимся о безопасности
Создайте безопасные условия для самостоятельной игры ребенка. Так как какое-то время он будет без ежеминутного приглядывания взрослых, необходимо убедиться в отсутствии острых и режущих предметов, наполненных стаканов, розеток без заглушек.

Совет 2: организуем игровую зону
Организуйте для малыша уголок в квартире, где он будет чувствовать себя максимально комфортно. Как правило, дети любят устраивать там все по своему вкусу и с удовольствием играют в личном уголке продолжительное время. 

Совет 3: подбираем развивающие игрушки
Предложите малышу игрушки, с которыми он сможет играть без помощи взрослых.

Это могут быть фломастеры или краски, кубики, музыкальные и развивающие игрушки, железная дорога, машинки.

Девочки к 3-летнему возрасту уже начинают играть в «дом» и любят возиться  с куклами и детской посудой.  Если площадь квартиры позволяет, занять ребенка поможет велосипед.

Совет 4: интересуемся процессом
Помните, что ребенку важно внимание родителей к его игре. Поэтому время от времени нужно интересоваться успехами малыша, особенно если он рисует, собирает конструктор или строит что-то из кубиков.

Совет 5: поддерживаем контакт
Отзывайтесь на вопросы ребенка сразу же, где бы ни находились. Это поможет ему не чувствовать тревогу из-за ощущения одиночества во время игры.

Совет 6: повышаем интерес к игре
Стимулируйте детский интерес к продолжению игры. Можно усложнить задачу, предложив нарисовать  или собрать что-то новое. 

Совет 7: помогаем достичь цели игры
Подсказывайте ребенку правильное решение, если он не может справиться в одиночку и готов бросить игру. Нередко дети начинают капризничать, если им не удается собрать фигуру из конструктора или воедино весь пазл. Немного взрослой помощи – и игра продолжается.

Совет 8: «нарушаем» правила
Не навязывайте ребенку правила игры, если понимаете, что он играет вовсе не так, как общепринято. К примеру, малыш может не сам кататься на велосипеде, а возить на нем куклу или мягкую игрушку.

Совет 9: поощряем самостоятельность
Поощряйте самостоятельную игру, не одергивая запретами вроде «Нельзя топать ногами», «Нельзя бегать», «Нельзя бросать игрушки». Правильнее все объяснить без частицы «не», так у ребенка будет меньше негатива и желания не слушаться.

Приучение ребенка к самостоятельной игре нужно начинать постепенно и при условии, что малыш спокоен, отдохнул, здоров, сыт и находится в хорошем настроении. Родителям важно ощущать чувство меры, которое подскажет, сколько времени их ребенок может обходиться без присутствия взрослых.

Совет 10: учим преодолевать трудности
Развивайте в ребенке умение доводить начатую игру до конца и преодолевать небольшие затруднения.

Совет 11: «копируем» дела взрослых
Поощряйте ребенка, если во время самостоятельной игры он подражает занятиям взрослых, к примеру, мамы: делает уборку в игрушках, моет детскую посуду, одевает или причесывает кукол.

Совет 12: придумываем мотивацию
Мотивируйте ребенка к самостоятельной игре. Например, после того как малыш нарисует что-либо, похвалите его за красивый рисунок и предложите что-нибудь особенно вкусное.  Но не превращайте игру в зарабатывание лакомства.

Совет 13: гордимся успехами ребенка
Демонстрируйте искреннюю гордость результатами самостоятельной игры ребенка. К примеру, если малыш рисовал, повесьте его рисунки на видное место и покажите папе, когда он вернется домой с работы.

Совет 14: увеличиваем время самостоятельной игры
Старайтесь продлевать время самостоятельной игры, время от времени подсказывая ребенку идеи для нового занятия.

Совет 15: приветствуем сюжетные игры
Помните, что самостоятельная игра создает предпосылки для перехода к более сложным формам сюжетной игры. А это фактор умения ребенка играть и общаться со сверстниками.

В случае если ребенок старше 3-летнего возраста отказывается играть самостоятельно, родителям следует обратиться к психологам. Они выяснят и устранят причину нежелания малыша занимать себя без участия взрослых, а также научат его играть самостоятельно.

Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог: «Самостоятельность заложена в ребенке от рождения: он разглядывает свои ручки, играет с подвесными погремушками, но это только первый предвестник активной и творческой игры.

Первоначально малыш играет в присутствии родителей, порой с их участием. Ведь нужно показать малышу, как катать машинку и складывать кубики.
Зачастую дети сами стремятся к самостоятельности, и необходимо их в этом поддерживать.

Важно правильно хвалить ребенка, так как дети нуждаются в поощрении. Например: “Я вижу на твоем рисунке дом и цветы. Наверное, много разных цветных карандашей пришлось использовать, зато как красиво получилось.

Да ты у нас настоящий художник!”»

Эксперт: 

Источник: https://www.medweb.ru/articles/15-sovetov-kak-nauchit-rebenka-igrat-samostoyatelno

Почему современные дети не умеют играть и как научить ребёнка играть самостоятельно

Стерлеград » Советы » Почему современные дети не умеют играть и как научить ребёнка играть самостоятельно

10 февраля 2017  |  Всё чаще родители сталкиваются с проблемой: чем занять своего ребёнка, хоть и весь дом завален всевозможными игрушками. Современные дети, в большинстве случаев, просто неспособны играть самостоятельно, придумывать, фантазировать.

Много игрушек – не значит счастливое детство.

Ещё несколько десятилетий назад выбор детских игрушек, в сравнении с теперешним временем, был ничтожно мал: машинки, куклы, кубики и конструкторы, всё у всех практически одинаковое.

Сейчас же от разнообразия игрушек разбегаются глаза как в обычных магазинах, так и в интернет-магазинах, есть всё и на любой кошелёк, и родители, помня своё детство, задаривают ими своих чад. Дети разучились ценить и любить свои игрушки, поиграв одной, буквально час, они уже требуют другую.

Психологи рекомендуют выбирать игрушки последовательно, чтобы они приносили пользу и развивали ребёнка. Ведь самый большой вред современных игрушек в том, что они настолько информативные, что не стимулируют детскую фантазию.

Лучше купить конструктор, настольную игру, самокат, велосипед, потому что чем проще – тем больше пользы. И ещё очень важно показать ребёнку, как нужно играть, то есть играть вместе с ним, потому, что он до 3-4 лет не умеет играть один.

Очень часто папа или мама, купив игрушку, надеются занять ребенка, чтобы выделить время для своих личных дел. Всегда проще накупить игрушек, пусть сам играет, научить читать – пусть сам читает. Ребёнка нужно всему учить играть и играть тоже.

Игра – важный этап развития.

Игра способствует развитию сознания, помогает малышу заглянуть в мир взрослых, ведь у него реальный и вымышленный очень тесно связаны между собой. Ролевые игры помогают изучению моделей взаимоотношений и в игровой форме ребёнку легче объяснить, что хорошо, что плохо, что можно что нельзя.

Проигрывая всевозможные ситуации возможно, например, подготовить к походу в больницу или детский сад. Сейчас очень модно раннее развитие, все стремятся научить малыша пораньше читать, писать, даже детские сады стали маленькими школами.

А компьютер и телевизор, очень часто стают их лучшими друзьями, заменяя общение со сверстниками, которое им необходимо для умения вести себя в коллективе, говорить, слушать и договариваться.

Детский возраст – время активного познания окружающего мира, а игра – его главная деятельность, которая позволяет ему развиваться психически, и помогают его становлению как личности. В игре дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, они начинают творчески мыслить, фантазировать.

Если обобщить то игра это: 1. Удовольствие и развлечение; 2. Общение и самовыражение; 3. Физическое развитие в подвижных играх; 4. Социальная адаптация; 5. Обучение и познание; 6. Дисциплина и воспитание. Для каждого возраста есть свои игры.

Новорождённый ребёнок играет, двигая ручками и ножками, рассматривают родные лица. А вот дети постарше любят уже толкать, кидать, хватать. С одного года, когда ребёнок становиться постарше и учится ходить, ему интересно бегать, догонять, а уже после трёх лет – просто необходимо общение со сверстниками.

Как научить ребёнка играть самостоятельно.

Очень часто ребёнок не играет сам не потому, что не умеет, а на это есть и другие причины. Он, например, может себя плохо чувствовать, особенно в период, когда лезут зубы, быть голодным, уставшим или хотеть спать.

Все дети, если им не хватает простого общения с папой или мамой, будут капризничать и требовать к себе внимания, и никакие игрушки не смогут их отвлечь.

Чтобы научить ребёнка самостоятельно играть, нужно приложить определённые усилия и не для того чтобы он не мешал родителям заниматься своими делами, а чтобы приучить к самостоятельности и настойчивости, научить терпению и инициативности.

Основные принципы обучения самостоятельной игры:

1. Организация игрового пространства, которое должно быть настолько безопасным, чтобы можно было оставить малыша на небольшой промежуток времени одного. Игрушки расставлять так, чтобы ими захотелось поиграть. Самостоятельность – врождённый навык и его нужно развивать и не препятствовать стремлениям ребенка, что-то делать самому: кушать, одеваться, подметать; 2. Правильный подбор игрушек, соответствующих возрасту; 3. Даже при самостоятельной игре время от времени включаться в процесс, ребёнок должен чувствовать, что родителям интересно то, чем он занимается, и помогать, если что-то не получается; 4. Не навязывать свои правила игры и поощрять самостоятельность; 5. Копировать действия взрослых в игровой форме: мыть посуду, стирать, лечить, готовить; 6. Мотивировать к самостоятельной игре и поощрять. Главная причина того, что современные дети не умеют играть, это то что они просто не умеют этого делать и виноваты в этом сами родители. Конечно, проще дать ему планшет или включить мультики, но это не принесёт ему никакой пользы, а даже может навредить. В современном мире невозможно прожить без всевозможных гаджетов, но знакомить с ними детей, нужно аккуратно и дозировано.
 

Читайте также:  Причины гипоплазии почки у ребенка, симптомы патологии и способы лечения

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.

Источник: https://sterlegrad.ru/sovet/90752-pochemu-sovremennye-deti-ne-umeyut-igrat-i-kak-nauchit-rebenka-igrat-samostoyatelno.html

Как научить ребенка играть самостоятельно?

Дорогие читатели, сегодня на блоге мы с вами разберем непростой вопрос – как научить ребенка играть самостоятельно. Что делать, если малыш не хочет занимать себя сам? Как быть маме, которая хочет и ребенка не обделить вниманием, и себе и своим делам время посвятить? Когда ребенок может играть сам? И в какие игры? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти в статье.

Своими мыслями о способах приучения ребенка к самостоятельной игре будет делиться ведущая рубрики Счастливый ребенок Анна Кутявина. Передаю ей слово.

Большинство родителей рано или поздно сталкиваются с необходимостью учить ребенка самостоятельно играть. И для осознанных мам и пап это вопрос не только «свободных рук», но и важного этапа полноценного развития крохи. Ребенок должен играть, это аксиома. А вот правильно организованное пространство и условия для игры – прямая обязанность родителя.

Давайте договоримся сразу – тема статьи не «Как избавиться от ребенка на определенное время?». Это немного не то, о чем бы мне хотелось поговорить сейчас.

Да и для случая ургентной помощи всегда или почти всегда можно найти няню или попросить бабушку с дедушкой. Просто вручить ребенку планшет и на целый день «отключиться» от него, или посадить перед «голубым экраном» с многочасовыми мультиками – это не игра.

И не стоит обманывать себя, говоря, что таким образом мы интенсивно развиваем детей. Это совершенно другое.

Сейчас же давайте поговорим о том, как маме гармонично развивать ребенка, учить его навыкам самостоятельности, и находить время на себя не в ущерб качеству жизни крохи. То есть, правильно организовать самостоятельную игру.

Что есть игра и чем она важна?

По мнению психологов, игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Именно в игре он познает мир, изучает модели взаимоотношений, знакомится с предметами вокруг и познает новые эмоции.

Если мы заглянем в словарь, то прочтем там следующее определение:

«Игра – форма непродуктивной деятельности, мотив которой и в результате, и в самом процессе». То есть, в отличие от труда или учебы, игра не должна на выходе давать какой-то «продукт», будь то предмет материального мира или какие-то знания и навыки.

Взрослые часто воспринимают игру как что-то несерьезное и неважное. Кажется, зачем терять время впустую, если можно заняться чем-то полезным? Например, вручить ребенку веник или сапку, и пусть работает. А игра – это для бездельников. Особенно всякие там войнушки и догонялки.

На самом деле, ученые фактически единогласны во мнении: игра ребенку необходима. Играя, малыш моделирует реальную жизнь, обучается ей на безопасном «поле». И, конечно, даже совсем крохе нужна и самостоятельная игра.

Ведь именно так он учится творчески мыслить, проявлять инициативу, справляться с трудностями, быть настойчивым в достижении цели, терпимым, находить различные варианты и способы решения поставленных задач.

Второй вопрос – как играть правильно? Что можно предложить ребенку в зависимости от возраста?

Виды игр для детей по возрастам

Кроха растет, и меняется его характер деятельности. Претерпевают изменения и игры. Для карапуза до 2 лет главное занятие – активное исследование мира. Он еще не умеет и не будет играть « в кого-то», разбираться в правилах и схемах. Ведущая деятельность на данном этапе – предметно-манипулятивная.

То есть, малыш опытным путем учится взаимодействовать с предметами вокруг него. Вспомните, как раз в этот период стремительными темпами идет физическое развитие ребенка – он учится ползать, ходить, хватать пальчиками, фокусировать зрение на предметах, которые ему интересны. Появляется и развивается речь крохи, в процессе общения с окружающими развиваются эмоции.

Сейчас ребенку главное – все попробовать на ощупь, рассмотреть, услышать, отведать «на зуб».

Посмотрите на маленьких детишек! Мы с любовью покупаем им дорогущие погремушки, а они с такой же радостью играют с обычными пластиковыми баночками из-под йогурта, ложками и поварешками. Более того, бытовые предметы привлекают их значительно больше, ведь этими предметами «играют» даже мама с папой! И, значит, они однозначно интересные и крутые!

Обычно в столь нежном возрасте мама все время предлагает крохе новую игру, безопасный объект для исследования. Она находится рядом, подпитывает карапуза эмоционально, развлекает его. Возможна ли самостоятельная игра в данный период?

Да! Более того, она очень полезна. Обеспечьте малышу главное условие игры – безопасность. Уберите вокруг ребеночка все предметы, представляющие собой потенциальную опасность. Не оставляйте его ни на минуту на высоком диване без бортиков, вблизи розеток и проводов и т.д.

Впрочем, вы наверняка сами знаете условия безопасного развития младенца. Создайте ему пространство для исследований, например, в манеже или на покрывале на мягком ковре.

Предложите для ознакомления предметы, отличающиеся по форме, фактуре и цвету, которыми можно постучать, попробовать на вкус, поперекладывать, бросить, поднять и т.д.

Не стоит рассчитывать на то, что малыш будет играть сам полдня. Будьте рядом, чтобы всегда вовремя прийти на зов. Поглядывайте на него, поощряйте, хвалите за достижения. Но и не отрывайте от интересного процесса, если видите, что чадо увлечено.

Детишки в возрасте 2-3 лет уже готовы к новым видам игр. Они вдоволь настучались и наоблизывались, и теперь начинает появляться сюжетная игра, а со временем – и ролевая.

У крохи активно включается воображение, он моделирует поведение людей на игрушках.

Так, он с удовольствием кормит куколку ложкой, или даже палочкой вместо ложки, катает зайчика на автомобиле, сделанном из коробки, укладывает медвежонка спать под «одеяло» — носовой платочек.

Главное, что на этом этапе должны сделать мама и папа – познакомить кроху с предметами-заменителями, и научить играть. Показать, как это делается. Предложить варианты различных игр. Затем все это карапуз возьмет в самостоятельную игру. Поэтому постарайтесь научить кроху как можно большему разнообразию вариантов, сюжетов.

В данном возрасте ребенок спокойно может поиграть сам минут десять-двадцать. А то и полчаса. Опять-таки, не уходите далеко – малышу может понадобиться ваша поддержка или совет. Но и не влезайте в игру без спроса. Ведь ему сейчас так хочется быть самостоятельным!

Переходим к следующему важном периоду – дошкольному возрасту от 3 до 6 лет. В это время для полноценной игры очень важны отношения и умение их строить. Вспомните, как ведут себя на детской площадке малыши полутора-двух лет. Каждый в основном играет сам, с игрушкой.

Других детей словно бы не существует вокруг. После 3 лет же детки уже начинают активно наблюдать за своими товарищами по играм, следить, чтобы они играли «по правилам», и сами учатся правильно играть свои роли. Активно развивается ролевая игра.

Дети фантазируют, придумывают, сочиняют просто на ходу.

Чем родитель может помочь ребенку в данном возрасте? Во-первых, вместе с чадом разыгрывать сюжеты любимых сказок, устраивать мини-театры. Во-вторых, активно играть «в жизнь» — моделировать сюжеты из разных сфер. Играть в семью, в магазин, в больницу, в детский садик и т.д.

Научившись хорошо играть с мамой, кроха будет более успешен и в забавах с детишками на площадке, а также и в самостоятельной игре дома, с игрушками. Теперь с ребенком можно договориться, что он немного поиграет один, а затем, например, пойдет с мамой на прогулку.

И он с удовольствием согласится.

Скажу из личного опыта. Моему сыночку скоро будет три года. Он прекрасно знает, что мама работает дома, и в эти минуты он вполне может поиграть сам. Да, рядом, под моим присмотром, максимум – в соседней комнате.

Да, иногда он будет меня дергать, чтобы я посмотрела, какой чудесный дом или самолет он смастерил из деталей конструктора. Но в целом, он прекрасно играет и сам. Двадцать минут точно.

А это немало в условиях декрета, правда, дорогие мамочки?

ДИЕТА ПОСЛЕ УДАЛЕНИЯ ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ

Как жить полноценной жизнью без желчного пузыря

Узнать больше …

Почему ребенок не хочет самостоятельно играть?

На самом деле, на это может быть масса причин. В первую очередь, обратите внимание на здоровье и физический комфорт малыша. Он может быть голодным, или уставшим и капризным, потому что хочет спать. Ему может быть холодно или жарко, а он не в состоянии сам это объяснить родителям. Вот и расстраивается, бежит к маме, цепляется за юбку.

Немаловажный фактор – количество внимания от родителей. Если вы в течение дня не нашли хотя бы двадцати минут на активное общение с крохой, захватывающую игру с ним, не наобнимались – скорее всего, малыш вас так просто не отпустит. Деткам очень важен телесный контакт с родителем. Если они ощущают маму, тепло ее тела, им легко и спокойно.

Поэтому самый простой и действенный совет – зная, что вам через какое-то время необходимо отлучиться и оставить ребенка играть самостоятельно, «натискайте» его вволю. Целуйте, обнимайте, делайте массажик, пальчиковую гимнастику, вместе ползайте, катайтесь по полу.

Переборщить в этом деле вряд ли получится – когда кроха «напитается», он сам понемногу отстранится и займется своим делом. Проверено на многих примерах.

Также у ребенка могут быть вопросы психологического характера. Страх остаться одному, без мамы. Обиды на родителей, злость, гнев.

В данном случае тоже сразу вот сходу усадить ребенка играть самостоятельно вряд ли получится. Сначала нужно по максимуму устранить препятствия. Напитать его любовью и близким контактом.

Если вы видите, что проблема не уходит, лучше обратитесь к детскому психологу.

Давайте подытожим все вышесказанное. Правила самостоятельной игры. Чтобы ребенку было легче освоить игру самому, обеспечьте ему важные условия:

  • Предварительное усиленное общение;
  • Навыки и умение играть;
  • Безопасность пространства;
  • Поддержание контакта, когда это необходимо;
  • Удобная игровая зона, в идеале – свой обустроенный игровой уголок;
  • Развивающие фантазию и интересные ребенку многофункциональные игрушки. Это может быть все, во что малыш сможет играть без вас: кубики, карандаши, машинки, куклы и т.д.;
  • Похвала за самостоятельную игру, моральное поощрение;
  • Постепенное увеличение продолжительности самостоятельной игры.

Эти правила не так сложны, как может показаться. Все, что вам необходимо – вовлеченность, желание и искренность по отношению к ребенку. Не пытайтесь его обмануть, или заставить играть. Все это вряд ли пройдет. Но вот разговоры в открытую, поддержка и честная похвала непременно сыграют свое дело. И все будут заняты – и малыш, и мама.

Кстати, не забывайте, что стратегия поведения касательно самостоятельных игр малыша должна соблюдаться всеми членами семьи. Не так, что мама и папа позволяют крохе играть полчаса в день одному, а в гостях у бабушки и дедушки последние не спускают внука с рук ни на секунду. Модель воспитания в семье должна быть общей, тогда у всех все будет хорошо. И поведение ребенка не станет вызывающим.

Помните, что навык самостоятельной игры ребенка – такое же важное приобретение, как и навык есть, пить, одеваться, самому ходить в туалет. Это необходимые ступеньки развития крохи. Ведь он растет, и потихоньку готовится к будущей самостоятельной жизни. И мы не просто можем – обязаны ему в этом помочь.

Я искренне желаю чудесных игр вам и вашим деткам! Активной вам, яркой, насыщенной и творческой жизни!

Анна Кутявина, психолог, сказочница, хозяйка сайта Сказочный мир,
автор книги сказок для взрослых «Копилка желаний» https://www.ozon.ru/context/detail/id/135924974/ и http://www.labirint.ru/books/534868

Я благодарю Аню за мысли. От себя хочу добавить, что меня, можно сказать, миновали такие проблемы. Дочки-близнецы очень любили сами играть. Наверно, им друг с другом было повеселее .

А когда стали чуть постарше, примерно в 3-4 годика, могли часами сами со своими игрушками заниматься. Важно было вовремя подойти, переключить их внимание на что-то другое. И очень мы любили рисовать и лепить.

Конечно, процесс этот уже надо было больше контролировать, но времени появилось гораздо больше у меня уже на свои дела.

И для души мы с вами послушаем сегодня Вольфганг Амадей Моцарт. Маленькая ночная серенада. Хочу обратить ваше внимание на сборник мультфильмов по произведениям классической музыки «Волшебная флейта» из Польши. Чудесные классические мелодии оживают благодаря волшебному искусству анимации! Прекрасный способ приобщать детей к музыке.

Сырные булочки к завтраку от Гордона Рамзи или НЕбезумное чаепитие с Алисой в Стране чудесРазвивающие игры для детей 1-2 летПочему с ребенком так важно играть?Детки в садике живут, здесь играют и поют. Стихи про детский садРазвивающие игры для детей от 1,5 до 3 летРазвивающие игры для детей 3-4 лет

Источник: https://irinazaytseva.ru/kak-nauchit-rebenka-igrat-samostoyatelno.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector