Коррекционные игры, упражнения и занятия для гиперактивных детей дошкольного и младшего школьного возраста

Коррекционные игры для гиперактивных детей – Психологос

​Обычно родители гиперактивных детей уже наслышаны от воспитателей и учителей об особенностях своего чада. Тем не менее не будет лишним еще раз описать портрет такого ребенка.

Итак, гиперактивный ребенок постоянно активен, импульсивен, его движения могут быть хаотичными.

Он постоянно ерзает на стуле, много говорит, часто не доводит до конца начатое дело, забывает о поручениях, ненавидит скучные и длинные задания и не в состоянии их выполнить.

Ему трудно быть последовательным и долго удерживать внимание на чем-то одном. Он перебивает собеседников в разговоре, отвечает не дослушав. Не способен долго контролировать свое поведение и подчинять его правилам.

Если этот портрет вам знаком, значит, вы имеете дело действительно с гиперактивным ребенком и вам хорошо известны все трудности, с которыми сталкиваются при его воспитании взрослые.

Но сам ребенок едва ли не больше страдает от своих особенностей. Ведь в основе синдрома гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция. Поэтому нельзя относиться к таким детям как к непослушным, капризным или упрямым.

Они просто не могут контролировать некоторые свои проявления.

Чтобы помощь гиперактивным детям была эффективной, лучше браться за нее «всем миром». Это значит, что каждый специалист, работающий с ребенком, может внести свой вклад.

Так, невропатолог назначит медикаментозную поддержку, воспитатели и учителя могут позаботиться о том, чтобы адаптировать предъявляемые требования под возможности ребенка, применять правильные методы в поощрении и пресечении каких-то поведенческих проявлений.

Но помимо вышеперечисленного у ребенка необходимо тренировать навыки управления своим вниманием и поведением. Именно в этом лучше всего может помочь игра!

Но прежде чем перейти к описанию игр, оговорим правила, которые родитель должен соблюдать как в игре, так и в обычной жизни при общении с гиперактивным ребенком.

Правило 1. Не ожидайте всего и сразу. Начинать нужно с тренировки только одной функции (например, только внимания, при этом вы должны быть терпимы к ерзанью на стуле или перебиранию всех предметов на столе в процессе этой работы).

Помните, что если вы одергиваете ребенка, то его усилия тут же переключаются на контроль своих действий, а сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно.

Только через продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время ваших игровых занятий.

Правило 2. Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить ребенку полноценный сон и спокойную обстановку.

Правило 3. Так как гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок из «можно» и «нельзя» были последовательны.

Также необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя.

Пусть это будет доброе слово, маленький сувенир или условный знак-жетон (сумму которых вы обменяете на что-то приятное), но их передача ребенку должна являться достаточно быстрым проявлением вашего одобрения его действий.

Правило 4.

Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально и только потом постепенно вводить его в групповые игры, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумение придерживаться правил групповой игры могут провоцировать конфликты среди играющих.

Правило 5. Используемые в вашей коррекционной работе игры должны быть подобраны в следующих направлениях:

Игры для развития внимания

Игры для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации)

  • Прикосновение
  • Солдат и тряпичная кукла
  • Насос и мяч
  • Шалтай-Болтай

Игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления)

Игры, способствующие закреплению умения общаться

Нейропсихологические упражнения для детей с СДВГ

Эти упражнения направлены на развитие у детей возможностей произвольно (целенаправленно) планировать, регулировать и контролировать свои действия. Также они позволяют улучшить концентрацию и распределение внимания.

Они рекомендованы детям, которые склонны к импульсивным, случайным реакциям, испытывают трудности в усвоении инструкций и правил, часто отвлекаются и не удерживают внимание, «застревают» и не могут переключиться с неправильного способа выполнения задания на правильный. См. →

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/korrekcionnye-igry-dlya-giperaktivnyh-detey

Коррекционно-развивающее занятие для детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

МБОУ «Московская средняя общеобразовательная школа» Усть-Абаканского района
Коррекционно-развивающее занятие для детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
«В гостях у трех Поросят»

Шрамова Юлия Александровна, педагог-психолог высшей квалификационной категории

Цель занятия: улучшение двигательной координации, снижение гиперактивности, импульсивности, повышение концентрации внимания.

Задачи:

  • сформировать у ребенка умение контролировать свою деятельность;
  • развить основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение и избирательность.

Здравствуйте ребята!

Упражнение “Давайте поздороваемся”. Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: один хлопок – здороваемся за руку, два хлопка – здороваемся плечиками, три хлопка – здороваемся спинками.

Сегодня мы с вами отправимся в гости к героям известной всем сказки. А кто же эти герои, и в какую сказку мы пойдем, узнаем, выполнив задание.

Корректурная проба. Приложение 1.

Предлагаются бланки с изображением поросят. Задание: подчеркни (сосчитай) веселых поросят.

Как вы уже, наверное, догадались герои этой сказки – веселые поросята из сказки «Три поросенка».

Приложение 2. Каждому ребенку дается раскраска с изображением трех поросят и дается задание: В перерывах между упражнениями слушать сказку и закрашивать раскраску. Делать это нужно аккуратно, не спеша. В конце занятия устраивается выставка.

Итак, жили-были на свете три поросенка. Три брата.

Глазодвигательные упражнения.1) Написать глазами цифру 3 (три поросенка, три брата);Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. 2) Нарисовать глазами пружинки, как хвостики у поросят;

Даже имена у них были похожи. Одного из поросят звалиНиф-Ниф.

Тренировка способности к внутреннему плану действий. А чтобы узнать, как звали его братьев нужно поменять в слове “Ниф” букву “И” на букву “А”, поменять в слове “Наф” букву “А” на букву “У”.

Да, молодцы! Звали поросят: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Все лето они кувыркались в зеленой траве, грелись на солнышке, нежились в лужах.

Упражнение “Загораем”. Давайте немного пофантазируем. Представьте себе, что и вы загораете на солнышке.

Мы прекрасно загораем!Выше ноги поднимаем!Держим… Держим… Напрягаем…Загораем! Опускаем (ноги резко опустить на пол).

Ноги не напряжены, расслаблены.

Но вот наступила осень.

Солнце уже не так сильно припекало, серые облака тянулись над пожелтевшим лесом. – Пора нам подумать о зиме, – сказал как-то Наф-Наф своим братьям, проснувшись рано утром. – Я весь дрожу от холода. У меня замерзли ушки и пятачок. И стал их тереть вот так:

Самомассаж

“Веселые пятачки” – потереть область носа пальцами, затем ладонями, до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3-5 раз. Проделать 3-5 поглаживающих движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа сверху вниз.

“Ушки”. Уши растираются ладонями по всем направлениям, как будто они замерзли.
Мы можем простудиться. Давайте построим дом и будем зимовать вместе под одной теплой крышей. Но его братьям не хотелось браться за работу. Гораздо приятнее в последние теплые дни гулять и прыгать по лугу, чем рыть землю и таскать тяжелые камни.

Но холода все же заставили поросят строить домики. Ниф-Ниф смастерил дом из соломы, Нуф-Нуф – из прутьев, а самый умный и трудолюбивый Наф-Наф – каменный дом. Внимательно посмотри на рисунок (Приложение 3.Упражнение «Запутанные дорожки») и угадай, кто в каком домике живет, и кто из них Наф-Наф, кто Нуф-Нуф, а кто Ниф-Ниф.

Закончив свою работу, поросята решили отдохнуть. Давайте и мы присоединимся к ним.

Релаксация «Поза покоя». Дети находятся в удобных для них позах. Психолог медленно, тихим голосом произносит формулу общего покоя:

Все умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать, Но пока не все умеют Расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая – Очень легкая, простая, Замедляется движенье, Исчезает напряженье… И становится понятно –

Расслабление приятно!

Но недолго им пришлось нежиться и бездельничать – вдруг они увидели настоящего живого волка! Никогда еще не приходилось им так быстро бегать! Сверкая пятками и поднимая тучи пыли, поросята неслись каждый к своему дому. Но волк не хотел сдаваться! «Сейчас же отопри дверь! – прорычал опять волк.

Читайте также:  Все о развитии ребенка в 11 месяцев: основы правильного питания и ухода за малышом

– А не то я так дуну, что весь твой дом разлетится!» Тогда волк начал дуть: “Ф-ф-ф-у-у-у!”. С крыши дома слетали соломинки, стены дома тряслись. Волк еще раз глубоко вздохнул и дунул во второй раз: “Ф-ф-ф-у-у-у! Когда волк дунул в третий раз, дом разлетелся во все стороны, как будто на него налетел ураган.

Вот так:

Дыхательное упражнение “Волк дует на домик поросенка”. На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук, похожий на ветер.

Домик рассыпался на части. Та же история произошла и с домиком Нуф-Нуфа. Только дом Наф-Нафа устоял перед натиском злого волка. С тех пор братья стали дружно жить вместе под одной крышей. Вот и все, что мы знаем про трех маленьких поросят – Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа и Наф-Нафа.

Рефлексия.

Вы помните, с каким настроением отправлялись в путешествие? Чтобы сохранить чувство радости и веселья предлагаю спеть песенку трех поросят.

Хоть полсвета обойдешь,

Обойдешь, обойдешь,

Лучше нас ты не найдешь, не найдешь!

Использованная литература

  1. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников. Пособие для школьного психолога. – М.: Школьная Пресса, 2006

  2. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: Школа- Пресс, 2001.

  3. Кучма В.Р., Платонова А.Г.Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: распространенность, факторы риска и профилактика. – М.:, 1997.

  4. Ломтева Т.И., Семенова О.А. Коррекционные игры для гиперактивных детей. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004.

  5. Михалков С.В.Три поросенка. – М.: Издательство «Детская литература», 1981.

  6. Самоукина Н. В., Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, и коррекционные программы. – М., 1993.

  7. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: 1999.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3

Методический комментарий к работе

Гиперактивным детям чрезвычайно полезна работа с песком, крупой, водой, глиной, рисование. Все это помогает снять напряжение. А вообще, как считают психологи, работа здесь должна строиться по нескольким направлениям: снять напряжение и излишнюю двигательную активность, тренировать внимание и следовать за интересами ребенка, то есть пытаться проникнуть в его мир и вместе его анализировать.

Как писал В. Оклендер: “Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности”.

В ходе составления занятия учитывалось такое характерное свойство умственной деятельности детей с СДВГ, как цикличность. Это значит, что периоды продуктивной работы мозга непродолжительны ,их необходимо чередовать с периодами отдыха.

Если даете ребенку какое-то новое задание, то хорошо бы показать, как его выполнять, или подкрепить рассказ рисунком. Зрительные стимулы здесь очень важны.

Для этого вы можете воспользоваться следующими приемами:

Двигательная коррекция. Дыхательные упражнения и самомассаж, глазодвигательные упражнения.

Целью специального психомоторного воспитания является улучшение двигательной координации, снижение гиперактивности, импульсивности, повышение концентрации внимания.

Двигательные методы не только создают некоторый потенциал для будущей работы, но и активизируют, восстанавливают и выстраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности.

Очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т. д

Релаксация. Чередование быстрых, энергичных движений с расслаблением и покоем очень полезно для гиперактивного ребенка, так как в этой игре он получает определенное удовольствие от расслабленного падения на пол, а значит, от покоя.

Тренировка распределения внимания (умение одновременно выполнять несколько дел). Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий – выполнение корректурного задания (раскрашивания) и прослушивание сказки и т.п.).

«Запутанные дорожки». Упражнение способствует развитию устойчивости внимания.

Развитие концентрации внимания (способности выполнять деятельность сосредоточенно, аккуратно, точно, не допуская досадных “ляпов”). Основной тип упражнений – корректурные задания. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит “быть внимательным”, и развить состояние внутреннего сосредоточения.

Каждое упражнение построено в виде игры и рассчитано на то, чтобы вызвать интерес у ребенка. Не следует чересчур перегружать ребенка упражнениями. Это может вызвать у него протестную реакцию и нежелание продолжать заниматься. Лучше комбинировать по несколько упражнений в 15-20 минутном занятии, своевременно переключая ребенка с одного задания на другое, чередуя подвижные и “сидячие” игры.

Таким образом, использованные в нашей коррекционной работе игры подобраны в следующих направлениях:- игры на развитие внимания;- игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);

– игры, способствующие закреплению умения общаться.

9

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/korriektsionno-razvivaiushchieie-zaniatiie-dlia-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta-s-sindromom-diefitsita-vnimaniia-i-ghipieraktivnost-iu

Лучшие игры для гиперактивных детей

Многие родители знают, что воспитание гиперактивного ребенка довольно сложный процесс, требующий терпения и понимания. Такие детки зачастую импульсивны, рассеяны, раздражительны, чрезмерно активны, они не могут долго усидеть на месте и сконцентрировать свое внимание. Но все эти проблемы решаемы.

Различные игры и занятия – идеальные средства, которые помогут родителям и педагогам скорректировать особенности поведения гиперактивных малышей. Они отлично развивают внимание, навыки волевой регуляции, усидчивость, способствуют расслаблению, получению полезных знаний. В нашей подборке вы найдете интересные варианты таких игр.

Игры для гиперактивных детей дошкольного возраста

Для годовалых детей

Положите в кастрюльку предварительно вымытый фрукт или его игрушечный вариант. Задача малыша самостоятельно открыть крышечку и изучить предмет руками. Расскажите крохе, как называется этот фрукт. Можно использовать и другие предметы.

Предложите крохе повторять за вами различные действия. Например, дотроньтесь до носика малыша, а он должен коснуться вашего носа, подержите за ушки, хлопните в ладошки, погладьте по голове и т.д.

Для детей 2 лет

Игры с песком отлично подходят для гиперактивных детишек. Они помогают снять нервное напряжение и развить мелкую моторику рук. Насыпьте песок в емкость. Это может быть обычная кастрюля или глубокая тарелка.

При желании используйте вместо обычного песка кинетический, с таким играть вдвойне приятно, он приятный на ощупь, пластичный и совершенно безопасен для детей. Спрячьте в песок различные мелкие игрушки. Малыш должен их отыскать, можно усложнить задачу и закрыть глаза повязкой.

Внимательно следите за ребенком: если в игре вы используйте мелкие игрушки, они могут быть опасны для здоровья.

Назовите четко несколько слов подряд. Например, дом, стул, солнышко, кошка, морковь. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, например, когда услышит слово, обозначающее животное. Усложните задачу, пусть малыш не только хлопает, но и привстает или подпрыгивает. Такие занятия расширяют кругозор и улучшают внимательность, быстроту реакции.

Для детей 3 лет – 4 лет

Ведущий объясняет игрокам условия игры. Он показывает малышам различные движения, задача детей выполнить их наоборот. Например, если взрослый поднял руки, ребенок должен их опустить и т.д.

Все эти действия ведущий может сопровождать словами, тогда задача еще больше усложняется и малышам нужно не только выполнять различные действия, но и правильно подбирать слова: «холодный» – «горячий», «высокий» – «низкий», «твердый» – «мягкий» и т.д.

Эта игра научит концентрировать внимание и быть сосредоточенным, улучшит логику и увеличит словарный запас.

Такое занятие разовьет не только внимательность детей дошкольного возраста, но и творческие способности. Изобразите с помощью карандашей или красок на листе бумаге рисунок, пусть малыш хорошо рассмотрит его. Предложите крохе ненадолго отвернуться или закрыть глаза.

В это время ваша задача внести дополнительные штрихи в изображение, нарисовать какой-либо новый предмет или подрисовать мелкую деталь. Малыш должен найти эти изменения, тогда он будет считаться победителем, и вы поменяетесь местами.

Теперь кроха рисует, а вы становитесь игроком. Можно усложнять задачу и делать едва заметные изменения, такие занятия отлично подойдут для подросших деток. Для самых маленьких используйте более простые изображения, например, солнышко, собачка, домик и т.д.

Играть можно и небольшой компанией. Так будет еще веселее и увлекательнее.

Для детей 5-6 лет

Попросите малыша закрыть глаза или завяжите их повязкой. Возьмите несколько предметов различных текстур, разложите их на стол перед крохой или положите в мешочек. Ребенок должен выбрать любой из них, внимательно изучить ручками и произнести его название. Игра отлично развивает тактильные ощущения и снимает напряжение.

Читайте также:  Как правильно определить детский размер на алиэкспресс: таблица одежды из сша и китая по росту

Включите веселую музыку. Предложите крохе потанцевать. Как только музыка прекращает играть, ребенок должен застыть, при этом сохранить ту позу, при которой мелодия закончилась.

Эта игра раскрепощает, учит быть внимательным и контролировать свои движения. Чтобы развлечение носило соревновательный характер, попробуйте увеличить количество игроков. Пригласите друзей малыша или поучаствуйте всей семьей.

Все игроки получат море положительных эмоций.

Для проведения такой игры понадобится мяч. Задача ведущего произнести слово и кинуть мяч участнику. Если названый предмет съедобный – малыш должен поймать мячик, если несъедобный – оттолкнуть. Много веселья и улыбок будет обеспечено. Можно вместе посмеяться, если участник в игре «съел телефон» или другой несъедобный предмет.

Игры для гиперактивных детей школьного возраста

Эта игра непростая, но очень интересная. Она улучшит коммуникативные навыки, внимательность, поможет детям в правильном выражении своих мыслей. Для занятия понадобится лист бумаги, карандаш и холст. Ведущий дает задание изобразить тот или иной рисунок. Одному малышу завязывают глаза, он будет художником.

Второй участник будет ему помогать рисовать с помощью слов и указаний. Чтобы рисунок получился, должны постараться оба игрока. Задача одного игрока – внимательно слушать указания и четко выполнять их, второго – правильно формулировать свои мысли. Пусть каждый малыш попробует себя в роли учителя и в роли художника.

По окончании игры обязательно проведите беседу с участниками, проанализируйте ошибки, дайте подсказки.

Вам понадобится ненужные книги или другие печатные издания, желательно с крупным шрифтом. Ребенок должен в течение определенного времени зачеркнуть ту или иную букву, которую выберет ведущий. Такое занятие требует концентрации внимания и усидчивости, что очень полезно для гиперактивных детей.

Со временем задачу можно усложнять, например, искать несколько букв, использовать подчеркивания или обводить одну букву в кружок, другую – в квадратик и т.д.

Если малыш не справился с заданием, ни в коем случае не ругайте его и не стыдите, а придумайте какие-нибудь веселые штрафные санкции, например, промяукать, как кошка столько раз, сколько ошибок допущено и т.д.

Игры отлично помогают скорректировать многие проблемы, с которыми сталкиваются гиперактивные дети. Кроме того, такие занятия отличная альтернатива компьютерным играм, мультфильмам. Малыш проведет время с пользой и получит положительные эмоции.

Коррекционные игры для гиперактивных детей: полезное видео

Какие еще существуют игры для гиперактивного ребенка? Смотрите видеоурок от педагога.

Вам будет интересно

Советуем прочитаать:
Развивающий коврик
Какие игрушки развивают ребенка
Шьем мягкие развивающие игрушки из ткани
Развивающие игрушки из подручных материалов

Источник: https://portalrebenka.com/uhod-i-razvitie/igry-dlya-giperaktivnyh-detej.html

Игры детей сдвг дошкольного возраста

Игры для гиперактивных детей дошкольного возраста

Многим родителям знаком такой термин как гиперактивность. Чрезмерная активность и неусидчивость крохи способна свести с ума любого, что уж говорить о родителях, которым почти круглые сутки приходится бороться с подобным поведением ребенка. Чаще всего синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СГВД) проявляется уже в дошкольном возрасте.

Такие детки доставляют немало хлопот как родителям, так и воспитателям и учителям. К тому же, многим гиперактивным детям свойственна излишняя импульсивность. Они также могут проявлять агрессию. Гиперактивность у детей дошкольного возраста приводит к тому, что ребенок становится не способным общаться с ровесниками, он с трудом находит друзей.

Единственным выходом в такой ситуации является коррекция поведения ребенка.

Стоит задуматься о вариантах коррекции поведения если Ваш ребенок:

  • невнимательный
  • чрезмерно подвижный
  • импульсивный, вспыльчивый
  • часто проявляет агрессию
  • не усидчивый
  • рассеян и неряшлив

В подобных случаях имеет место минимальная мозговая дисфункция. Другими словами, ребенок просто не способен контролировать некоторые свои эмоции и поведение. Изменить привычки и поведение чада можно посредством специальных коррекционных игр для детей. Подобные игры подразделяются на 4 категории:

  • игры, способствующие развитию внимания
  • игры для релаксации
  • игры, помогающие ребенку развить навыки волевой регуляции
  • коммуникативные игры

Игры для гиперактивных детей дошкольного возраста

Данная методика часто применяется воспитателями и учителями, для того чтобы скорректировать поведение гиперактивных детей в детском саду или школе.

  1. На развитие внимания у гиперактивных детей в детском саду. Данная игра кажется довольно увлекательной для малышей. Для ее проведения понадобится лишь несколько или одна мягкая игрушка. Участники садятся вкруг. Один из малышей берет в руки игрушку и описывает ее одним предложением. После этого тоже самое делает второй участник, только описывает уже другую особенность игрушки. Важно донести до детей, что каждое предложение сказанное не по теме, будет караться штрафными балами. Соответственно, повторять уже сказанные об игрушке предложения нельзя. Выигрывает тот, кто не набрал штрафных баллов или набрал наименьшее их количество.
  2. Для релаксации. Перед ребенком на столе выкладывают несколько предметов из различных материалов. К примеру, деревянную игрушку, кусочек шерстяной ткани, стеклянный предмет, кусочек ваты и т. д. После того как малыш рассмотрит предметы ему завязывают глаза. Теперь родителю необходимо осторожно прикасаться к коже ребенка любым предложенным предметом и давать ему возможность угадать, что это и из какого материала данный предмет сделан. Игра №3. На развитие волевой регуляции
  3. Маленького непоседу сложно заставить говорить соответствующим ситуации тоном. Гиперактивные дети, как правило, любят говорить на повышенных тонах. Следующая игра поможет ребенку научится контролировать громкость своего голоса во время общения. Взрослый заранее обговаривает с ребенком условные сигналы, каждому из которых будет соответствовать разрешение на определенное действие. К примеру, пальцы к губам -говори шепотом, руки на груди -нужно молчать, руки вверх -можно кричать и говорить громко. Заканчивать игру нужно сигналами шепотом или молчать. Подобные сигналы можно использовать для регулирования речи ребенка. Взрослый задает ребенку интересные вопросы. Отвечать ребенок может лишь получив условный сигнал, дающий разрешение говорить. Сигналом может быть кивок головой, почесывание подбородка. Лучше всего для игры использовать вопросы связанные со знакомой ребенку школьной программой.
  4. На развитие коммуникации. Следующая игра является своего рода детским вариантом крокодила. Взрослый рассказывает ребенку о волшебном мире игрушек, которые оживают с наступлением ночи. Передвигаются игрушки почти бесшумно, чтобы не напугать ребятишек или сторожей в магазине игрушек. Далее взрослый изображает любую игрушку и ребенок должен ее угадать. При этом ответ он должен фиксировать на бумаге в виде рисунка, чтобы не выдать оживших плюшевых друзей. Затем наступает очередь малыша загадывать игрушку, взрослый аналогичным способом рисует ответ на бумаге. Такая игра отлично развивает самоконтроль, учит ребенка сдерживать эмоции, внимательно слушать собеседника. Регулярно практикуя подобные игры дома или на учебе, ребенок быстро овладеет навыками контроля собственного поведения.

Статьи похожей тематики:

Читайте так же:

Гиперактивность детей дошкольного возраста

Со стороны кажется, что маленькие дети переполнены энергией и силами. За один день они успевают побегать, попрыгать, почитать, поиграть в видеоигры, сделать несколько важных наблюдений.

Для дошкольного возраста такое поведение вполне естественно и в большинстве случаев не должно вызывать беспокойств у родителей. Однако иногда чрезмерная активность детей заметно влияет на их восприятие окружающей среды.

Тогда родителям следует узнать, что такое детская гиперактивность, и обратиться к специалисту, который подтвердит или опровергнет подозрения.

Как проявляется гиперактивность

О гиперактивности сегодня очень много пишут и говорят, и особо беспокойные родители в любопытстве и неусидчивости своих детей находят проявление этого синдрома.

На деле поставить точный диагноз могут только специалисты, которые с высоты своего опыта практически безошибочно определяют симптомы. Гиперактивность — это не просто чрезмерная активность, а целый ряд поведенческих особенностей.

О возможном наличии этого состояния у малыша говорят три основных симптома:

  • Неусидчивость и расторможенность. Часто родители бьют тревогу, если ребенок медлительный и стеснительный. Однако расторможенность также должна привлечь внимание взрослых. Если ребенок с трудом сидит на одном месте, постоянно ерзает, стучит пальчиками, болтает ножками, значит, есть вероятность диагностики гиперактивности.
  • Импульсивность. Неожиданная смена настроения, острая реакция на раздражители, стремление перебить говорящего, отсутствие страха и контроля — все это говорит о возможном наличии гиперактивности.
  • Недостаточность активного внимания. Ребенок не может сосредоточиться на решении одной задачи, постоянно отвлекается, что-то забывает и даже теряет.

Гиперактивность детей сопровождается дефицитом внимания, поэтому специалисты называют синдром СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

СДВГ

Первое, что должны понимать родители, — игнорировать СДВГ нельзя. К сожалению, в нашей стране до недавнего времени гиперактивность не рассматривалась как заслуживающий внимания синдром, и дети из-за этого часто испытывали дискомфорт.

Читайте также:  Варикоз половых губ у женщины во время беременности: причины, лечение, устранение неприятных симптомов в интимном месте

В школе и детском саду они сталкивались со стеной непонимания со стороны сверстников и недовольства — со стороны преподавателей. Обнаружить признаки гиперактивности у малыша можно даже в первый год жизни, однако проще всего это сделать в возрасте 3& 6 лет.

В этом возрастном периоде дети с симптомами СДВГ по своему поведению заметно отличаются от сверстников. Кроме того, корректировка поведения 3& 6-летних малышей наиболее эффективна, т.к. при отсутствии школьной нагрузки ребенок меньше подвержен стрессу.

А своевременное лечение позволяет детям с СДВГ уже к моменту поступления в первый класс избавиться полностью или частично от проявлений гиперактивности.

Если родители отметили за ребенком симптомы, характерные для СДВГ, следует как можно скорее обратиться к детскому неврологу и психологу. Только профессионал сможет подтвердить или опровергнуть предполагаемый диагноз. В случае подтверждения синдрома специалист предложит подходящую схему устранения симптомов. Как правило, используются следующие средства и методы:

  • Медикаменты. Обычно это легкие успокоительные, которые несколько притормаживают активность нервной системы без какой-либо опасности для ребенка.
  • Поведенческие нормы. Воспитывать гиперактивного ребенка достаточно сложно, т.к. он часто игнорирует взрослых и установленные ими правила. Тем не менее, воспитание полностью исключать нельзя, нужно лишь его скорректировать.
  • Физическая нагрузка. Задача взрослых — помочь ребенку направить энергию в нужное русло. Регулярные занятия спортом — будь то бег или силовые упражнения — будут дисциплинировать ребенка, а также выматывать его.
  • Психотерапия. Конкретные методики по снижению влияния синдрома на ребенка может предложить детский психотерапевт. При этом к каждому малышу специалисты практикуют индивидуальный подход, позволяющий эффективно решить проблемы и устранить симптомы.

Как помочь малышу?

Важную роль в развитии гиперактивных детей играет семья. Простые советы родителям и близким родственникам помогут быстрее устранить СДВГ у малыша.

  • Избегайте отрицаний. Нельзя и нет гиперактивный ребенок практически не воспринимает. Отрицательные конструкции в предложениях только запутают его.
  • Будьте терпеливы и сохраняйте спокойствие. Достучаться до ребенка с СДВГ иногда очень сложно, но нужно относиться к ситуации с пониманием. Четко формулируйте просьбы и правила поведения. Используйте короткие предложения. При необходимости повторяйте то, что уже было вами сказано.
  • Ограничьте просмотр телевизора и видеоигры. Гиперактивный ребенок в 3& 4 года и так быстровозбудим, поэтому лишние раздражающие факторы лучше избегать.
  • Создайте приятный микроклимат в семье. Очень важно предотвращать стрессовые для ребенка ситуации, открытые конфликты. Спокойный и дружелюбный микроклимат — залог быстрого восстановления малыша.

Вовремя обратившись к специалисту и следуя вышеизложенным правилам, вы сможете достаточно быстро добиться удивительных результатов. В большинстве случаев у детей при поддержке родителей и соблюдении схемы лечения гиперактивность в 5& 6 лет заметно корректируется. А с возрастом СДВГ и вовсе исчезает, возвращая ребенка к совершенно нормальной и спокойной жизни.

Был ли у вас опыт воспитания или общения с гиперактивными детьми? Делитесь своими советами и наблюдениями в комментариях. Возможно, они будут для кого-нибудь очень полезными.

Как воспитывать детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Врач-невролог Дария Афанасьева дает практические рекомендации, как правильно воспитывать гиперактивных детей с дефицитом внимания, чтобы они благополучно переросли свой синдром, и в будущем у них все сложилось хорошо.

Основными симптомами синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) считаются:

трудности в учебе;

задержка формирования речи и двигательных навыков;

координационные и вестибулярные расстройства;

проблемы во взаимоотношениях с окружающими, в коллективе;

Родители и педагоги обычно описывают проблемы внимания, возникающие у детей, следующим образом: ребенок не завершает начатое действие, не слушает, не может сосредоточиться, отвлекается, не может работать самостоятельно, часто теряет вещи и пр. У таких детей обычно интеллект сохранный, высокий. Неврологический осмотр не выявляет патологию.

Такие исследования, как ЭЭГ, МРТ, не выявляет серьезные изменения или показывают норму. Причины и механизмы развития СДВГ до конца не изучены и не выяснены.

В числе факторов, которые провоцируют развитие этого синдрома, обычно называют внутриутробные поражения нервной системы, гипоксию плода, асфиксию новорожденных, недоношенность, переношенность, наследственные и генетические факторы и т.д.

В последние годы ученые выделяют также ряд неблагоприятных психосоциальных, пищевых, а также внешних факторов.

Например, проникновение в организм микроэлементов из группы тяжелых металлов может негативным образом сказаться на здоровье детей.

Увеличение свинца в организме вызывает познавательные и поведенческие нарушения, особенно, у детей раннего дошкольного возраста, при этом возникают дефицит внимания и гиперактивность.

Пищевые факторы также могут быть факторами риска и оказывать влияние на формирование СДВГ. Это относится к пищевым красителям, стабилизаторам, избыточному употреблению сахара.

Из психосоциальных факторов важны внутрисемейный и внесемейный микроклимат. Ссоры, конфликты в семье, неблагоприятные бытовые условия, конечно, влияют на ребенка. Важно заметить, что особенности воспитания ребенка тоже играют значительную роль. Гиперопека, так же, как и её противоположность — педагогическая запущенность, не способствует психологическому и физическому здоровью ребенка.

Характерно раннее начало СДВГ — до семилетнего возраста, длительность течения более шести лет. Сложность проблемы СДВГ заключается в том, что она является комплексной: медицинской, педагогической и психологической.

Само заболевание делится на два типа: нарушение внимания с гиперактивностью и без гиперактивности.

Избыточная двигательная активность не всегда является обязательным симптомом, но координационные проблемы встречаются в большинстве случаев. Это проявляется в нарушении равновесия, зрительно-пространственной координации и мелкой моторики. Для них тяжело ждать своей очереди в игре, дети часто прерывают чужой разговор, у них слабый самоконтроль, они часто ленятся.

Эмоциональные нарушения проявляются через неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам. Межличностное поведение характеризуется импульсивностью, навязчивостью, агрессивностью, неорганизованностью.

СДВГ чаще встречается у мальчиков. У 50% детей, страдающих этим заболеванием в дошкольном и младшем школьном возрасте, клинические проявления сохраняются как правило и в подростковом возрасте. 25-50% детей перерастают этот синдром, т.е.

со временем признаки СДВГ исчезают. У 25% подростков проявляется асоциальное поведение: склонность к разным психоактивным веществам, таким как алкоголь, наркотики, склонность к токсикомании.

Именно поэтому детям с СДВГ очень важно вовремя оказать комплексную помощь.

Медикаментозная терапия проводится по назначению врача невролога.

Немедикаментозные способы, способствующие коррекции поведения:

выработать для ребенка поощряемые нормы поведения;

психотерапевтическая работа с родителями;

режим дня, сна, кормления;

здоровое питание: исключение острых, соленых блюд, газированных и слишком сладких напитков.

Необходимо придерживаться определенных правил в семье и школе. Например, ввести щадящий режим обучения:

меньшая продолжительность уроков – до 30 минут.

посадить ребенка за первой партой, чтобы создать больший контакт с учителем;

на один раз давать одно задание.

Движение — это жизнь. Недостаточная физическая активность ребенка может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка в шумных играх.

Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия, подвижные игры.

Нужно создать спокойную психологическую обстановку в семье. Малыш не виноват, что он такой гиперактивный, не надо его ругать, и тем более наказывать. Этим ничего не добьетесь.

Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. Подчеркивайте успехи, хвалите за старание. Это поможет укрепить уверенность ребенка в своих силах.

Научите ребенка управлять собой, контролировать свои эмоции. Избегайте двух крайностей воспитания: чрезмерной мягкости и строгости.

Поддерживайте дома четкий распорядок дня: время приема пищи, выполнение домашних заданий и сна.

Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».

Если ребенок не хочет есть, не заставляйте.

Не забывайте говорить ребенку, как вы его любите.

Оберегайте ребенка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Приучайте ребенка к спокойным настольным играм. Научите ребенка расслабляться (помогут музыкотерапия, йога, водные процедуры и т.д.).

Постарайтесь быть для ребенка примером хорошего поведения. Помните: вы являетесь для своих детей примером для подражания.

Детям с нарушениями внимания присуща чрезмерная активность, но ее можно и нужно удерживать разумным контролем. При правильном подходе к воспитанию родители могут помочь ребенку перерасти синдром и уберечь его от многих проблем в будущем.

Дария АФАНАСЬЕВА, врач невролог высшей квалификационной категории

Источник: «Ангел в ладошке»

Источники: http://razvitiedetei.info/zdorove-rebenka/igry-dlya-giperaktivnyx-detej-doshkolnogo-vozrasta.html, http://www.rastishka.ru/parent/statya/gipieraktivnost-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta, http://sakhaasia.ru/kak-vospityvat-detej-s-sindromom-deficita-vnimaniya-s-giperaktivnostyu/

Комментариев пока нет!

Источник: http://orebenkah.ru/igry-dlja-detej/igry-detej-sdvg-doshkolnogo-vozrasta.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector