Развитие речи и дикции с помощью скороговорок и чистоговорок: упражнения на трудные буквы для детей разного возраста

Скороговорки для развития речи и дикции детей и взрослых

  1. Развивают речевое дыхание, особенно когда проговариваешь их в разном темпе: медленном, среднем, быстром.
  2. Улучшают качество дикции, то есть делают произношение четким.
  3. Развивают сенсорные способности, необходимые для «запуска» и улучшения речи.

  4. Тренируют интонацию: учат произносить вопросы, восклицания и другое.

Ребенок обычно с удовольствием произносит скороговорки, потому что их сюжеты пронизаны юмором, или же ситуации, описанные в этих текстах, выглядят абсурдными, непонятными.

Все это привлекает, смешит и хорошо запоминается.

Когда ребенок заговорит? — Вопрос, волнующих многих родителей. Когда он начнет говорить правильно? — Следующий вопрос. Педагоги советуют сначала произносить скороговорки медленно и негромко. Или вовсе попробовать такой логопедический прием: говорить с ребенком лицом к лицу самым тихим шепотом, почти одними губами, слово общаешься с тем, кто умеет читать по губам.

Потом повторить скороговорку чуть громче, и так постепенно добавлять звук. Детям, чтобы научиться говорить, важно видеть, как артикулирует взрослый, какие мышцы лица задействованы для произнесения звуков. Малыши визуально «считывают» даже положение головы и тела, которое принимает человек в разговоре.

Вот несколько советов о том, как превратить «скучные» занятия в увлекательные:

  1. Превратить все в игру, в которой интересно и взрослому, и ребенку.
  2. Использовать карточки с картинками и/или рифмованные строчки.
  3. Интонировать произнесение, читать артистично, «по ролям».
  4. Начинать разучивать фразы в неспешном темпе: произносить протяжно, негромко. Можно даже спеть вместе с ребенком, если произносить сложные слова совсем трудно.
  5. Если с речевым дыханием все в порядке, добавлять скорость. На то они и скороговорки, чтобы их тараторить, не сбиваясь.
  6. Уместным будет соревнование между детьми одного возраста: кто произнесет быстрее и чище.

В возрасте, когда ребенок только учится говорить, с ним будет уместно тренироваться произносить звуки [г], [д], [з], [с].

Для тренировки звуков [г] и [д]

Голубь в голубой горжетке голубику ел на ветке.

Стоит гора посреди двора.

На горе гогочут гуси, под горой горит огонь.

Галка села на забор, грач завел с ней разговор.

«Га-га-га, — гогочет гусь. — Я семьей свой горжусь!»

Дятел дуб долбил, продалбливал, да не продолбил, не выдолбил.

Дед Додон в дуду дудел. Дудкой Диму он задел.

Дед Данила дыню делил: дольку — Диме, дольку — Дине.

Надя дыню не доела — дыня Наде надоела.

Ду-ду-ду — вот я с песенкой иду.

Да-да-да — здесь большие города.

Ди-ди-ди — ты далёко не ходи.

До-до-до — свили птенчикам гнездо.

Для тренировки звуков [з], [с]

Коси коса, пока роса. Роса долой — и мы домой.

Свиристель свистит свирелью.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Сани — скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

Та-та-та, у нас дома чистота.

Ты-ты-ты — сметану съели всю коты.

Зойкиного зайку зовут Зазнайка.

Зацепился зонтик за забор. В завитушках зонтика узор.

Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

Из кузова в кузов грузили арбузы.

Происходит становление звуков и их пар [б] – [п], [в] – [ф], [к], [т], [х]. А также звуки [м], [н]. Сейчас самое время для их постановки и тренировки.

Для тренировки звуков [б] и [п]

Били бараны в барабаны.

Белый снег, белый мел, белый сахар тоже бел. А вот белка не бела, белой даже не была.

Все бобры добры для своих бобрят.

Бредут бобры в сыры боры — бобры храбры!

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр Петру пек пироги.

Пел перепел за деревней, пел тетерев средь деревьев. Перепел пел-пел — тетерева перепел.

Говорит попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!»

Для тренировки звуков [в] и [ф]

Валя на проталинке намочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

Варвара цыплят караулила, а ворона цыплят воровала.

Я во двор вола вела, за рога вола вела. В хлев вела вола, а вол меня в огород увел.

У Феди — фуфайка, у Фаи — туфли.

Фасоль, фасоль — вот и выросла фасоль.

Федя филина боится — филин может рассердиться.

Для тренировки звука [к]

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

К Макару в карман комарик попал. Комар у Макара в кармане пропал. Об этом сорока в бору протрещала: «В кармане Макара корова пропала!»

Не ест корова короб корок — ей короб сена больше дорог.

Капа Капитону купила кипу кепок.

Колпак на колпаке. Под колпаком — колпак.

Котик ниток клубок укатил в уголок.

Для тренировки звука [т]

У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят.

Топали да топали. До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

От топота копыт пыль по полю летит.

Тридцать три вороны в ряд тараторят, тарахтят.

Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетёрка с тетеревятками — в лесу на ветке.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Для тренировки звука [х]

Вставай, Архип, — петух охрип.

Хохлатые хохотушки хохотали: «Ха-ха-ха».

Архип охрип, а Осип осип.

Нюхал Захар уху да нахваливал: «Ух, хороша уха!»

Прохор и Пахом ехали верхом.

Муха-горюха села на ухо.

Считается, что это возраст освоения шипящих и свистящих звуков. Потренироваться в их произношении можно с помощью этих «потешек». Про звук [з] мы уже упоминали — здесь все упражнения, кроме него.

Для тренировки звуков [ш] и [ж]

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Вымыли мышки миски у мишки.

Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ, да под душем вымой тушь. После душа вытрись суше и не пачкая больше уши.

У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше? Сложила кашу в плошку и накормила кошку.

Во лесу лозу вяжу. На возу лозу везу. Коза, не лижи лозу — накажу!

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

Над Жорой жук, жужжа, кружит. От страха Жора весь дрожит. Зачем же Жора так дрожит? Не страшно ведь жучок жужжит.

Жаба, журавль и желтый жучок в гости к ежихе шли на лужок.

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

Для тренировки звука [ц]

Цыган на цыпочках цыпленку крикнул: «Цыц!»

Цапля цепкая была, цапля долго не ждала — клювом цап и целиком лягушку проглотила.

Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц дрессировать.

Жили-были три японца: Як, Як-Цин-Драк, Як-Цин-Драк-Циндрони.

Зачерпнула цапля чашкой чай целебный из ромашки. Целый чан у цапли чая, цапля-врач больных встречает.

Для тренировки звука [ч]

В горячей печи пекарь пек калачи.

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертнека чертили черными чернилами чертеж.

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

Черной галке черный дрозд подарил черники гроздь.

У пчелы, у пчелки почему нет челки? Отвечаю почему: «Челка пчелке ни к чему».

Чу! В чулане есть сверчок. Четко слышно: «Чок-чок-чок».

Для тренировки звука [щ]

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

Щука леща угощала борщом.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

Щипцы да клещи — вот наши вещи.

Щуку я тащу, тащу. Щуку я не упущу.

Речевой аппарат готов для освоения сонорных [р] и [л]. Поэтому в возрасте 4−6 лет рекомендуется заняться развитием именно этих звуков. Вот видео от логопеда о правильном и быстром способе поставить звук [Р] у дете

И скороговорки в помощь:

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

Проворонила ворона вороненка.

Подал грабли крабу краб: «Грабь граблями сено, краб!»

Забыл Панкрат Кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.

У села ли села лиса, у опушки ли леса?

Королева кавалеру подарила каравеллу.

Не жалела мама мыла — мама мылом Милу мыла.

Мы ели-ели ершей у ели. И еле-еле их у ели доели.

Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию.

Занятия на чистоту произношения для взрослых отличаются от детских, главным образом, тем, что здесь чаще используют труднопроизносимые словосочетания. Второй важный нюанс, пожалуй, в том, что у взрослых другие цели. Многие хотят не просто улучшить дикцию, избавиться от слов-паразитов, проработать некоторые звуки, но и избавиться от говора. В этом видео максимум полезной информации:

А из детского списка скороговорок стоит выбирать самые сложные, дополнив их вот такими, например:

Была у Фрола. Фролу на Лавра наврала. Пойду к Лавру — Лавру на Фрола навру.

У Феофана Митрофановича три сына Феофановича, три дочки Феофановны, три внучки Митрофановны.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Рапортовал, да не дорапортовал. Дорапортовал, да зарапортовался.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила.

Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса порвали в драке альбатросы.

Дробью по перепелам да по тетеревам.

Рыла двор свинья белорыла да тупорыла. Полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

Говорили про Прокоповича. Про какого Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего!

Рекордно длинная и невероятно сложная чистоговорка, которую часто используют дикторы и люди, чья работа связаны с публичными выступлениями. Это нужно слышать.

Об авторе

Редактор

Источник: https://lisa.ru/moy-rebenok/491832-106-skorogovorok-dlya-razvitiya-rechi-i-dikcii-detej-i-vzroslyh/

Распевки – скороговорки

Дикция является средством донесения  текстового  содержания произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытии музыкального образа 
(Если гласная имеет полетность, согласная “полетит” вслед за ней).

Для тренировки голосового аппарата вокалиста очень хороши скороговорки. Я сделал небольшую подборку скороговорок, специфичных для вокалистов с комментариями.

Так называемая широкая дикция, когда певец произносит текст не твердым кончиком языка, а всем языком, включая его наиболее утолщенную часть – корень отсюда возникает грубый звук, с глоточным призвуком, так как опора звука с диафрагмы снимается и переносится на горло, певец резонирует расширенной глоткой, по силе звук идет громкий, но неправильный, дикция сопровождается форсированием звука, плохо сказывается на артикуляции, снижает разборчивость речи, произношение согласных вялое, порождает интонационную фальшь, нарушает непрерывность звуковедения, кантилену.

Согласные звуки прерывают звучание голоса, поэтому нужно стремиться к предельной краткости их произношения.Характер произношения согласных находится в прямой зависимости от художественного образа песни.

Скороговорки

Читать скороговорки надо сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следить за ритмичностью произношения. Не забывать темп, дикцию.

Обращайте особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, но опять-таки надо помнить правило: согласные не крупнить, не тяжелить, а активизировать.

Постепенно старайтесь произносить скороговрки на одном дыхании.

Все скороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Скороговорун скороговорил-выскороговаривал,что все скороговорки перевыскороговорит,но, раскороговорившись, выскороговаривал,

что всех скороговорок не перескороговоришь,не перевыскороговоришь!

Подворотничок с подвыпердвертом

Бык, бык, тупогуб. Тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.

Сшит колпак да не по колпаковски,Вылит колокол да не по колоколовски.Надо колпак переколпаковать перевыколпаковать

Надо колокол переколоколовать перевыколоколовать.

Ты, сверчок сверчи, сверчи,
Сверчать сверчаток научи.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал Грека через рекуВидит Грека – в реке ракСунул Грека руку в реку

Рак за руку Греку цап

Свил паук себе гамак в уголке, на потолке,
Чтобы мухи, просто так, покачались в гамаке.

Расскажите про покупки.Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про крупу да про подкрупки.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Если бы Карл не крал коралы, то и Клара б не крала кларнет.

Королева Клара строго Карла карала за кражу королевского коралла

Кукушка кукушонку купила капюшон,Hадел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне кукушонок смешон.

От топота копыт пыль по полю летит.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.

Не тот товарищи товарищу товарищь, кто при товарище товарищу товарищ,
А тот товарищи товарищу товарищ, кто без товарища товарищу товарищ.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

В четверг четвертого числа, в четыре с четвертью часа,
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.

Пришел Прокоп-кипит укроп, Ушел Прокоп-кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, И без Прокопа кипит укроп.

Шли три попа,Три Прокопья попа,Три Прокопьевича,Говорили про попа,Про Прокопья попа,

Про Прокопьевича.

Дыбра – это животное в дебрях тундры,Вроде бобра и выдры,Враг кобры и пудры,

Бодро тибрит ядра кедра и дробит добро в недрах!

Вез корабль карамель Наскочил корабль на мель И матросы три недели

Карамель на мели ели.

На дворе трава, На траве дрова, Не руби дрова

На траве двора.

Ди-ги, ди-ги дай Ди-ги, ди-ги дай Ди-ги, ди-ги Ди-ги, ди-ги Ди-ги, ди-ги дай. Петя шел, шел, шел И горошину нашел, А горошина упала Покатилась и пропала, Ох-ох-ох-ох, Где-то вырастит горох. Думал – думал, думал – думал Думал – думал, думал – думал В это время ветер дунул

Читайте также:  Меню с рецептами для ребенка в 8 месяцев на искусственном и грудном вскармливании: таблица на каждый день недели

И забыл о чем я думал.

Иван Топорышкин пошел на охоту С ним пудель пошел перепрыгнув забор, Иван, как бревно, провалился в болото, А пудель в реке утонул, как топор.

Иван Топорышкин пошел на охоту С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор, Иван провалился бревном на болото, А пудель в реке перепрыгнул забор.

Иван Топорышкин пошел на охоту С ним пудель в реке провалился в забор, Иван, как бревно, перепрыгнул болото,

А пудель вприпрыжку попал на топор.

Источник: https://21one.ru/v/55/580-uprazhneniya-dlya-razvitiya-dikczii-skorogovorki-raspevki.html

Скороговорки и чистоговорки: улучшаем дикцию и артикуляцию

Сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломаными ножками едет на сиреневеньком бронетранспортёрчике с передним предподвыподвертом.

Скороговорун скоровыговорил, что все скороговорки не перескороговоришь, не выскороговоришь, позже убедился, что все скороговорки выговоришь, да перевыговоришь.

И прыгают скороговорки, как караси на сковородке!Говорил, говорил – проговаривал,Да не выговаривал,Скороговорки прочитал, читал – читал,Но быстрей говорить не стал.Может просто плохо проговаривал

Невыговариваемые скороговорки.

Эйяфьятлайокудль эйяфьятлайокудляли, эйяфьятлайокудляли, но не выэйяфьятлайокудляли.
Надо эйяфьятлайокудль переэйяфьятлайокудлевать да перевыэйяфьятлайокудлевать.

Чистоговорки

Для отработки отдельных звуков речи и их сочетаний служат специально составленные фразы — чистоговорки. В них неоднократно повторяется тренируемый звук или сочетание звуков.

Как с ними работать?

1. Работать над чистоговорками надо не торопясь, заботливо проверяя установку каждого звука, тщательно отрабатывая его верное звучание.

2. Перед началом работы над чистоговорками внимательно изучите нормы произношения. Надо знать, как произносятся отдельные звуки и их сочетания по законам устной речи, чтобы не наработать неверного навыка. Например, слова «редко» (редька редко росла на грядке) и «грядка» звучат — «реТко», «гряТка»; «сшила» (сшила капюшон) как «ШШыла» и т. д.

3. Записывайте упражнения с чистоговорками на диктофон, это позволит вам услышать себя со стороны, заметить и быстрее исправить недостатки речи, а также внести коррективы в процессе работы.

И несколько примеров:

Бык тупогуб, тупогубенький бычок у быка бела губа была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

Пришел Прокоп — кипел укроп, ушел Прокоп — кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

Рыла свинья тупорыла-белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла да подрыла.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки — скок, Соньку с ног, Саньку — в бок, Сеньку — в лоб, все — в сугроб!

Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.

Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.

Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

В Чите течет Читинка.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.

Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.

И ещё несколько упражнений на улучшение дикции

1. Помассируйте языком ротовую полость изнутри. Делайте языком вращательные движения. Проводите им по зубам, как будто вы чистите зубы, старайтесь достать языком нёба.

2. Помассируйте пальцами губы, щеки, нос, кожу под подбородком. Надуйте щеки, как будто ваша кожа — натянутый барабан. Стучите по всем этим местам подушечками пальцев, как барабанными палочками.

3. Произносите скороговорки для улучшения дикции и артикуляции каждый день, хотя бы по 5-10 минут.

4. Упражнение на произнесение скороговорок можно усложнить. Например, перед тем, как произносить скороговорки, можно положить в рот несколько мелких камешков или орешков. Ясное дело, чтобы в этом случае произнести фразу красиво и четко, следует приложить усилия. Так тренируются мышцы рта, улучшая артикуляцию.

5. Еще одним популярным упражнением в разговорной практике является также разговор с закрытым ртом. Поскольку губы сомкнуты, усложняется произношение звуков. В этом случае также нужно проявить дополнительную сноровку, волю, чтобы сказать хоть сколько-нибудь понятные слова. После такой тренировки дикция и артикуляция обычной разговорной речью значительно улучшаются.

Будет очень полезно, если перед каждым публичной речью или возможностью выступить перед людьми, вы в течении 5-7 минут проделаете первые три упражнения.

© 2014 – 2017 Мираман

Создание сайта — Cetera Labs

Источник: http://miraman.ru/posts/1285

Картотека по логопедии на тему: Картотека детских скороговорок для развития речи, улучшения дикции и развлечения

Картотека детских скороговорок для развития речи, улучшения дикции и развлечения.

Скороговорка — короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. Используется для тренировки дикции и произношения.

Скороговорки читать нужно с самого детства, ведь чтение скороговорок и их заучивание помогают формировать красивую ровную речь, учат проговаривать все буквы, не пропуская их и не «заглатывая».

Скороговорки для детей на этой страничке разбиты на несколько категорий. Самые важные скороговорки для улучшения дикции – это конечно «на букву Р» и на шипящие согласные. Чтение сложных скороговорок поможет закрепить навыки, а смешные детские скороговорки помогут учиться играючи.

звуки «Б» и «К»

Кто обидит бобра – не увидит добра.

У Бобы – винт, у Вити – бинт.

звуки «Б» и «Л»

Маланья – болтунья молоко болтала,

выбалтывала, выбалтывала не выболтала.

Не жалела мама мыла.

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыла не любила,

мыло Мила уронила.

Белые бараны били в барабаны.

звук «В»

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

По двору-подворью, в добром здоровье.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

звук «Г»

На дворе галка, на берегу галька.

Нес Григорий пирог через порог.

Стал на горох и упал на порог.

У Аграфены и Арины растут георгины.

Галка села на забор,

Грач завел с ней разговор.

звук «Ж»

Хожу–твержу, сижу–твержу,

лежу– твержу: Жи, же, жа, жу.

У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Хорош пирожок внутри творожок!

Желтокрылый жук Женя

женился на жужелице Жуже.

Жена Жужа жужжит не хуже мужа.

звук «З»

Затоптали утки за будкой незабудки.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Лиза везла на возу козла и козу.

На завалинке Зоя и заинька.

Не забудьте незабудки.

Розовые розы замерзают в морозы.

Соломы воз возница вез.

звуки «К» и «Л»

От топота копыт пыль по полю летит.

У ёлки иголки колки.

Я сидела у Оки, ела яблоки.

Карл у Клары украл кораллы,

а Клара у Карла украла кларнет.

Королева кавалеру подарила каравеллу.

Вбил Клим кленовый клин.

Заклинило клин,

клином не выклинишь.

[b]звуки «К» и «П»[/b]

Наш Полкан попал в капкан.

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

про покупочки свои!

Не по правилам правил Павел,

В трясину машину Павел направил.

Медведь Потап купил тапки для лап.

Малы тапки, не лезут лапки.

В слове «початки» нашли опечатки.

А какие же початки с опечатками?

Когда-то галок поп пугая,

В кустах заметил поп

И говорит тут попугай

«Пугать ты галок, поп, пугай.

Не смей пугать ты попугая!»

звуки «К» и «Г»

Краб крабу сделал грабли.

Подал грабли крабу краб:

сено, граблями, краб, грабь.

На дворе галка, на берегу галька.

Нес Григорий пирог через порог.

Стал на горох и упал на порог.

звук «М»

Мама мыла Милу мылом,

Мила мыло не любила.

На меду медовик,

а мне не до медовика.

[b]звук «С»[/b]

У Сени и Сани в сенях сом с усами.

У осы не усы, не усища, а усики.

Осип охрип, Архип осип.

В поле Фрося полет просо,

сорняки выносит Фрося.

Сидит Алеся с печки ноги свеся.

Стрекотали три сороки на

рассвете во дворе,

разбудили три сороки

злого Рекса в конуре.

Р Грозно «сторож» зарычал,

Со двора сорок прогнал.

Сидел Венька в гостях у Сеньки.

Пришел Санька, за ним Танька.

Потом Витька, за ним Митька,

после Влас, за ним и весь класс.

Сидели, сидели, едва не поседели.

Ничего не высидели.

Еще посидеть, чтобы поседеть?

Везёт Сенька Саньку с

Сонькой на санках.

Санки скок, Сеньку с ног,

Соньку в лоб, все в сугроб.

звук ” Т ” и “Д “

Танец за танцем, за танцем танец.

У Тани с Мишуткой на щечках румянец.

Маленький карасик попал на удочку Тарасика.

Пожалел Тарасик, отпустил карасика.

Молоточком точно в точку

заколачивать гвоздочки

учится чумазый Чук.

На дворе трава, на траве дрова,

не руби дрова на траве двора.

Тридцать три корабля лавировали,

лавировали, да не вылавировали.

звук «Р»

В грозу от груза арбузов развалился кузов.

В огороде у Федоры – помидоры.

За забором у Федоры – мухоморы.

В поле Фрося полет просо,

сорняки выносит Фрося.

По травке тропа протоптана.

Рано утром два барана

барабанят в барабаны.

Рома Маше нарвал ромашек.

Трое трубачей трубят в трубы.

Шустрая норка юркнула в норку.

Шел Егор через двор

Нес топор чинить забор.

Раз дрова, два дрова, три дрова.

Розу розовую Розе Боря в праздник подарил.

Боря улыбается: роза Розе нравится!

Свинка рылом землю рыла,

Мыли рыло свинке мылом.

Играла Клара на рояле, Мишутка с Таней танцевали.

Редьку редко ели детки – горьковата деткам редька.

Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак.

Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!

Баркас приехал в порт Мадрас.

Матрос принёс на борт матрас.

В порту Мадрас матрас матроса

Порвали в драке альбатросы.

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

звук «Ш»

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шлепают гуськом гусак за гусаком.

Шапкой Саша шишки сшиб.

Маша за Сашей шли за Глашей.

Над крышею – груша.

На груше – Андрюша.

Шапка да шубка – вот наш Мишутка.

У Маши на кармашке маки и ромашки.

У Сашки шапка, у Пашки фуражка,

Фуражку Пашка отдал Сашке,

Сашка шапку отдал Пашке.

В стружке шуршит мышка-норушка.

Жестко спать мышке на стружке.

звуки «Ч» и «Щ»

Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

Птичку напичкали спичками.

Чёрной ночью чёрный кот

прыгнул в чёрный дымоход.

звук «Щ»

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Щипцы да клещи – вот наши вещи.

Волки рыщут, пищу ищут.

Овощи тащи – будут щи.

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

звук «Ц»

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Съел, наконец, кузнец варенец.

Легкая метелица белым снегом стелется.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2017/01/29/kartoteka-detskih-skorogovorok-dlya-razvitiya-rechi-uluchsheniya

Развитие / скороговорки для детей для улучшения дикции

Скороговорки для детей помогут вашему ребенку научиться четко и красиво говорить, а также будут способствовать улучшению дикции и памяти.

От топота копыт пыль по полю летит.

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь

У осы не усы, и не усищ-ща, а у-у-сики.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Забыл Панкрат Кондратьевич домкрат,
А без домкрату ну не поднять на тракте трактор.

Интервьюер интервента интервьюировал.

Рапортовал, да не дорапортовал, потом дорапортовывал, да зарапортовался.

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

Читайте также:  Как определить группу крови и резус-фактор у ребенка с помощью таблицы с показателями родителей?

Ест Федька с водкой редьку

Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак.
Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!

Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

Брит Клим брат, брит Игнат брат, а брат Панкрат — бородат.

К Габсбургам из Страсбурга.

Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Упражнение дикции помогает развитию речи.

У ёлки иголки колки.

В один клин, Клим, колоти.

Говорил командир при полковнике про подпоручицу,
А при подполковнице про подпрапорщицу промолчал.

Турка курит трубку, курка клюет крупку.
Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.

Подал грабли крабу краб.

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

Рододендроны из дендрария.

Сорока со скоросоковыжималкой.

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

Во дворе-подворье погода размокропогодилась.

Два дровосека говорили про Ларьку да про Варьку

Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принёс на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса

Порвали в драке альбатросы.

В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.

Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.

Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

Когда-то галок поп пугая,

В кустах заметил попугая, И говорит тут попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай. Но только галок, поп, пугая,

Не смей пугать ты попугая!»

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Королева кавалеру подарила каравеллу.

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили,

И в туманы лимана манили меня?

На холме кули, поднимусь на холм и куль поставлю.

Невелик бицепс у эксгибициониста.

Недопереквалифицировавшийся.

Работники предприятие приватизировали, приватизировали да не выприватизировали.

Саша шапкой шишку сшиб.

Сиреневенькая зубовыковыривательница.

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, Но заскороговошившись, выскороговорил — что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь.

И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

Сняли с Надежды цветные одежды,
Без одежд Надежда не манит как прежде.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.

Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже — ужа ужица съест на ужин

и скажет: (начинай сначала).

Флюорографист флюорографировал флюорографистку.

Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.

Источник

Источник: http://www.podelkidetkam.ru/razvitie-skorogovorki-dlya-detej-dlya-uluchsheniya-dikcii

Скороговорки для развития и улучшения дикции у взрослых

Дорогие читатели, все мы знаем, что скороговорки это не только веселая забава, но и полезное упражнение для развития речи детей и взрослых. Именно поэтому они остаются востребованы, и мы прибегаем к ним, когда нужно улучшить дикцию, сделать речь более быстрой, четкой и выразительной.

Существуют скороговорки для общего развития речи, а также те, что помогут научиться выговаривать отдельные звуки. Также они делятся на простые и сложные. Начинать, конечно, стоит с простых и после этого переходить к сложным, постепенно улучшая и совершенствуя дикцию.

Простые скороговорки

Приступая к занятиям по тренировке дикции, лучше всего прибегнуть к легким скороговоркам для развития речи, которые состоят всего из нескольких слов.

Укол – укор. Кишлак – дуршлаг. Галка – мигалка. Мальвина – малина. Муж – уж. С горы – не в гору. Клара у Вали играет на рояле. Шустрая норка юркнула в норку. Гошка на окошке как кошка. Красивая коса у девушки длинна. Кот идёт, кошку найдёт. Сшита шуба из шиншилл. Елена лён мяла. Лара играла на лире.

Король – орёл. Авто-мото, вело-фото. Во поле кони затопали. Приезжие разъездились. Разъезженный разъезд. Прекратите пререкаться. Живое заживает выживая. Ёж под ёлкой ел мёд. Данил и Лина в долине Нила. У бабульки батоны, бублики и булки. Геракл орла прогоняет. Баба Клава распугала попугаев.

Ашан на Осташковском шоссе.

Озадачили на даче Зою задачами.

Скороговорки для дикции взрослых

Чтобы сделать свою речь более красивой и четкой, нужно ежедневно тренироваться в проговаривании обычных детских скороговорок. Повторяя каждую фразу по 5-6 раз, можно исправить проблемы с дикцией. В этом разделе скороговорки для развития и улучшения дикции у взрослых.

Скороговорки со звуком «р»

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. Забыл Панкрат Кондратьевич домкрат, а без домкрата ну не поднять на тракте трактор. Рододендроны из дендрария. Бредут бобры в сыры боры.

Бобры храбры, а для бобрят добры. Дробью по перепелам, да по тетеревам. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась. Клара-краля кралась к Ларе. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

Если бы Карл не крал кораллы, то и Клара б не крала кларнет.

Собирала Маргарита маргаритки на траве. Растеряла Маргарита маргаритки, да не все.

Скороговорки со звуком «л»

Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию. Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

На мели мы лениво налима ловили, на мели мы ловили линя. Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила. Орёл на горе, перо на орле, гора под орлом, орёл под пером. Горят лампы на рампе.

У ёлки иголки колки. Лапти лыковые, лыки липовые.

Платон плыл на плоту.

Скороговорки со звуком «п»

Поле, полное полыни, выпало полоть Полине. Пилил Филипп полено из лип, притупил пилу Филипп. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят. Про пёстрых птиц поёт петух, про перья пышные, про пух. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. У Полкана под лапкой палка.

У перепелa и перепёлки пять перепелят. Пакет из-под попкорна, из-под попкорна пакет. Птичку напичкали спичками. Вырастил Толя тополь за полем. По полю, по полю шёл к тополю Толя. Пётр Петру пёк пироги. Поля пошла полоть петрушку в поле.

Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.

Летят три пичужки через три пустых избушки.

Скороговорки со звуком «ч»

Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь, чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. Четыре чёрных, чумазых чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто. Горячи калачи доставай из печи. В городе Сочи темные ночи. Часы стучали и стучали, час за часом отбивали.

У четырёх черепашек четыре черепашонка. У зайчихи – зайчата, у крольчихи – крольчата. Течет ручеек через лесочек под мосточек. На крючке – червячок, ловись плотвичка и судачок. Сетчатый сачок зацепился за сучок. Чеpепaхa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя. Чукча в чуме чистит чуни, чистота у чукчи в чуме. Наменял старик мочал, а лапти не вылапотничал.

В предвечерний час ворчат черти через раз.

Скороговорки со звуками «щ» и «ш»

Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет. Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке. В роще щебечут стрижи, чечётки, щеглы и чижи. Саша шапкой по ошибке шишку сшиб. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.

Не найду я ушки у нашей лягушки. Пыхтит как пышка пухлый Мишка. Я по камешкам пошёл, шубу шёлкову нашёл. Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки. Кошка на окошке шьёт рубашку для Ермошки.

По ремешку, по брёвешку боком проведу кобылку.

На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка.

Скороговорки на несколько звуков

Также существуют скороговорки для развития речи и дикции, которые позволяют отрабатывать сразу несколько звуков одновременно. Именно им посвящен данный раздел.

Баркарола − песня гондольеров Венеции.
(Звуки к, л, р)

Вор вора обворовал, по задворкам плутал, весь товар растерял.
(Звуки в, р, т)

Брат Филипп, втравит тебя, брат Федот, в конфликт!
(Звуки в, р, т)

Весь март кот поёт, второй кот вторит.
(Звуки в, р, т)

Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь.
(Звуки в, з, с)

Купили каракатице кружевное платьице, ходит каракатица хвастается платьицем.
(Звуки к, р, т, ц)

Теоретизировали, теоретизировали и дотеоретизировались.
(Звуки в, л, р, т)

Всех денег не перезаработать, не перевызаработать.
(Звуки з, п, р)

Пятнадцать птиц подписали петицию, пятьдесят птиц не подписали петицию.
(Звуки п, т, ц)

Брат! Брал бра? Брал, брат, бра. Бра, брат, брал.

(Звуки б, л, р, т)

Всё может быть. Но, быть может, только то не может быть, что, быть может, быть не может – остальное может быть.
(Звуки б, ж, м)

У хламидомонады и хлореллы в хроматофорах хранится хлорофилл.
(Звуки л, м, р)

Жизнь жестока к жестоким, жестокостью ожесточённым.
(Звуки ж, с, т)

Более сложные скороговорки

Порой возникает необходимость улучшить дикцию не просто для себя, но и потому что этого требует профессиональная деятельность. В этом случае простыми упражнениями не обойтись, и понадобятся скороговорки для дикции взрослых более сложные. Именно их вы найдете в этом разделе.

Гурбангулы Бердымухамедов украл у Танирбергена Бердонгарова кораллы.
Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: «Грабь граблями гравий, краб».

Из-под Костромщины шли четыре мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.

Стоит в яме холм с кулями, выйду на холм, куль поправлю.

Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все – в сугроб.

Турка курит трубку, курка клюет крупку.
Не кури, турка, трубку; не клюй, курка, крупку.

Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.

Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Женя с Жанной подружилась. Дружба с Жанной не сложилась. Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

Два дровосека, два дроворуба, Два дровокола отточили топоры, Топоры остры-то до поры,

До поры остры топоры, до времени.

Встретил в чаще ёж ежа, – Как погода, ёж? – Свежа. И пошли домой, дрожа,

Сгорбясь, съёжась, два ежа.

Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса

Порвали в драке альбатросы.

На мели мы налима лениво ловили, Меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили

И в туманы лимана манили меня.

Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже – ужа ужица съест на ужин

И скажет: (начинай сначала).

ДИЕТА ПОСЛЕ УДАЛЕНИЯ ЖЕЛЧНОГО ПУЗЫРЯ

Как жить полноценной жизнью без желчного пузыря

Читайте также:  Как облегчить и самостоятельно обезболить схватки и потуги во время родов, чтобы лучше их перенести?

Узнать больше …

Георгий Георгиевич говорит Григорию Григорьевичу о Григории Георгиевиче, а Григорий Григорьевич говорит Георгию Георгиевичу o Георгии Григорьевиче.

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши – и не пачкай больше уши.

Карлик-лекарь Карл у карлицы-крали Клары украл кораллы. А карлица-краля Клара у карлика-лекаря Карла украла кларнет. Если бы карлик-лекарь Карл у карлицы Клары-крали не крал кораллы, то карлица-краля Клара у карлика-лекаря Карла не крала бы кларнет.

Граф Пато играет в лото. Графиня Пато знает про то, что граф Пато играет в лото, а граф Пато не знает про то, что графиня Пато знает про то, что граф Пато играет в лото

Откуда на просеке просо? Просыпали просо здесь просто. Про просо просянки прознали. Без спроса все просо склевали.

Самые эффективные скороговорки

Оказывается, детские стихотворные скороговорки самые эффективные для улучшения дикции взрослых. Они замечательно тренируют дикцию, и в результате произношение становится правильным и чистым. Хотя, безусловно, вряд ли все получится сразу, так что главное, дать себе время на тренировку и не отступать при первых же неудачах.

***

У пчелы, у пчёлки Почему нет чёлки? Отвечаем почему:

Чёлка пчёлке ни к чему.

***

Мы чаёк горячий Будем пить на даче, Пить с печеньем, с калачом,

Пирог с черникой испечём.

***

Уж пожаловал ежам Новых дюжину пижам. Прежние пижамы

Исколоты ежами.

***

Жук жужжит в железной банке, Жук не хочет жить в жестянке. Жизнь жука в плену горька.

Жалко бедного жука.

***

Тучи гуще, гуще, гуще, Дождик пуще, пуще, пуще, Даже щуки и лещи

Ищут шляпы и плащи.

***

Сова советует сове: «Спи, соседка, на софе: На софе так сладко спится –

О совятах сон приснится!»

***

Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель. И матросы три недели

Карамель на мели ели.

***

За деревней, за просёлком Пела песни перепёлка. Перепёл прилетел,

Перепёлку перепел.

***

Посмотрите на Иринку: Ест Иринка мандаринку. Съест Иринка мандаринку,

Бросит корочки в корзинку.

*** Были галчата в гостях у волчат. Были волчата в гостях у галчат. Ныне волчата галдят, как галчата.

И, как волчата, галчата молчат.

***

В четверг четвёртого числа В четыре с четвертью часа Четыре чёрненьких курчавеньких чертёнка

Чертили чёрными чернилами чертёж.

***

Мяч скучал на чердаке. Мячик ищут в сундуке. Тщетно ищут мячик

Девочка и мальчик.

***

Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела.

Белой даже не была.

***

Мы режем, режем, режем, Бумагу всю изрежем, Вырежем жука – желтые бока. И как станет жук жужжать, Все должны мы убежать!

Ж-ж-ж-ж-ж…

***

Над Жорой жук жужжа кружит. От страха Жора весь дрожит. Зачем же Жора так дрожит?

Совсем не страшно жук жужжит.

***

В огороде Фёкла ахала и охала, Уродилась свёкла не на грядке – около. Жалко Фёкле свёклу, жалко свекле Фёклу,

Жаловалась Фёкла: «Заблудилась свёкла!»

Длинная сложная скороговорка для развития дикции

Эта супер-скороговорка совмещает в себе мотивы множества других более коротких скороговорок и поможет продемонстрировать навыки быстрой четкой речи в полной мере.

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга, бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех – не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было и не до вдовы; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола- дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках: санки- скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел; Сонька была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, что у ужа – ужата, а у ежа – ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши; о всем об этом около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.

Предлагаем посмотреть видео с еще одной очень длинной скороговоркой в исполнении Татьяны Квинт. Молодец!

Изначально скороговорки были придуманы для развлечений. Проговаривая забавные фразы, люди соревновались в чёткости и быстроте. И лишь позднее стало понятно, насколько скороговорки важны для развития и улучшения дикции не только детей, но и взрослых.

Приглашаю почитать и другие статьи о скороговорках на блоге:
Скороговорки для развития речи у детей
Скороговорки для детей на букву Р
Смешные скороговорки для детей и взрослых

Финские песни так быстро поются, что похожи на скороговорки. Для вас музыкальный подарок в исполнении Марины Девятовой – «Финская полька».

Сырные булочки к завтраку от Гордона Рамзи или НЕбезумное чаепитие с Алисой в Стране чудесСкороговорки для развития речи у детейСкороговорки для детей на букву РСмешные скороговорки для детей и взрослыхО детях и детстве в цитатах и афоризмахВосстановление после инсульта: опыт, который лучше получить заочно

Источник: https://irinazaytseva.ru/skorogovorki-dlya-vzroslyx.html

Упражнения на дикцию для детей, скороговорки

Как известно, отличная дикция (т.е. максимально ясное и чёткое произношение каждого согласного, а также слов и фраз в целом) может формироваться у ребёнка на протяжении нескольких лет.

Безусловно, важную роль в этом играет и совершенствование работы органов речи, поэтому, если вы замечаете у дошкольника смазанную, неясную и недостаточно чёткую речь, не затягивайте и сразу же предпринимайте действия для развития его дикции.

Почему так важно улучшать дикцию ребёнка?

Вообще, плохая дикция может достаточно негативно отразиться на успеваемости ребёнка и его коммуникации со сверстниками. Он становится резким, нервным, неусидчивым. Как результат, падает интерес к учёбе. Поэтому очень важно определить проблему на самой ранней стадии и ежедневно уделять несколько минут её решению.

Предупреждаем: постарайтесь запастись терпением и не бранить ребёнка за неверное произношение. Коррекцию дикции следует начинать с разминки языка и губ.

Основные упражнения для разминки губ

Упражнение «Трубочка»

  • «Улыбочка» – постарайтесь изо всех сил натянуть губы, при этом не открывать рот.
  • «Заборчик» – сохраняйте положение «Улыбочка» и откройте рот, чтобы были видны зубы (губы по-прежнему должны быть натянуты).
  • «Трубочка» – губы должны тянуться вперёд (как вы делаете при произнесении звука «У»).
  • «Бублик» – сохраняйте положение «Трубочка». Затем постепенно открывайте рот и натягивайте губы, как перед произнесением звука «О».
  • «Рупор» – постарайтесь открыть рот максимально широко, как при произнесении звука «А».

Упражнение «Маятник»

  • «Лопатка» – приоткройте рот, высуньте язык и попытайтесь коснуться им подбородка.
  • «Горка» – приоткройте рот и надавите языком на нижнее нёбо так, чтобы он немного приподнялся.
  • «Сладкая конфета» – с закрытым ртом упирайтесь языком то в правую, то в левую щёку.
  • «Маятник» – отройте рот, высуньте язык и тянитесь им то влево, то вправо.
  • «Иголочка» – постарайтесь вытянуть язык максимально далеко, как только сможете.
  • «Грибок» – нужно дотронуться языком до верхнего нёба так, чтобы уздечка натянулась.
  • «Лошадка» – сохраняйте положение «Грибок», после чего резко ударьте языком по нижнему нёбу (должен получиться звук цоканья лошадки).

Каждой группе упражнений необходимо уделить не менее двух минут. Сначала выполните  губные упражнения, а затем, по истечении двух минут, начинайте выполнять языковые. Следующие 15–20 минут уделите скороговоркам.

Приступаем к изучению скороговорок

Что ж, настало время приступить к более трудной задаче – изучению скороговорок, которые постоянно будут усложняться дополнительными словами с одинаковыми согласными.

Попросите ребёнка вместе с вами посчитать до трёх (раз, два, три). Произнесите это около 5 раз. Сначала медленно, а затем быстрее и быстрее (при этом отчётливость не должна теряться).

После попросите дошкольника повторить данную задачу самостоятельно.

Теперь усложните упражнение: после каждого числительного поставьте слово «дрова». Повторите это слово сначала медленно, а затем максимально быстро. Как видите, получается небольшой дикционный тренинг: «Раз дрова, два дрова, три дрова».

Данную скороговорку следует разучить в течение первого занятия. Поверьте, 15–20 минут пройдут незаметно. Обычно подобное упражнение вызывает у ребёнка смех. Так что на такой позитивной ноте и закончите первое занятие.

Упражнения первого занятия обычно вызывают смех у ребёнка

Второй день занятий следует начать с разминки губ и языка, а также повторения изученной скороговорки. Вообще, запомните главное педагогическое правило – каждое новое занятие стоит начинать с повторения предыдущего материала.

Повторили вчерашние упражнения, порадовались небольшими успехами чада и – вперёд, покорять новые вершины! Не забудьте вновь усложнить поговорку. Измените её на следующую фразу: «На дворе трава, на траве дрова».

Как обычно, начинайте с медленного темпа, а затем постепенно ускоряйтесь. Выучили? Отлично!

С чего начать третий день? Правильно, с повторения.  После этого соедините первую поговорку со второй. Получится длинная и достаточно непростая фраза: «На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова».

На столь непростое сочетание слов ребёнку может понадобиться и не один день, поэтому до конца недели повторяйте именно его (иногда можно разнообразить новыми словами). Уже по истечению этого времени вы заметите, что дикция ребёнка начинает постепенно улучшаться.

Следующие недели посвятите изучению длинных скороговорок, которые вы с лёгкостью найдёте в сети Интернет.

Как видите, вышеуказанные упражнения и скороговорки способны быстро и эффективно развить дикцию у дошкольника, помогая ему научиться говорить чётко, ясно и красиво. Надеемся, вы усвоили технику занятий. Желаем удачи в тренировках!

(Visited 9 821 time, 3 visit today)

Источник: https://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/osnovnyie-uprazhneniya-dlya-uluchsheniya-diktsii-u-doshkolnikov.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector