Как пережить кризис первого года жизни ребенка: советы детского психолога

Кризис 1 года у ребёнка: возрастная психология + совет Комаровского

Многие родители замечают, что их дети по мере приближения к годовалому возрасту начинают больше капризничать. Обычно они отказываются есть или спать, плачут, упрямятся по мелочам, не отпускают маму от себя ни на шаг и т. п.

 В чём же причина таких перемен? Всё это кризис 1 года у ребёнка. Начинается он примерно в возрасте десяти месяцев и может продолжаться почти полгода, а иногда и год.

Определить первый возрастной кризис у малыша совсем нетрудно, так как он имеет ряд своих особенностей и признаков. А вот волноваться по поводу странного поведения любимого чада мамам-папам совершенно не стоит. Не нужно думать, что так кроха хочет показать свой характер.

Это лишь один из периодов в жизни каждого карапуза. И ваша первостепенная задача — помочь ребёнку справиться со всеми трудностями этого переходного момента.

Что такое кризис 1 года?

Отрезки времени, когда меняются поведение и привычки малыша — неотъемлемая часть взросления ребёнка. И называются они возрастными или личностными кризисами. На протяжении жизни такие кризисы повторяются регулярно. В детстве это происходит в первые недели после рождения, в 1 год, в три, в шесть и в 12-14 лет.

Возрастные кризисы у детей: причины, признаки, что делать

Именно в возрасте 1 года (плюс-минус 1-2 месяца) малыш делает первые шаги, начинает активно изучать окружающий мир. Но его стремления и порывы чаще всего ограничиваются родительским категорическим «нет!». От этого и слёзы, и капризы, и упрямство.

Помните первопричину мировых революций: «Низы не могут, а верха не хотят»? Здесь примерно та же ситуация. Мамы и папы должны осознать, что их малыш вырос, стал более самостоятельным, коммуникабельным и мобильным, и начать относиться к крохе по-другому. Но как понять, что кризис у годовалого карапуза уже наступил?

Признаки

Малыш уверен, что всё и всегда может делать самостоятельно. И когда ему перечат и запрещают, он категорически отказывается подчиняться.

Карапуз выражает недовольство практически всем и вся. Реакция на те или иные ситуации в корне меняется, появляется агрессия.

  • Противоречивый характер поведения.

Выражается в том, что сначала кроха обнимает, а затем бьёт кого-то или сначала выпрашивает игрушку, а потом её выбрасывает.

Ребёнок часто плачет, капризничает. Зачастую его сложно успокоить, потому что причину его слёз найти практически невозможно.

  • Страх потерять маму из поля зрения.

Это годовалых карапузов чаще всего называют «маминым хвостиком».

  • Ребёнок постоянно требует внимания.

Ему важно, чтобы за ним наблюдали и играли в его игры. Малыш начинает ревновать.

Причины

А теперь разберём подробнее основания для такого поведения. Особенностью первого года жизни любого ребёнка является то, что он развивается всесторонне — как умственно, так и физически. Он активно изучает мир вокруг. В 10-12 месяцев уже может брать и удерживать в руках вещи, которые раньше были для него недоступны. Делает свои первые шаги.

Поэтому малыш и считает, что он взрослый, самостоятельный, и может вполне обойтись без вмешательства взрослых, а любые запреты вызывают у него лишь негодование. Что и можно назвать первой причиной кризиса 1 года.

Это проявляется, когда кроха упорно делает попытки есть самостоятельно, а родители не поддерживают его в благих начинаниях. Или же когда он хочет ходить без посторонней помощи, а мама не отпускает его руку.

Взрослые продолжают себя вести с подросшим чадом так же, как и раньше. А при столкновении с сопротивлением и агрессией они зачастую ведут себя совсем неправильно: злятся, кричат, а иногда и применяют силу. Вот вам и вторая причина кризиса.

Продолжительность

Продолжительность кризисного периода в первый год жизни варьируется от недели до года, что напрямую зависит от характера малыша и умения взрослых вовремя разглядеть перемены в своём ребёнке и среагировать на них.

А иногда родители и вовсе не замечают никаких кризисных явлений, поскольку дети бывают спокойными сами по себе, а с их мнениями и желаниями в семье считаются всегда.

Как справляться: советы психологов

Некоторые родители мирятся с тем, что их дети становятся капризными, и продолжают им потакать, даже когда те становятся старше.

Остальные же, напротив, со сложившимися обстоятельствами смиряться отказываются и применяют в отношении детей не совсем популярные меры.

Тем не менее существуют методы, с точки зрения психологов правильные и не такие уж сложные, с помощью которых можно договориться с протестующим малышом.

Что же это за методы?

  1. По максимуму отбросьте излишние запреты. Пускай их будет не так много. Чтобы каждый раз не запрещать ребёнку брать ту или иную вещь, просто переставьте эти вещи в недоступное место.
  2. Если кроха проявляет инициативу и пытается сделать что-то самостоятельно, не пресекайте его.
  3. Если малыш не хочет кушать — не заставляйте его, лишь предлагайте. Когда он проголодается, то обязательно поест.
  4. Научитесь понимать своего карапуза и внимательно относитесь к его просьбам, желаниям. Хоть он и не умеет ещё выражать свои мысли, мама наверняка их интуитивно почувствует.
  5. Родители должны быть лучшими друзьями своего чада, а не строгими воспитателями, поэтому проводите больше времени с малышом – ползайте вместе с ним, играйте в игрушки, которые он предлагает.
  6. Постоянно общайтесь с крохой. Ведь это важно не только как проявление внимания, но и как аспект развития речи. Говорите с ним обо всём на свете – рассказывайте о том, чем сейчас занимаетесь, что планируете сделать, спрашивайте его мнение.
  7. Задействуйте ребёнка при выполнении повседневных дел. Будьте уверены, что ему будет это интересно. И уж тем более, если он услышит похвалу в свой адрес, то точно поможет вам и в следующий раз. Просите его о помощи.
  8. Если малыш плачет, не переставая, и его не получается успокоить всевозможными уговорами, оставьте его в одиночестве, но ненадолго. Когда он поймёт, что родители совсем не обращают внимания на проявления его характера, он практически сразу же переключится на другое занятие.

Существует и ряд табу, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать в этот нелёгкий период.

  1. Нельзя оказывать давление на ребёнка и показывать, что вы старше и сильнее, вы должны быть другом и защитником для него.
  2. Не нужно запрещать карапузу проявлять самостоятельность, иначе, став более взрослым, он будет продолжать надеяться на вашу помощь.
  3. Запретов должно быть по минимуму, но и вседозволенности здесь тоже не место.
  4. Родители, а также все родные и близкие, которые общаются с малышом, должны придерживаться одной схемы отношений с ним, чтобы не возникало ситуаций, когда мама запрещает ему то, что разрешает бабушка, к примеру.
  5. Ребёнку должно оказываться достаточное количество внимания, но не всё своё время вы обязаны проводить с ним. Родители должны суметь доходчиво объяснить крохе, что у них есть и другие дела.
  6. В этом возрасте дети всё повторяют за взрослыми, поэтому не позволяйте себе проявлять свои плохие стороны в присутствии ребёнка.
  7. Нельзя кричать на малыша или бить его, хотя в этот период с его капризами и трудно справляться.
  8. Отвлекайте кроху от проблем, но не давайте маленькому капризуле по любому поводу сладкое и не берите на руки по первому требованию.

Стоит ли бояться?

Именно яркое его проявление говорит о том, что ребёнок формируется как личность правильно. А внешнее отсутствие проявлений, которое создаёт иллюзию гармоничного развития, наоборот, свидетельствует о том, что психика не получила подобающего развития. Помните о том, что недопонимание является гораздо опаснее самого кризисного периода.

Все проявления кризиса первого года пройдут очень быстро, если вы сможете начать относиться к своему ребёнку, который переживает такой непростой период, с уважением и пониманием. После этого, будьте уверены, последует время стабильности, когда малыш будет активно продолжать развиваться и радовать родителей новыми успехами.

Негативные черты характера могут закрепиться лишь в том случае, когда родители будут давить на кроху и показывать свою силу.

Лишь при тесном взаимодействии с ребёнком вы не только преодолеете кризисный период в короткие сроки, а ещё и заложите прочный фундамент для взаимного доверия и гармоничного развития вашего любимого чада в будущем.

Источник: https://babyzzz.ru/0-1/care/10366.html

Кризис одного года у ребенка психология

Главная / Наши дети

Кризис одного года у ребенка. Эта тема была актуальна во все времена. Ведь по мере приближения детей к годовалому возрасту практически все родители замечают некоторые изменения в их психике.
Наиболее часто кризис 1 года возникает у малышей, которым недавно исполнилось 10 месяцев. Длится этот период от полугода до 1 года.

Выявить кризис одного года вовсе не сложно, ведь он имеет ряд отличительных признаков. А волноваться по поводу его возникновения вовсе не следует. Не думайте, что таким образом малыш показывает свой упрямый характер. На самом деле он просто проходит очередной этап в своей жизни. И главное, что в этом случае должны сделать родители – помочь малышу справиться со своими проблемами.

В этом случае на помощь придет возрастная психология.

Что такое кризис 1 года?

По мере взросления малыш должен учиться менять свое поведение и привычки. Делается это, как правило, в определенных отрезках времени. Именно в этот момент у него и возникает психологический кризис. В течение жизни человека такие кризисы постоянно повторятся. Возрастная психология выделяет целый ряд этих периодов.

Первый кризис обычно бывает по достижении 10-12 месяцев, затем в 3 года, 6 лет и в 12-13 лет. Со временем у ребенка появляются новые потребности, а то, что его удовлетворяло раньше, просто перестает интересовать. В этом и заключается вся проблема. Наиболее часто дети именно в возрасте 1 года начинают ходить и изучать все то, что их окружает.

Но при этом они достаточно часто слышат родительские запреты. Все это обычно заканчивается слезами, капризами и истериками.

В этот момент родители должны осознать, что их кроха взрослеет и начать относиться к нему более снисходительно.

Симптомы кризиса

Психология выделяет ряд симптомов, по которым можно определить, что у малыша кризис 1 года:

  • ребенок не слушает родителей или даже делает назло, ведь он уверен, что может делать то, что ему хочется и когда ему что-либо запрещают, начинает активно сопротивляться;
  • постоянные перепады настроения. Малыш может капризничать по поводу и без. Он начинает по-другому реагировать на различные ситуации, появляются первые признаки агрессии;
  • противоречивое поведение. Это может выражаться следующим образом: сначала малыш обнимает и целует близких, а затем начинает их бить. Или, например, он долго выпрашивает понравившуюся игрушку, после чего выбрасывает ее;
  • обиды. Ребенок в это время очень часто плачет и истерит, причем успокоить его невозможно, так как причину такого поведения обнаружить, как правило, не удается;
  • боязнь опускать маму. Нередко психологи называют такого ребенка «мамин хвостик»;
  • желание внимания. В возрасте одного года крохе очень важно чтобы с ним как можно больше проводили времени, при этом он может сильно ревновать.

Что в это время чувствует ребенок?

К одному году кроха становится еще более самостоятельным. Он начинает делать первые шаги, а в некоторых случаях даже свободно передвигается по комнате и дотягивается до нижних полок. В это время малыш растет очень быстро. Они знают и умеют больше и им можно практически все. В этот момент малыш понимает, что он также личность и начинает показывать свой темперамент.

Когда у карапуза кризис одного года, ему кажется, что родители запрещают играть с розеткой или ножами, потому что они не любят его. Он не знает, чем все это отличается от привычных ему игрушек. Поэтому он полностью уверен в том, что родители своими запретами только мешают ему исследовать все окружающее, не дают в полной мере развиваться.

В это же время малыш хочет, чтобы не родители командовали им, а он родителями. Ему хочется выбирать развлечения и одежду самостоятельно, как можно больше общаться. Однако годовалый ребенок еще не может в полной мере выразить свои желания и если родители не понимают его, все заканчивается истерикой.

В этот период ребенок может копировать действия родителей, обижаться, когда ему что-либо подсказывают.

В это время очень важно научиться правильно вести себя с малышом. Не кричите на него. Покажите спокойно, как пользоваться теми или иными предметами на собственном примере. При правильном подходе ребенок будет расти ответственным и самостоятельным с самого раннего детства, а кризис пройдет быстро и легко.

Читайте также:  С какого возраста маленькому ребенку можно давать вареную кукурузу, какова ее польза для детского организма?

Как правильно себя вести?

Многие родители привыкают к новому капризному характеру карапуза и продолжают потакать ему в дальнейшем. Другие же наоборот постоянно ограничивают во всем и наказывают детей. Однако психология имеет в своем арсенале ряд мер, соблюдение которых поможет эффективно справиться с проблемой:

  • уменьшите количество запретов до минимума. Иногда лучше спрятать от ребенка какую-либо вещь, нежели постоянно запрещать ему ее трогать;
  • не пресекайте сразу же любые попытки ребенка сделать что-нибудь самостоятельно;
  • не заставляйте кроху насильно принимать пищу. Лучше предложите ему это сделать вместе. В любом случае, если малыш проголодается, он обязательно поест;
  • относитесь с пониманием к желаниям ребенка, ведь все родители на подсознании понимают, чего хочет их малыш;
  • станьте друзьями вашему карапузу, перестаньте быть злыми воспитателями. Можете ползать с малышом и играть в его игры. Ему это обязательно понравится;
  • как можно чаще общайтесь с ребенком. Таким образом, вы не только будете лучше понимать его желания, но и поможете развивать речевые навыки. Разговаривайте с ним про все. Про погоду, про то, что вы сейчас делаете, почаще спрашивайте у него что-нибудь;
  • привлекайте ребенка к выполнению домашней работы. Ему это очень понравиться. При этом постоянно хвалите его. Не бойтесь попросить ребенка о помощи;
  • если малыш плачет и кричит, а успокоить его не получается, оставьте его буквально на несколько минут. Когда малыш увидит, что его истерику не замечают, он быстро успокоится и займется своими делами.

Как себя вести не рекомендуется?

Для того чтобы не усугубить кризис психологи категорически не рекомендуют родителям:

  • кричать на ребенка и оскорблять его грубыми словами;
  • забирать любые предметы, которые не используются в играх. Так, хрупкие и острые предметы можно убрать из поля зрения ребенка, в то время как с другими он вполне может ознакомиться (например, ложечки или пластиковые крышки от банок). Можно также купить ему новые игрушки, предназначенные для более старшего возраста;
  • не потакайте ребенку постоянно. В противном случае малыш останется капризным, даже когда кризис завершиться. Но не переусердствуйте. Так, в возрасте 1 года дети очень боятся остаться без мамы. Не оставляйте ребенка заплаканным идя на шоппинг, даже если с малышом останется папа или кто-нибудь из близких. Отложите свои дела.

И самое главное – не нервничайте. Только так вы сможете вместе справиться с кризисом и потом с улыбкой вспоминать этот период.

Загрузка…

Источник: https://kladvsebe.ru/nashi-deti/kak-bezboleznenno-preodolet-krizis-1-goda-zhizni-rebenka.html

Особенности кризиса первого года жизни малыша, возрастная психология и рекомендации

Совсем недавно милый малютка был послушным и добрым, но всё изменилось. Бесконтрольное поведение, скандалы, рыдания. Что это? Как поступать и действовать родителям?

Переживать не стоит. Это нормальный процесс взросления. Просто начался кризис 1 года. Чтобы справиться и пройти это период легко и без последствий, необходимо понять и учесть некоторые моменты психологии ребенка.

На протяжении всей жизни человек проходит временные кризисные отрезки. Если в сознательном возрасте мы можем справиться со своими эмоциями, то маленькому карапузу, конечно, это не под силу. В его голову поступает масса новой информации и разнообразных знаний. Он копирует поведенческие реакции взрослых и совершенно не понимает слов “Нельзя”.

Речевые навыки еще недостаточно активны и малыш просто не может объяснить, что с ним не так. Идет быстрое развитие памяти в четырёх важных направлениях: вербальность, эмоциональность, осознанность и моторика. Диагностика предметов находится в положительной стадии. Вещи распознаются сначала по форме, затем по размеру и только к 2 годам по цвету.

Психика формируется, как деление на “доверять — не доверять”. Мать, своеобразный проводник в адаптации с окружающим миром. Это первый и главный человек. Психология кризиса 1 года должна быть понятна взрослому. Жизнь у ребенка только начинается. Не стоит предъявлять к нему повышенные запросы.

Кризис первого года и так достаточно травматичен для малютки.

Как распознать надвигающиеся проблемы?

Проблеме присущи определенные сигналы в действиях и поступках крохи. По ним достаточно легко распознать кризис одного года.

  • первый признак – частая смена настроения и переходы из одного состояния в другое сокращаются с каждым днем. Только что гладил кошку, а через 5 минут стал бить её кубиком. Обнимал подушку и смешно кривлялся, но через минуту выкинул и начал пинать.
  • необоснованная причина плача или капризов. Съела половину порции кашки и разревелась, что манка не зеленая. Потому что ей кажется, что в другом цвете еда была бы вкуснее. Корень проблемы – это кризис одного года у ребенка.
  • упрямство и упорство. Может отказаться обувать сапожки и требовать разную обувь на разные ножки или просит надеть носочки сверху на ботинки. Считает, что плаванье в луже самое интересное занятие и делает вид, что не слышит ваши слова. Всячески игнорирует любые замечания и просьбы. Не злитесь. Стоит запомнить, что это кризис 1 года у ребенка, возрастная психология.
  • противоречивое поведение. В кризис первого года жизни дитя будет недовольно всем и вся. Это плохое и это тоже. Гадкий папа и гадкая собака. Топанье ногами и истерические вопли.
  • постоянные требования внимания. Отошли на пять минут и сию секунду истерика с катанием по полу и хватанием за одежду. Сопли, слезы и хлюпанье носом.
  • мамин “хвостик”. Чашечка кофе становится неосуществимой мечтой мамочки. Любимое чадо выливает напиток, радостно забравшись к ней на ручки, ведь он должен быть первым.
  • действия, выполняемые ранее с удовольствием, вызывают агрессию. Вдруг пугается горшка и разучился ходить в туалет.
  • отказ от еды
  • нарушение сна, повышенная тревожность и легкая возбудимость

Признаки кризиса проявляются комплексом и не стоит беспокоиться, если возникла всего одна. Бывает, малыш просто не «в настроении». Но не пропустите кризис одного года у ребенка.

Как действовать, если ребенку всего один год?

Мини-кризис одного года можно нивелировать. Специалисты рекомендуют предпринять ряд мер еще до его начала. Но если вовремя не удалось идентифицировать переломный момент, то еще непоздно это исправить. Психология не ставит временные точки отсчета.

  1. 1. Убирайте вещи в недоступное место, чтобы малец не смог их достать. Тогда количество запретов уменьшится само собой. Расположите косметику мелкие штучки повыше. Желательно, чтобы их было практически не видно.
  2. Контролируйте самостоятельность, но не препятствуйте и не мешайте. Позвольте самому держать ложку и принимать пищу, если ложечка упадет, то просто дайте новый прибор.
  3. Случается, что совсем нет времени. Отложите другие вопросы и обязательно поиграйте с малышом, почитайте книжку или посмотрите мультфильмы. Нет ничего важнее любимого малыша, все остальное может подождать. Стоит упустить момент и придется горько раскаяться в будущем. Наибольший эффект оказывают игры. В процессе игровой деятельности мозг переключается на другие задачи. Не забывайте много разговаривать, рассказывать интересные истории, смешные сказки, так малыш запоминает слова и учится их применять. В кризис 1 года у ребенка такое внимание вызывает уважение.
  4. Дайте ему немного личного пространства. Это очень пригодится в жизни. Побыть одному некоторое время психологически полезно. Чем-то увлекся, замолчал и тихонечко перебирает игрушки, не отвлекайте. Наиграется и позовет.
  5. Подружитесь с карапузом. В кризис 1 года вы должны быть не надзирателем, а лучшим другом.

Глубинные камни преткновения

Развитие идет очень быстро и ребенок не может осознать, что с ним происходит. Проявление собственного «Я» требует определенных действий без помощи мамы. Такие фразы, как «Сам» появляются в лексиконе всё чаще и чаще.

Это не что иное, как проявление независимости, несогласия. Здесь следует изменить линию родительской опеки и позволить самому сделать несколько шагов.

Да, может быть не всё будет гладко, но он поймет, что нужно стараться и учиться.

Чтобы исключить деспотизм, все родственники должны придерживаться общей линии взаимодействия с малышом. Нельзя давать основания думать бабушка добрая, а мама ругается. Если он что-то совершил, то показать недовольство должна вся семья.

Поймите для себя и уложите в голове, что это уже не пухлый карапуз, мирно сопящий в детской кроватке. Это маленький человек со своим характером и желаниями. Надлежит и относиться к нему в соответствии с возрастными требованиями. С кризисом первого года жизни не стоит шутить.

Продолжительность перестройки личности происходит от нескольких недель до нескольких месяцев, но обычно заканчивается к 2 годам. Чем раньше начнете снимать ограничения, тем быстрее мозг ребенка адаптируется.

Конечно, в большей степени это зависит от личностных качеств и эмоционального настроя вашего малыша. Но сделайте всё, что в ваших силах для минимизации психологических рисков для неокрепшего детского разума.

Запрещенные приемы и методики

Есть ряд определенных табу, запрещенных приемов. То что не следует делать в период возрастных изменений и кризиса 1 года.

  1. Не используйте наказание, чтобы не случилось. Поругайте, но не закрывайте в комнате в назидание. Сдерживайте злость. Это просто эмоции. Ведь ничего не поправимого не случилось. Но и излишнее панибратство не стоит допускать. Определите четкие и понятные рамки и границы. Да, ребенок будет обижаться, но излишняя восприимчивость уйдет со временем. Сейчас вы закладываете фундамент навыков коммуникабельности и приличий.
  2. Не оказывайте лишнее давление, добиваясь своего. Не хочет гулять в назначенное время или собираться в детский сад, ну и что? Возможно он не выспался или его обижают другие дети, выясните причину. Ведь вполне вероятно, что в саду воспитательница отругала его, и теперь ему страшно идти туда. Разберитесь и подробно объясните что разрешено, а что нет. Действуйте аккуратно, не забывая про кризис 1 года у ребенка.
  3. Нельзя кричать или шлёпать. Просто категорически запрещено. Иначе вы загоните проблему вглубь и в дальнейшем будет очень сложно. Общая тенденция в современном воспитании, это отказ от физического воздействия. В истории немало примеров когда с помощью беседы разрешались крупные мировые конфликты, а уж с маленьким героем договориться не составит проблемы.

Детские психологи советуют донести до маленькой личности, что папа и мама любят малыша таким, как он есть, несмотря на достоинства и недостатки. Как бы он себя ни вёл, любовь не станет больше или меньше. Она просто есть и будет всегда.

Не бойтесь. Любой малыш переживает кризисный виток, в независимости от пола или полноценности семьи. Это биологические настройки организма и каждый родитель сталкивается с таким. Происходит разделение жизни на два периода, заканчивается младенчество и начинается ранний возраст. Этот этап развития неизбежен.

Используйте статью как руководство к действию и вы запросто сможете преодолеть кризис у ребенка 1 года.

Источник: https://mama.guru/razvitie-detey-ot-goda-i-vospitanie/krizis-v-rannem-vozraste-rekomendacii-psihologov-v-pervyy-god-zhizni.html

Кризис 1 года у ребенка детская психология

Знакомая ситуация – прекрасный подарочный малыш, который мило агукал, улыбался прохожим, радостно шел бабушкам на ручки, ближе к году вдруг превращается в капризного монстрика.

Казалось бы, наконец завершились трудности первых месяцев – колики, газики, частые ночные пробуждения – кроха начал кушать прикорм, проявлять интерес к окружающему миру, потихоньку слезать с маминых рук. В этот момент мама выдыхает с мыслью «Ну вот теперь будет полегче», но буквально через пару месяцев ситуация кардинально меняется.

Как пережить кризис 1 года у ребенка – возрастная психология поможет разобраться с причинами и выработать правильную тактику поведения для родителей.

Причины «трудного характера»

Современные психологи выделяют пять важнейших кризисных периодов детства: новорожденность (первый месяц – полтора), один год, три года, шесть – восемь лет, 12 – 14-летний возраст.

Каждый из этих этапов может иметь разную степень выраженности и длиться от 2-3 недель до года.

Сегодняшние дети быстро развиваются, рано взрослеют, темпы роста повышаются, таким образом ребенок буквально шагает из кризиса в кризис с очень короткими промежутками, родители едва успевают выдохнуть.

Понимание причин происходящих с ребенком катаклизмов сильно повышает способность пережить сложное время с минимальными потерями. Почему ангелоподобное создание стало невыносимым?

Суть переломного момента состоит в том, что ребенок овладевает двумя важнейшими навыками – это автономная речь и прямохождение, сопровождаемые существенным скачком развития детской воли.

Читайте также:  Инструкция по применению таблеток "кагоцел" для детей от 3 лет для лечения и профилактики простуды

Годовасы начинают активно использовать новые умения, наталкиваются на многочисленные ограничения, непонимание со стороны родителей, и упорно пытаются пробить эту стену.

Невозможность получить полную свободу действий вызывает негодование, которое пока дитя способно выразить лишь воплями, слезами и прочими неприглядными способами.

Карапузы окологодовалого возраста осознают свою отдельность от мамы. Они хотят самостоятельно познавать окружающий мир, действуя свободно, падая и поднимаясь, набивать свои шишки.

Близкий взрослый нужен как созерцатель, обеспечивающий безусловную поддержку. Матери, в свою очередь, сложно довериться своей крохе, и она начинает выставлять всевозможные запреты, ограничения.

Этот конфликт вызывает негодование малыша и отчаяние взрослых.

Что происходит с поведением

Типичное поведение ребенка, проживающего свой первый переходный этап, характеризуется импульсивностью, надрывом, непостоянством. Ежедневно происходят необъяснимые вещи, способные вывести из равновесия самых хладнокровных родителей:

  • Карапуз становится крайне обидчивым, чувствительным, ранимым. Он обижается, плачет, скандалит, но вы никак не можете выяснить причину.
  • Настроение меняется часто и неожиданно, мгновенно перескакивая из крайности в крайность. Сейчас он плачет, через минуту смеётся, и так целыми днями.
  • Появляется сильный страх потерять маму из вида, ребёнку невозможно объяснить, что нужно побыть с папой или бабушкой, а матери нужно отлучиться.
  • Наступает период явного прощупывания границ дозволенного. Годовас упрямится, не слушается, как будто нарочно нарушает запреты, отказывается подчиняться. Отсюда противоречивость поведения: садись кушать – неть! – хорошо, тогда иди играть – неть, ам! Он просит определенную игрушку, но, получив ее, тут же отшвыривает. Хочет гулять, но не дает себя одеть.
  • Маленький человечек показывает агрессию по отношению к родным и посторонним людям – бьет, кусает, щипается. 
  • Первые «я сам!» начинаются именно сейчас. Обнаружившиеся вдруг способности свободно передвигаться в пространстве открывают массу неизведанных возможностей, чадо везде лезет, открывает дверцы, раскидывает все предметы, до которых может дотянуться, требует выдать ему ложку с едой, причем все эти манипуляции он может проделывать нон-стоп весь день, в отличие от мамы, которая уже к обеду падает с ног от усталости.

Как себя вести близким взрослым

Чтобы малой кровью пережить кризис первого года жизни ребенка, нужно выстроить единую для всех членов семьи линию поведения.

Важно, чтобы все взрослые, с которыми контактирует малыш, придерживались одних и тех же принципов, так крохе будет легче принять верные ориентиры, научиться правильному взаимодействию, уяснить границы.

Современная психология придерживается достаточно мягкой, но при этом четкой модели построения общения с годовасом.

  • Вместо ограничений – возможности. Большое количество запретов – серьезное испытание для малыша и родных, вынужденных целыми днями твердить «нельзя» и снимать/убирать/уводить/отвлекать юного исследователя. Создание безопасной среды поможет решить эту проблему. Уберите ценные, хрупкие, опасные вещи в недоступные для ребенка места. Нижние шкафы заполните вещами, которые позволительно доставать, раскидывать, грызть, бросать. Кухонный ящик, наполненный полотенцами, пластиковой посудой, закрытыми пакетами с крупами, макаронами, бобами, подарит вам от 5 до 30 минут времени. Лишние полчаса-час утреннего сна для мамы – это спальня, где стоят коробки с игрушками, емкость со всевозможными проводами, лежит мяч, есть дверцы, которые можно открыть и выкинуть оттуда свои же одежки. Каждый ребенок имеет свои предпочтения. Возможно, вашему чаду нравится бытовая техника – попросите у друзей поломанные тостер, миксер, ненужный чайник, и отдайте своему ребенку на растерзание.
  • Сделай сам. Позвольте проявлять самостоятельность, поддерживайте инициативу, будьте рядом для подстраховки. Малыш хочет залезть на диван – положите на пол высокую подушку, которая будет выполнять роль ступеньки. Хочет есть ложкой – посадите его в стульчик раздетого и дайте какую-нибудь еду, которая легко отмывается с поверхностей.
  • Насильно сыт не будешь. Одна из самых популярных проблем, которые озвучивают мамы – «он ничего не ест!» Малыши кризисного возраста могут отказываться от еды из чувства противостояния. Насильное кормление сопротивляющегося ребенка – страшный сон каждого родителя, чаще всего это заканчивается тремя ложками съеденного пюре и генеральной уборкой кухни. Попробуйте поменять тактику – предлагайте сыну/дочке сесть покушать вместе с вами, ту же еду, что едите вы сами. Конечно, такой эксперимент предполагает правильное питание всей семьи – качественные продукты, минимум специй, щадящие способы приготовления. Не забудьте убрать вредные перекусы вроде печенья, ставьте их в зоне видимости карапуза после основной трапезы. 
  • Слушать и слышать. Понимать не умеющих разговаривать детей сложно, порой приходится долго гадать, чего же они хотят. Внимательно относитесь к жестам и звукам маленького непоседы, со временем вы безошибочно будете определять его желания.
  • Ценность общения. Разговаривайте – озвучивайте свои действия, называйте предметы,  чувства (свои и ребенка), читайте. Развитию речи ребенка способствует грамотная, чистая речь взрослых.
  • Не мама для ребенка, а ребенок – при маме. Несмотря на важность совместной игры, родитель не может все время уделять только этому. У взрослых есть работа, домашние дела, увлечения. Когда кроха видит родителей, занимающимися своей повседневной жизнью, он развивается. Естественное течение дел семьи закрепляет у крохи модели поведения, понятия о социальных ролях, учит включенности, самостоятельности. Привлекайте сына или дочку к своей ежедневной рутине, деткам это нравится.
  • Море слез. Верным спутником кризиса 1 года у ребенка в возрастной психологии называется плач. Дети могут плакать долго, громко, по любому поводу. При помощи слез карапузы пытаются сломить волю взрослых, вытребовать желаемое. Стоит ли идти на уступки, лишь бы чадо не плакало? Нет, если речь идет о четко обозначенных запретах, имеющих принципиальное значение. Малыш должен понимать, что слово родителя – окончательное, твердое и незыблемое. Посредством ограничений маленький первооткрыватель знакомится с понятием границ, а также приобретает уверенность в устойчивости окружающего мира, его надежности, системности, что очень важно для гармоничного развития личности. Плачущего ребенка можно и нужно пожалеть, приласкать, принять и назвать испытываемые им эмоции, дать выплеснуть через слезы свою обиду, злость, негодование. Любящий взрослый, проявляющий понимание, — лучше, чем повсеместное потакание во избежание негативных переживаний. Говорите слова поддержки, но будьте твердыми в своих решениях: «Я вижу, ты расстроена, что эту куклу нельзя взять с собой на улицу, ты очень хотела с ней погулять. К сожалению, на площадке она испачкается, поэтому мы ее оставим дома, возьми грузовик или мяч, это можно». Малыш должен понимать, что главный в семье – не он, а мама и папа, и они решают.

Каких методов общения следует избегать

Кризис одного года – этап, который сложно дается не только ребенку, но и окружающим его близким взрослым. Мама, проводящая с шилопопым скандалистом каждый день, испытывает колоссальную нагрузку, с которой очень сложно совладать. Требуется немало усилий, чтобы оставаться спокойной, понимающей, поддерживающей.

Помните, что кроха учится жить в новых для него условиях, истерики и непослушание – это не попытка манипулировать, а очередная ступень развития, с которым незрелый организм справляется теми способами, которые ему доступны. Приспособившись к изменившейся реальности, маленький человечек станет более покладистым, спокойным, послушным, и наступит некоторое затишье.

Чтобы пережить кризис меньшими нервами, избегайте разрушающих отношения моделей поведения:

  • Давление, применение физических мер наказания, жесткое общение с крохой. Крики, шлепки и попытки «задавить авторитетом», заставить подчиняться приведут к испугу со стороны ребенка и огромному чувству вины со стороны взрослого.
  • Запрет на самостоятельные действия. Даже несмышленым беспомощным годовасам нужна возможность делать что-то самим, это путь к научению, развитию, доверительным отношениям с родными людьми. 
  • Вседозволенность. Чрезмерная либеральность расшатывает систему ценностей малыша. Когда все можно – это пугает, исчезает стабильность, устойчивость окружающего мира. Детям обязательно нужны рамки.
  • Разрозненность взглядов взрослых членов семьи. Бабушки должны быть на одной волне с мамой и папой. Различные требования дезориентируют малыша, затруднят выход из кризиса.
  • Полная замкнутость на ребенке. Видя взрослых, увлеченных собственными делами, малыш учится занимать себя самостоятельно, уважать чужое время и пространство. А маму возможность попить чаю в одиночестве или сходить на массаж убережет от выгорания и депрессии. 9
  • Токсичное поведение. Следите за тем, как вы общаетесь между собой. Воспитание ребенка – это прежде всего воспитание себя. Малыши очень быстро впитывают способы взаимодействия, слова, особенно те, что произносятся эмоционально, громко. Залог психологического комфорта детей – это любовь и уважение родителей друг к другу. Уделяйте время своим отношениям, проявляйте нежность, ласку, заботу, говорите приятные слова.

Как помочь себе

Кризис первого года жизни – первое серьезное испытание для всех членов семьи. Достойно его пережить, сохранив теплые отношения, может быть нелегко.

Обычно на острие атаки находится женщина, хотя все чаще можно встретить включенных в воспитательный процесс пап, бабушек и дедушек.

Чтобы выйти из кризисного периода (который может длиться до 6-8 месяцев) с наименьшими потерями энергии, постарайтесь бережно относиться к собственному состоянию.

  • Поддерживайте баланс сил – отдыхайте, когда чувствуете, что устали. Выдайте своему непоседе корзину с бельем, картошкой или шкатулку с крупными крепкими бусами и потраться эти 15 минут на перезарядку.
  • Привлекайте к помощи бабушек и дедушек, если есть возможность. Сделайте их полноценными членами семьи, расскажите о своих взглядах на воспитание, советуйтесь, делегируйте заботу о ребенке или другие дела, которые им будут в радость.
  • Позвольте себе ошибаться. Растить детей трудно, этому нигде не учат, вы имеете право не знать, не уметь, уставать, поступать неправильно.

Сложные периоды – это всегда шаг вперед, после выхода из кризиса карапуз станет более сознательным, интересным, он будет учиться бегать, разговаривать.

Совсем скоро с ним можно будет шутить и полноценно общаться, приобщать его к своим интересам, вести более насыщенную жизнь, приобщать малыша к семейным традициям и вместе создавать новые.

Пройдя первый кризис вместе в малышом, оставаясь ему другом, поддержкой, вы заложите фундамент счастливой жизни для вашего ребенка и ваших с ним гармоничных отношений.

Источник: https://pups.su/psihologiya/krizis-1-goda.html

Кризис 1 года у ребенка – возрастная психология и как реагировать

Малышу исполнился один год, и родители не могут его узнать. Вчера такой милый, послушный и нежный карапуз, сегодня превратился в настоящего бесенка. Он совсем не желает слушать и слышать маму. Ему обязательно нужно делать то, что нельзя.

А я хочу по-своему!

Срочно требуется открыть все ящики в доме и вытащить оттуда содержимое, сломать то, что ломается, разобрать, оторвать, рассыпать! Ночью и днем кроха стал плохо спать.

А кормление теперь — целое событие! На улице очень нужно измерить глубину луж, очистить своими ладошками каждую стоящую машину. Или залезть к маме либо папе на руки и уже оттуда руководить всей прогулкой.

А родителей до чего довел за такое короткое время! Мама с папой уже бегут за градусником, если малыш вдруг решил спокойно поиграть! И это еще далеко не все! И знакомо практически всем родителям годовалых детей.

Я выражаю свой протест родительскому насилию!

И бывает он у всех детей, только может проявляться по-разному и отличаться продолжительностью.

Психологи считают, что такое состояние у ребенка может начаться в диапазон от десяти месяцев до полутора лет и длиться от нескольких недель до года.

Не нужно впадать в панику! Все это при правильном подходе можно легко пережить. Но сначала нужно выяснить, как же узнать, что кризис уже наступил.

Кризис 1-го года — переход на новый этап

Любой возрастной кризис имеет свои проявления и особенности, и первый год жизни не является исключением.

Кризис первого года. Признаки

  1. Малыш перестает слушаться родителей. Он может стать с ними очень требовательным и агрессивным. А еще он начинает избегать посторонних.
  2. Ребенок переполнен чувством уверенности, что все может делать сам, даже если ему не хватает умений.
  3. У ребенка очень часто меняется настроение.

    Малышу ничего не нравится, ему очень трудно угодить.

  4. Ярко проявляется противоречивость в поступках. Он обнимает, а затем сразу же кусает, щипает, бьет. Очень просит что-нибудь, а получая — выкидывает!
  5. На замечания в его адрес ребенок реагирует болезненно. Он становится очень ранимым и обидчивым.

  6. Довольно часто капризничает без причины. И не знает, чего хочет.
  7. Опять, как и в раннем младенчестве, боится упустить из виду маму. И ходит, зацепившись за нее.

Говоришь, нельзя еду разбрасывать?!

Что превращает малыша в совершенно неузнаваемого человечка? В чем причины кризиса и что же со всем этим делать?

Причины возникновения переворота сознания у детей первого года жизни

Малыш научился вставать и самостоятельно ходить, он начинает чувствовать себя свободным и независимым от взрослых, и хочет, чтобы они это признали.

Он может делать то, что еще совсем недавно было для него не доступно. Ребенок очень активно начинает изучать и узнавать на собственном опыте окружающий мир.

И все пресечения в области познания и сомнения в его самостоятельности вызывают у него протест.

Не хочу я есть кашу! Хочу банан!

Все меняется для него в окружающем мире — отношение с родителями, к себе, его предметная деятельность. И этот кризис 1 года жизни переживается им тяжело, такая вот психология этого периода. Ведь столько всего ему приходится сейчас осознавать!

Хочу то! Купи! Почему нельзя?

Родительское «нельзя» часто провоцирует возникновение конфликтов, потому что малыш не понимает причин запрета. Ему сложно разобраться в этом вопросе.

Он чувствует себя нелюбимым оттого, что мама или папа запрещает ему лезть в розетку дома, или есть землю на улице.

А говорить он не умеет, что тоже вызывает крайние переживания, потому что он остается при всем своем старании передать свои мысли непонятым.

Как со всем этим поможет справиться психология?

Кризис 1 года жизни малыша — что делать, чтобы легко пережить этот переломный период? Можно сгладить острые проявления, если правильно ко всему относиться.

Во-первых, нужно уяснить, что эти перемены неизбежны, и этот период — совершенно естественный процесс, которому рано или поздно придет конец.

Во-вторых, необходимо понимать, что тот вклад, который родители внесут в воспитание своего ребенка сейчас, он пронесет через всю свою жизнь.

Поэтому нужно запастись безбрежным терпением, безграничной любовью и начать следовать советам, которые дает возрастная психология. Тогда кризис первого года жизни ребенка пройдет совершенно незаметно.

Малыши 1-го года уже пробуют нарушать запреты

  1. Запреты. Пусть их будет не очень много. И нельзя будет только:
  • то, что касается угрозы жизни и здоровью малыша;
  • вещи членов семьи, которые имеют отношение к работе и учебе, документы;
  • просто дорогие сердцу предметы.
  1. Нельзя пресекать самостоятельность своего ребенка, иначе впоследствии он ничего не сможет сделать и решить сам.
  2. Не нужно заставлять ребенка есть, если он это делать отказывается. Он поест, когда проголодается.
  3. Конечно, хорошо бы научиться понимать малыша. Хотя бы на интуитивном уровне. Наверное, многие мамы это умеют. Постараться услышать его.

    Если чаще играть вместе с крохой, то времени на капризы не останется.

  4. Общение. Это очень важный момент. Надо говорить обо всем, что происходит, и даже спрашивать его мнения о чем-либо. Пусть он не может ответить. Все равно это необходимо. Он почувствует себя очень важным звеном в своей семье. А еще это отлично развивает речь.

    Общение — лучший способ остановить развитие кризиса

  5. По мере возможности подключать ребенка к выполнению повседневных дел. Всегда хвалить, если что-то у него получается. Во-первых, ему это все будет очень интересно. Во-вторых, он и в дальнейшем будет помогать, так как это в его подсознании оставит позитив.

  6. Необходимо здесь упомянуть о детском плаче, который ребенок использует, чтобы чего-то добиться от родителей. В психологии он называется манипуляторным. Эти душераздирающие вопли кого угодно заставят сдаться. Родителям нужно знать, что ребенок таким способом просто проверяет, насколько далеко он может зайти и что при помощи такого плача он может получить.

    Но все-таки у крохи обязательно должны быть какие-то рамки в том, что можно, а чего нельзя. Вседозволенность не приведет к хорошим последствиям ни сейчас, ни в будущей жизни ребенка.Старшие дети отлично отвлекают и обучают малыша

Еще советы

Основная задача взрослых — всю эту неуемную энергию обратить в нужное русло, а лучше всего в игру.

Например, на кухне открывается просто огромное поле для деятельности и игры любимого чада.

Вместо исследования горячей плиты и холодильника, кроха может разбирать и складывать корзину с луком, чесноком и другими овощами.

Кастрюли, сковородки, крышки от банок, ложки и небьющиеся тарелки — это просто сокровища для малыша и с ними он может делать все, что захочет. А можно также позволять ему кормить чем-нибудь свои игрушки.

Обучение первым навыкам

Вместе со своим крохой можно загружать и выгружать стиральную машину. Ему это очень понравится. А если разрешить ему нажать на нужную кнопочку, радости не будет предела.

В этот период проявления самостоятельности необходимо научить своего карапуза некоторым навыкам. Например, мыть руки, держать правильно ручку и ложку и другим.

В этот очень сложный, но в то же время интересный жизненный этап нужно не забывать о том, что такое безусловная любовь. Никаких нервов, криков и ругательств!

НЕ НАДО кричать на ребенка! Найдите другой способ объяснить ему, как правильно

Прежде чем начать свою истерику, нужно глубоко вдохнуть и подумать, поймет ли ребенок, которому, возможно, чуть больше года, все правильно.

Негатив в сторону! Кризис — он пройдет! А все происходящее должно вызывать улыбку и гордость за малыша хотя бы за то, что он так быстро и хорошо развивается.

А разрядку после напряженного дня можно получить и другим способом, вовсе не обязательно срываться на ребенке.

Нужно быть другом своему малышу, он должен знать, что в любую минуту может положиться на своих родителей. И это ощущение того, что его любят просто так, всегда понимают и поддерживают, очень поможет ему на протяжении всей его жизни.

Источник: http://detki.guru/psihologiya-rebenka/krizis-1-goda-zhizni-rebenka-vozrastnaya-psihologiya.html

Статьи

  —   Школа для родителей

Автор: Елена Шахрай, Фото: Алиса Медведева

Порой в жизни каждой семьи возникают периоды, когда ребёнок вдруг резко меняется, буквально «отбивается от рук», доставляя родителям немало хлопот и проблем. Однако очень часто родители даже не подозревают о том, что подобное поведение их чада нормально и обусловлено возрастным кризисом.

Психологи утверждают, что возрастной кризис ― это переломные точки на кривой развития человека, отделяющие один возраст от другого. На самом деле, любой человек постоянно переживает кризисы. И это абсолютно нормально.

Первый человеческий кризис происходит в 1 год, второй — в 3 года, третий — в 7 лет. Следующий кризис, весьма сложный, растянут по времени от 10 до 18 лет.

За ним следует кризис 21 года, кризис 32 лет, кризис «среднего возраста» — с 38 до 42 лет, и кризис, наступающий после 50.

Необходимо сразу отметить: время наступления возрастных кризисов условно, их нельзя чётко градуировать.

Кризисы могут наступить раньше или позже: они связаны с физиологией человека, с его гормональной перестройкой. И происходят кризисы в прямой связи с развитием человека, пугаться их не стоит.

Давайте разберёмся в особенностях некоторых кризисов и рассмотрим кризисы детского развития.

Кризис первого года жизни

Первый кризис — это кризис первого года жизни ребёнка — с точки зрения родителей самый приятный «переломный момент» в жизни ребёнка. Ребёнок начинает ходить, понимает некоторые слова и начинает говорить сам. Ребёнка очень интересует окружающий мир — его больше не нужно постоянно держать на руках, подносить к нему те или иные предметы — сейчас он сам готов знакомиться со всем окружающим.

Рекомендации психолога: в это время ребёнку очень важна родительская реакция — как одобрительная, так и наоборот. Худшее, что могут позволить себе родители, — это равнодушие.

Или же если родители реагируют только на плохие поступки своего ребёнка.

У их чада сразу вырабатывается стереотип: «На меня обращают внимание только тогда, когда я веду себя плохо, значит, чем хуже я себя веду, тем больше на меня будут обращать внимание».

Кризис трёх лет

Из милого ангелочка, которым только что был ваш ребёнок, он вдруг превращается в настоящего непоседу. Ребёнок учится манипулировать, всё время кричит, что то или иное действие будет выполнять «он сам». Второй способ манипулирования — капризы: ребёнок кусается, плачет, бросается на пол.

Рекомендации психолога: для того чтобы этот кризис благополучно миновал, очень важно, чтобы к 3 годам ваш ребёнок уже начал хорошо говорить. Речь в данном случае для ребенка — это не только средство коммуникации, но и некая регуляторная функция поведения — «это можно, а это нет».

Если ребёнок сможет понять, что именно значит слово «нет» и почему «этого делать нельзя», — кризис пройдёт быстрее. После «кризиса 3-х лет» у ребёнка наступает пора игр: через них он познаёт мир, взрослую жизнь. Важно, чтобы ребёнок умел играть, и научить его этому должны вы.

И это не должны быть игры на компьютере!

Кризис семи лет

Ребёнок идёт в школу, а значит, получает больше свободы. За ним уже не следят круглые сутки взрослые, он приучается к самостоятельности, к ответственности, к самостоятельному решению своих проблем.

Ребёнок всё больше времени проводит со своими сверстниками — и многое от них перенимает. А потому может начать хулиганить, но не со злости.

Дети в этом возрасте не могут отвечать за свои поступки, не понимают их последствий, не понимают опасностей.

Рекомендации психолога: очень важно,чтобы вы уделяли ребёнку как можно больше своего свободного от работы времени: вместе гуляли, проверяли домашние задания, общались с ребёнком, интересовались его успехами в школе.

Подростковый период

Самый сложный период в развитии человека — это подростковый возраст: ребёнок отдаляется от родителей, подвергает сомнению их авторитет. У него появляются новые объекты для подражания — сверстники, «звёзды» телевидения.

Ребёнок-подросток по-новому видит свою жизнь, свои подростковые проблемы и пытается их решить так, как умеет.

Это сложный возраст: с одной стороны, подростку нужны новые степени свободы, с другой — нельзя оставлять его наедине с собой.

Рекомендации психолога: ребёнок должен сам внутренне пройти через свои ошибки, осознать их, ведь это непременное условие на пути к взрослой жизни. Ребёнок проходит через этот кризис как бы перешагивая со ступеньки на ступеньку. В конце концов, этот растянутый по времени кризис даёт подростку понимание того, кем он хочет быть в этой жизни.

И речь тут идёт не о будущей специальности, а о личности в глобальном плане и её месте в жизни человечества. И именно вы, родители, должны показать ему, насколько богат этот мир. Помните, ведь вы сами когда-то были такими. И все возникающие перед ребёнком проблемы стоит решать вместе с ребёнком, тем не менее, предоставляя ему свободу выбора.

<\p>

Общие рекомендации психолога родителям для преодоления кризисов детского возраста:

  • Понять ребёнка и осознать его неповторимость и уникальность.
  • Не превращать всю жизнь ребёнка в способ удовлетворения своих высоких родительских амбиций.
  • Создать условия для «поощрения» умственных и поведенческих проявлений ребёнка.
  • Не проецировать на ребёнка собственные увлечения и интересы.
  • Не перегружать ребёнка.
  • Учить ребёнка терпению и поощрять за все старания.
  • Тактично, деликатно помогать ребёнку во всем.
  • Учить ребёнка не воспринимать любую неудачу как трагедию.
  • Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную эмоциональную ранимость ребёнка.
  • Спокойно относиться к эмоциональным перепадам в настроении ребёнка.
  • Учить ребёнка владеть собственными эмоциями.
  • Не возвышать ребёнка над остальными членами семьи.
  • Учить ребёнка быть дружелюбным в коллективе.
  • Как можно больше уделять внимания физической активности ребёнка.
  • Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.
  • Понять, в чем суть проблемы вашего рёбенка. С чем, например, могут быть связаны агрессия и неприятие себя. Что беспокоит ребёнка все время.
  • Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к ребёнку, привлекая не только близких, но и воспитателей / педагогов ребёнка.
  • Считать себя самым счастливым из всех родителей в мире!

Уважаемые родители, искренне желаем вам успехов в воспитании детей!

ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» предлагает вам посетить бесплатную психолого-педагогическую консультацию, на которой вы сможете найти ответы на вопросы, связанные с воспитанием ребёнка.

Тел. для записи: г. Томск, 8 (3822) 46-85-00.

Источник: http://xn--b1addmfe5aaikeid.xn--p1ai/article/208

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector