Речевое развитие в 3-4 года: логопедические упражнения, игровые занятия и способы научить ребенка разговаривать

Развитие речи детей 4 лет, занятия для развития речи детей 4 лет

Возраст 4 года идеален для начала озвучивания конкретных звуков. Читая книгу или просто называя какие-то слова, старайтесь выделять конкретные звуки и просите ребенка повторить эти звуки за вами.

Можно показывать картинки и говорить, например: «Это барашек», выделяя звук «б» и еще несколько подобных слов. Затем попросить малыша назвать этот звук. Для продолжения игры попробуйте говорить слова медленно друг за другом и предложите ребенку делать хлопок, на звук «б» и др.

Развитие речи детей 4 лет подразумевает постоянные занятия с ребенком.

Такие занятия для развития речи детей 4 лет можно делать два-три раза в день, чтобы не нагружать ребенка. Постепенно, это войдет в привычку и малыш уже сам научится выделять нужные звуки. Если такая игра не по душе вашему ребенку, отложите ее на потом. В четыре года ребенок еще не очень хорошо выражает свои мысли и описывает предметы.

Чтобы помочь ему в этом можно называть больше качественных прилагательных, например зеленая трава, серая кошка, красное яблочко, маленькая ложка. Можно просить, чтобы ребенок выбрал определенный цвет карандаша, фломастера. С раскрасками дети лучше понимают, какого цвета должны быть губы, кожа, одежда.

Пусть не сразу, но постепенно цвета станут правильными и названия тоже.

Можно предложить малышу игру. Достать одинаковые гладкие предметы из коробки разных цветов, затем только круглые красные, далее острые, шершавые и т.д. Можно каждый раз напоминать, что: «Твоя тарелочка маленькая и глубокая. Чашечка высокая и широкая. Этот суп горячий и вкусный». Такими комментариями, вы поможете лучше воспринимать предметы, и умело характеризовать их.

Просите ребенка помогать вам и комментировать, куда нужно поставить чашку, где лежат вилки и ложки, какого цвета тарелки на столе. В дальнейшем это поможет ребенку стать более самостоятельным. Но не забывайте следить за его действиями: спички, ножи, острые предметы лучше убрать подальше.

Важно также помнить,что развитие речи детей 4 лет требует труда не только от ребенка, а и от родителей. Ведь в возрасте 4-х лет ребенок полностью копирует своих родителей, но не только повадки, а и голос, интонацию, грамотность речи. Забудьте о плохих словах, на данном этапе вы Левитан для своих детей.

В доме должна звучать только грамотная речь, без «шо» и «тута». Конечно, ребенок находится не только в доме, на улице он может слышать все что угодно.

Но если неправильные слова проскакивают в его речи, не страшно, просто говорите, что «дядя» или «тетя» просто ошиблись или забыли, как надо говорить и покажите правильный вариант.

Как-то на приеме у логопеда мама 4-х летнего ребенка пожаловалась, что он не очень разговорчив, но знает много и все отлично понимает.Папа, который сидел рядом, не сказал за полчаса ни слова, только иногда кивал, выражая свое согласие или отрицание. “В кого это он у нас такой молчун…” – вздохнула мама.

Если вы хотите, чтобы ваш малыш хорошо говорил, необходимо заниматься с ним. А для этого нужно много читать ему и играть с ним. Например, можно соорудить коробочку или сундучок и положить туда предметы разной формы и качества. Не показывая ребенку предмет, просто описывать его, а если отгадано, то дарить или просто показывать.

И конечно хвалить ваше чадо за правильный ответ. Можно ставить на стол несколько игрушек, а затем их убирать и спрашивать ребенка, какой не достает, затем просить описать ее и возвращать на место. Менять местами и продолжать игру.

Задавайте простые вопросы: «Что за окном? У кого в руках книга? Какой свитер у папы?» – это поможет понять ребенку правильность его мыслей.

В четыре года ребенок вполне может рассказать, чем занимаются его родители. Для этого нужно посвятить его в курс дела, рассказать, что конкретно делает папа на работе и как. Игры в профессии также очень хороши в таком возрасте. В магазине продают товары, взвешивают, насыпают, показывают.

Поиграйте в игру «магазин», можно применить фантазию и взять некоторые вещи с вашей полки для создания настоящего прилавка. Ребенку понравится. Просите его описывать предмет, который он хочет купить. Актуальна игра «парикмахер-визажист», в ход пойдут ваши помады, лаки, заколки. Дайте ребенку волю, пусть это будет самый прекрасный макияж и прическа в вашей жизни.

Таким образом, можно рассказать о многих профессиях. Ребенок пополнит свой словарный запас, и будет радовать вас своими знаниями и дальше.

Развитие речи детей 4 лет проходит таким образом, чтоименно в этом возрасте ребенок, узнавая новые слова, старается придумать свои, получается забавно. Путает буквы, специально называя не «ножик», а «режик».

Это не беда, просто необходимо разъяснить ребенку разницу. Покажите картинки и спросите где «медаль», а где «педаль». К одной картинке приведите несколько слов, например, изображен рак, приведите еще слова лак – рак – как. Ребенок выберет правильный ответ и скажет вам.

Главное, чтобы эти слова были знакомы малышу.

Песни тоже очень полезны, они развивают голос, тембр детей. Это хорошая проверка слуха. Развитие речи детей 4 лет начинайте с простых детских песенок, пойте немного, чтобы не переусердствовать.

Видите, что ребенок хрипит, остановитесь, сделайте паузу. Игры с музыкальным сопровождением тоже очень хороши. Найдите баночку, положите туда крупу, вот вам и новый инструмент.

Можно купить в магазине мелофон, бубен или другие музыкальные инструменты, устройте семейный концерт, это вызовет море положительных эмоций.

Так как малыш любит вам подражать, попробуйте различные варианты произношения, например, от лица какого-то персонажа: кот Матроскин, Винни-Пух, Баба-Яга. Выбирайте яркие интонации, это поможет ребенку различать и угадывать их. При чтении старайтесь говорить интересно, не монотонно, замедляя или ускоряя темп, громче или наоборот тише.

Если ваш малыш привык громко голосить, то попробуйте поиграть и поговорить с ним шепотом, такие упражнения помогут успокаивать ребенка, регулировать свое состояние и свой голос.

Выбирайте выразительные яркие сказки «Курочка ряба», «Теремок», «Цветик-семицветик». В таких сказках есть повторения, специально, чтобы малыш учился проговаривать и запоминать.

Дайте волю фантазии, и у вас все обязательно получится.

Источник: https://best-mother.ru/article/deti/deti_ot_3_do_7/Zdorove/859_razvitie_rechi_detey_4_let/

Игры и упражнения для развития речи у детей 3–4 лет



Самой главной деятельностью для детей 3–4 лет является игра. Поэтому известные педагоги, ученые, психологи рекомендуют развивать речь детей с помощью игры [2, с. 49]. Только при условии последовательной и систематической работе над развитием речи детей можно добиться положительных результатов.

Игра «Я быстрее».

Цель: развивать речь, память, внимание.

Описание: встать рядом с ребенком. Выбрать предмет, находящийся в некотором отдалении. Объяснить ребенку, что победит тот, кто первым дойдет до этого предмета, но делать шаг можно только в том случае, если названо слово из выбранной категории, например: «Все круглое (теплое, мягкое)», «Домашние или дикие животные», «Посуда», «Мебель» и т. п [1, с. 26].

Игра «Спасибо, Маша!».

Цели: способствовать сенсорному развитию; развивать речь; помочь освоению родовых окончаний прилагательных.

Описание: прочитать детям потешку, сопровождая ее действиями и побуждая к этому же детей.

Маша кашу варила, Выполнить круговые движения рукой, имитирующие размешивание каши.

Федота кормила. Выполнить движения рукой, имитирующие кормление ложкой.

Федот компот варил. Сымитировать «размешивание» в другую сторону.

Машу поил. Сымитировать питье из воображаемого стакана.

«Спасибо, Маша! Наклонить голову.

Спасибо, Федот! Выполнить поклон головой.

Вкусная каша!

Вкусный компот!

Спросить у детей, что еще может быть вкусным, перечисляя слова разного рода: «Яблоко какое? Вкусное! Суп какой? Вкусный! Слива какая? И т. д». [3].

Игра «Перепутанная сказка».

Цель: развивать речь, воображение, память.

Описание: начать рассказывать детям сказку о Красной Шапочке. В том месте истории, где девочка должна встретить волка, изменить сюжет: «Идет она по лесу, и вдруг навстречу ей — Колобок!» В зависимости от настроения детей моделировать дальнейшее развитие событий.

Вполне возможно, что дети захотят послушать сказку в традиционном варианте, в этом случае предложить им напомнить ее продолжение. А можно предложить детям пофантазировать на тему «Красная Шапочка и Колобок (семеро козлят, Ниф-Ниф и т. п.)».

Выслушать все предложения детей, спросить их, почему они хотят, чтобы тот или иной герой поступил именно так. Совместными усилиями вывести счастливый финал истории.

Игра «Один — много».

Цели: развивать речь, внимание; познакомить с формами слов во множественном числе.

Игровой материал и наглядные пособия: парные карточки с изображением одиночных и множественных предметов.

Описание: разложить перед детьми карточки с изображениями нескольких предметов. У педагога — карточки с одиночными предметами.

Показывая детям карточку, нужно спросить: «У меня есть яблоко, а у тебя есть яблоко?» Помочь ребенку найти карточку с изображением нескольких яблок.

Дать образец ответа: «У меня — яблоко, а у тебя — яблоки!» Использовать изображения предметов, множественное число которых образуется с помощью разных окончаний: дом — дома, нога — ноги, лицо — лица и т. п.

Игра «Где лежал мячик?».

Цель: развивать речь, навыки ориентирования в пространстве.

Описание: положить на стол небольшой мяч. Вокруг него разложить несколько знакомых детям предметов. Поинтересоваться: «Где лежит мячик?» — «На столе». Задать вопрос по- другому: «Около чего лежит мячик?», «Перед чем лежит мячик?», «За каким предметом лежит мячик?», «Недалеко от чего лежит мячик?», «Напротив чего лежит мячик?» и т. п [1, с. 52].

Игра «Путаница».

Цель: развивать речь, внимание, логическое мышление.

Описание: прочитать детям короткие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Стихи рифмованы таким образом, что последняя рифма не всегда соответствует смыслу текста.

  1. Знает это ребенок любой –

У апельсина цвет… (голубой — оранжевый).

Поросенок хрюкает,

Тигр рычит,

А собака… (мяукает — лает).

Крякали две… (курицы -утки).

  1. Известно каждому ребенку,

Что лошадь — мама… (жеребенка).

  1. Цыплята знают, что поутру

Их папу все слышат! Ведь он… (кенгуру — петух) [3].

Игра «Опиши предмет».

Цель: развивать речь, логическое мышление, навык классифицирования.

Описание: предложить ребенку описать какой-либо знакомый ему предмет. На первых занятиях лучше всего использовать предметы, находящиеся перед глазами (игрушки, мебель, одежду). Учить ребенка давать развернутую характеристику объекта. Стоит обратить внимание на следующую схему-алгоритм, созданную В. Н. Григорьевым.

  1. Предмет, класс, к которому он принадлежит, составные части предмета.
  2. Форма, цвет, размер, материал.
  3. Функции предмета.
  4. Сравнительный анализ — по форме, цвету, материалу, функциям.

При этом воспитатель должен обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка, уровень его развития. Использовать слова, доступные пониманию ребенка. Задать ребенку наводящие вопросы, подсказать, если он затрудняется с ответом. Игру можно организовать в форме сказки.

Игра «Расскажи мне… (описание по картинке)».

Цели: развивать речь, внимание, аналоговое мышление, воображение, расширять словарный запас.

Игровой материал и наглядные пособия: сюжетная картинка.

Описание: предложить детям рассказать о том, что они видят на картинке: в целом, детально. Задать им наводящие вопросы. Например: на картинке изображена девочка, ведущая за руку маленького мальчика.

Спросить ребенка: почему девочка ведет мальчика за руку? (Потому что он маленький. Потому что он не знает, куда идти. Потому что он не хочет идти и т. п.) Кто эта девочка? (Сестра мальчика. Соседка. Дочка маминой подруги и т. п.

) Куда идут девочка с мальчиком? (Домой. В детский сад. На прием к врачу. И др.)

Дать ребенку задание описать девочку, мальчика. Сравнить их. (Девочка выше мальчика, у нее длинные светлые волосы, а у мальчика — темные, короткие.) Рассмотреть одежду детей, обувь. Держат ли они что-нибудь в руках? Где они идут, что их окружает.

Поинтересоваться у ребенка, где, по его мнению, в это время находится мама мальчика? (На работе, дома, у бабушки, в магазине и т. д.) А папа? Учить детей замечать детали, делать выводы, сопоставлять, проводить аналогии. Задавая вопросы, употреблять такие фразы, как: «А ты как считаешь?», «Ты уверен, что.»..

, «Может быть, ты думаешь по-другому?» Помогать детям правильно строить фразы, употребляя нужные слова.

Игра «Что с чем можно делать?».

Цель: развивать речь (употребление существительных в творительном падеже без предлогов), воображение.

Описание: рассказать детям короткую историю: «Жил — был мальчик по имени (можно вставить имя ребенка). Ему было три года. Однажды бабушка подарила мальчику лопату.

Задумался малыш: «Что же мне с ней делать?» Предложить подумать о том, что можно делать лопатой. Помочь ребенку, выдвигая версии поочередно.

Задать вопросы о способах использования разных предметов: «Что можно делать ложкой (красками, клеем, нитками и т. п.)?»

Читайте также:  Чем лучше кормить ребенка при поносе: организуем правильное детское питание при диарее и рвоте

Игра «Кому бы позвонить?».

Цели: развивать речь; заложить основы этикета.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушка-телефон.

Описание: предложить ребенку «позвонить» кому-нибудь по телефону (бабушке, дедушке, другу, игрушке и т. п.). Педагог исполняет роль собеседника.

Обратить внимание ребенка на необходимость здороваться, говорить «спасибо» и «пожалуйста», поддерживать разговор. Поинтересоваться, что бы ребенок хотел спросить у бабушки (зайки, лисички и т. д.

), что может рассказать о себе, о маме, папе и т. д. Напомнить ребенку о необходимости говорить «до свидания» по окончании разговора.

Заучивание стихотворений для развития речи.

Стихотворения для детей 3–4 лет должны быть понятны. В них должно быть много звуков, которые не выговаривает ребёнок. После прочтения одного стихотворения задайте детям вопросы на эту тему. Они должны рассказать, что поняли из прочитанного. Выучите стих.

  1. Кра-кра-кра — уходите со двора.

Ас-ас-ас — дождь пойдёт сейчас,

Ить-ить-ить — не хотим уходить,

Жу-жу-жу — я по лужам хожу.

—Гуси, гуси.

—Га-га-га.

—Есть хотите?

—Да-да-да.

—Так летите же домой.

—Серый волк под горой.

Зубы точит, воду пьет,

Нам проходу не дает.

—Ну, летите, как хотите.

Только крылья берегите.

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

— Ко-ко-ко, ко-ко-ко

Не ходите далеко.

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Съели толстого жука,

Земляного червяка.

Выпили водицы

Полное корытце.

Щиплет гусям лапки.

—Гуси, гуси!- Га-га-га!

—Надевайте тапки!

Надевайте тапки,

Берегите лапки! — и т. д. Также можно использовать стихи Агнии Барто.

Литература:

  1. Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Младшая группа. / Автор-сост. О. И. Бочкарева. — Волгоград: ИТД «Корифей». — 96 с.
  2. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 240 с.
  3. Игры и упражнения для развития речи детей 3–4 лет // Pandia. URL: http://pandia.ru/text/78/349/1591.php (дата обращения: 17.02.2017).

Основные термины (генерируются автоматически): Игровой материал, наглядные пособия, движения рукой, речь детей, развития речи, знакомых детям предметов, Игра «Я быстрее», детям короткие стихотворения, наводящие вопросы, руку маленького мальчика, развитием речи детей, Игра «Перепутанная сказка», детям короткую историю, Девочка выше мальчика, детям сказку, детям потешку, родовых окончаний прилагательных, доступные пониманию ребенка, детям карточку, ребенку задание.

Источник: https://moluch.ru/archive/141/39886/

Как научить ребенка говорить в 3 года: причины задержки и решение

Задержка речевого развития проявляется в разном возрасте, но ярче всего — как раз около трех лет. Мысль о том, что у малыша могут быть отклонения не только в речи, но и в состоянии здоровья, естественно, беспокоит родителей.

Ведь его сверстники уже могут составлять целые предложения — что идет не так? В решении проблемы стоит заручиться поддержкой специалистов.

И, конечно, помнить, что единого календарного срока, когда дети «должны» начинать говорить, не существует.

Как формируется речь

Речь усложняется постепенно: от первого выразительного крика до «гуления» и лепета, от первых слов до высказываний. В период от года до двух лет появляются коротенькие предложения, обычно бытового характера. А с двух до трех лет малыш начинает усваивать, как общаться с окружающими людьми.

Именно родители становятся главными в этом процессе, хотя иногда требуется консультация логопеда, невропатолога, дефектолога.

Как результат — либо вы будете работать с ребенком самостоятельно, соблюдая рекомендации, либо врач будет постоянно наблюдать его и лично проводить соответствующие мероприятия.

https://www.youtube.com/watch?v=NuxhWAuvVMM

Речь — настолько сложный процесс, тесно связанный с мышлением, памятью, способностью выполнять действия, что будет большой ошибкой пустить его на самотек. Врачи убеждены: если ребенок не говорит в 3 года — это родительское упущение. Заблуждаются те, кто считает, что чадо «еще разговорится» — это может произойти только при условии, что его научат.

В идеале приучать малыша к родному языку лучше до рождения, ведь он реагирует на звуки уже во второй трети маминой беременности. На этом этапе благотворное влияние оказывают песенки и приятная музыка, чтение вслух, а также обычные, но обязательно личностно направленные «беседы».

Почему ребенок в 3 года не разговаривает? Есть факторы, влияющие на развитие речи внутриутробно и после рождения:

  • характер протекания беременности;
  • особенности процесса родов — стремительные или преждевременные роды, гипоксия (нехватка воздуха) или асфиксия (удушье) и т. д.;
  • заболевания, перенесенные в возрасте до года.

Если при обследовании обнаружены отклонения, но вы готовы следовать предписаниям врачей, — все можно исправить, просто потребуется больше времени, усилий, терпения. Последнее особенно важно: ведь ребенок может не говорить в три года даже в том случае, когда для общения, казалось бы, созданы все условия.

Есть и вполне обыденные, не физиологические, а внешние причины задержки речи. Они могут быть связаны с изменением уклада жизни (например, переезд) — привыкая к новым обстоятельствам, дети как бы откладывают говорение на потом. «Торможение» происходит и тогда, когда родители мало времени проводят с ребятишками или оставляют их «на попечение» телевизора, электронных игрушек и устройств.

Определяем задержку развития речи

Есть довольно ранние сигналы о том, что дети могут испытывать трудности с общением. Первые слова появляются вовремя (до года), но только слоговые или лепетные, количество их — всего 10-15. Иногда первые слова дети произносят позже года или ближе к двум годам.

Помимо молчания, выделяют основные признаки задержки формирования речи, которые могут возникать по отдельности или в совокупности:

  • активность, непоседливость;
  • раздражительность или истеричность;
  • неразборчивость высказываний;
  • быстрая или, наоборот, слишком «растянутая» речь;
  • непонимание простых рассказов, объяснений;
  • воспроизведение фраз из мультфильмов или книг при полной неспособности построить собственные предложения;
  • постоянное точное копирование услышанного от взрослых;
  • приоткрытый рот и/или повышенное слюноотделение.

В норме у трехлетнего малыша должно быть в запасе от 150 до 200 слов. Но даже если в вашем случае так оно и есть, о задержке развития речи свидетельствует, например, привычка переставлять звуки или другое искажение слов, шепелявость, неспособность чувствовать ритм и запоминать простенькие стихи.

Не откладывайте момент консультации с врачом. Логопед, невролог, психолог найдут причину задержки речи и дадут важные советы.

Как обучить ребенка говорить правильно

Любая проблема имеет решение — важен позитивный настрой. Постепенно переходя от простого к сложному, можно справиться со всеми трудностями. Если вы намерены работать со специалистом, логопед разработает свою программу. Но врачи предлагают и несколько общих решений, подходящих для самостоятельных домашних занятий с малышами.

  • Откажитесь от языка жестов как основного. При этом не нужно всякий раз требовать от ребенка, который в 3 года не разговаривает, чтобы он выразил свои желания словами. Жесты уместны, например, при чтении книг: «Выросла репка большая-пребольшая!», к тому же они эмоционально раскрепощают. В других случаях предоставляйте выбор: «Что ты хочешь взять? Мишку или машинку?» Важно, чтобы предметы были знакомыми — тогда чадо сможет определиться, а со временем и ответить вам.
  • Проговаривайте действия. Вы сообщаете — малыш слушает и делает. Или вы делаете что-то вместе. «Мы идем гулять. Давай наденем голубую панамку, на улице жарко».
  • Разнообразьте собственные фразы. Не произносите несколько раз одно и то же слово и не требуйте повторений. Однажды вы услышите ответ — главное не торопить. Даже кивок или неопределенный звук в ответ — это тоже диалог.
  • Стимулируйте общение. Задавайте простые вопросы — поощряйте называние предметов, о которых вы спрашиваете, а в случае затруднений подскажите. Читая простые, знакомые стихи или сказку, неожиданно «забудьте» целую фразу или ее окончание: рано или поздно маленький слушатель захочет вас поправить. Будьте внимательны к тому, что он пытается сказать, переспрашивайте и поддакивайте — так он сможет больше вам сообщить. Иногда осторожно поправляйте.

Полезно вести дневник, в котором вы будете отмечать успехи на занятиях — тогда прогресс будет очевиден.

Это то, что касается речи. Но нужно учесть и другие факторы. Например, способность работать с мелкими предметами благотворно влияет на мышление, а следовательно, и на способность общаться. И еще есть моменты, которых лучше избегать, если ребенок в три года плохо говорит.

  • «Да» мелкой моторике. Дайте малышу откручивать крышку у баночки, переливать воду, учите правильно держать карандаш, ложку, занимайтесь с ним лепкой. Пусть предметы будут разными по фактуре и форме: гладкими, шершавыми, ребристыми, круглыми и т. д. А на ходу выбирайте предметы одной формы, цвета, размера или назначения и объясняйте, что у них общего. «Чашка и стакан — из них можно пить».
  • «Нет» телевизору. Можно проводить перед экраном не более 10-20 минут в день. Замените телевизор полезными играми, развивающими (не электронными!) игрушками — мозаиками, конструкторами, кубиками.

Заниматься нужно ежедневно, начиная от 15 минут, постепенно увеличивая время обучающей игры примерно до 40 минут. Всегда добивайтесь понимания, а не механического повторения услышанного.

Конечно, очень важно играть и разговаривать не только в семейном кругу, но и со сверстниками и более старшими детьми.

Научить ребенка говорить в 3 года — вполне посильная задача, если вы принимаете ситуацию, делаете все, что от вас зависит, и верите в успех.

Как понять, что малыш «заговорил»? Внимательно слушайте. При появлении понятной многословной фразы можно вздохнуть с облегчением, но не забрасывать полезные и увлекательные занятия! Тогда и в будущем ваш ребенок порадует живым умом и замечательной памятью, он будет способен к плодотворному общению и быстрому обучению, сможет стать ответственным и сознательно принимать решения.

Источник: http://kids365.ru/kak-nauchit-rebenka-govorit-v-3-goda/

Логопедические занятия детям 3 – 4 лет

В возрасте 3-4 лет развитие речи ребенка происходит особенно быстро:пополняется словарный запас, произношение слова улучшается, более развернутыми становятся фразы.

Однако как многие замечают:

одни малыши к 3-м годам говорят чисто!

другие же – говорят невнятно и таких детей большинство!

На что нужно обратить особое внимание:

К концу 4 года словарный запас ребенка достигает 1500—2000 слов.

В речи детей должны быть:

местоимения,

наречия,

появляются числительные (один, два),

прилагательные, указывающие на качества предметов (холодный, горячий, твердый).

Ребенок пользуется служебными словами – предлогами, союзами.

Использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой),

притяжательные прилагательные (папин стул, мамина чашка).

  Однако не пользуется такими обобщающими понятиями, как одежда, овощи, фрукты.

  Он лишь перечисляет предметы, вещи: «Это рубашка (пальто, помидор, огурец).

  На вопросы взрослых он отвечает фразами, состоящими из 4-6 слов.

  Пока преобладают простые предложения, но появляются и сложные.

  Как должны говорить дети этого возраста:

  На четвертом году происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата.

  Это способствует правильному произношению твердых согласных:

   «санки» вместо «сянки».

  Дети все чаще начинают верно произносить слова со стечением 2 — 3 согласных.

  Становится возможным употребление сложных по слоговой структуре слов:

   3-4 и более.

  Большинство детей правильно произносят такие трудные звуки:

  как ы, э, х, появляется звук ц.

  У некоторых детей появляются звуки ш, ж, ч, щ, л, р,

  но большинство еще не произносят шипящие звуки, заменяя их.

  Однако подобные замены чаще всего наблюдаются в новых словах.

В многосложных словах начинают сохранять слоговую структуру слова.

  К концу 4 года произношение улучшается:

  закрепляются свистящие звуки,

  начинают появляться шипящие,

  у некоторых детей появляются звуки л, р.

Уважаемые родители!

Если Вы заметили, что речь вашего ребенка не соответствует возрастным нормам – обратитесь к логопеду!

На первичной консультации (в вашем присутствии) логопед проверит речь и звуки.

Если все в порядке: мамам и папам не стоит волноваться. Если речь бедная, многие звуки правильно не произносятся, нужно позаниматься с логопедом.

На логопедических занятиях с детьми этого возраста детский логопед:

учит детей четко произносить слова,

занимается постановкой звуков,

развитием фонематического слуха (ребенок должен различать “са” от “ся”).

Детский логопед обращает внимание ребенка на то, как говорят окружающие люди.

Взрослый должен следить за своей речью (громко или тихо, быстро или медленно говорит)

Его речь – это образец для подражания детьми.

Так должен говорить не только детский логопед, но и папа с мамой и ближайшее окружение ребенка.

Если нужна помощь или совет – обращайтесь к нам!

Источник: https://www.speech-center.ru/child_3.php

Логопедические занятия с ребенком 3-4 лет. Исправление дефектов речи

Детей, имеющих дефекты звукопроизношения, за последние годы значительно прибавилось. Еще десятилетие назад картина была другой.

Самые распространенные проблемы — в картавости, искажении звуков, замене или пропуске тех из них, которые труднопроизносимы. Эти виды дефектов считаются легкими и обозначаются термином дислация.

Они относительно легко поддаются корректировке на занятиях с логопедом.

Но существуют и более сложные варианты речевых расстройств. Причины их кроются в поражении ЦНС, при котором имеются проблемы с нормальным функционированием языка или всей нижней челюсти. Такие дефекты исправляются очень и очень тяжело.

При этом, произнося шипящие и свистящие звуки, ребенок высовывает язык между зубов, отчего вместо свистящего звука у него выходит звук «ф» («мафына» — вместо «машина»). Очень распространено и неправильное произношение звука «р» (гортанное или полное его отсутствие).

Как правило, начинают логопедические занятия с ребенком 3-4 лет, иногда раньше.

Природа логопедических нарушений

Сложные дефекты возникают по целому ряду причин — таких как перенесенные инфекционные заболевания мамой на протяжении беременности, родовые травмы или гипоксия плода. Если родившийся ребенок подвергся впоследствии серьезной болезни, результатом может оказаться нарушение кровообращения с поражением нервных окончаний и, как следствие, речевые дефекты.

Читайте также:  В каком возрасте ребенку лучше проколоть уши пистолетом или "системой 75"?

К числу причин относится и неправильный прикус, а источником определенных нарушений (например, горлового «р») может стать даже подражание малыша кому-то из взрослых, кто так же коверкает речь. Кроме того, копировать ребенок может и героев современных мультиков, весьма вредных для развития.

Неграмотность напрямую зависит от неправильного произношения. Именно поэтому родители каждого дошкольника должны позаботиться о том, чтобы дефекты речи у малыша были вовремя исправлены. Проблема может заключаться в неспособности родителей обнаружить у детей речевой дефект. Считается, что любой малыш картавит, и это пройдет само.

Когда начинать беспокоиться

Но чаще всего без регулярных занятий с логопедом не обойтись. Если полуторагодовалый малыш не умеет составлять фразы из отдельных слов, или речь у двухлетнего ребенка практически отсутствует, обращение к логопеду, скорее всего, потребуется. Планирование логопедических занятий предусмотрительными родителями ведется загодя, с учетом динамики детского развития.

С каждым из детей логопед работает в индивидуальном порядке. Постановка одного отдельного звука, как правило, происходит в течение нескольких занятий. Если же имеют место серьезные отклонения в развитии, посещать логопедические сеансы придется гораздо дольше.

Бывает, что причиной нарушений служит слишком плотная уздечка языка, при этом органических поражений нет. Тогда дома следует проделывать с малышом упражнения на ее растяжку. Уроки логопеда в этом вам помогут.

Родительская семья — основа всего

Зачастую в семье не принято много разговаривать с малышом. С ним могут общаться на сюсюкающем «детском» языке. Или же он становится свидетелем семейных скандалов. Во всех этих случаях, как правило, развитие речи бывает заторможено.

Для нормального становления языковых навыков чрезвычайно важна благоприятная домашняя обстановка. С малышом нужно беседовать всегда — во время игры или прогулки, за едой и перед сном. Обязательно нужно учить наизусть стихи и читать малышу вслух книги.

Если вами зафиксировано даже незначительное нарушение звукопроизношения у сына или дочки, не отгораживайтесь от проблемы.

Вполне возможно организовать логопедические занятия дома, благо специализированной литературы сейчас пруд пруди. Например, можно устроить игру с напеванием специальных песенок.

И лишь когда домашние занятия не дают желаемого эффекта, следует задуматься о посещении специалиста.

Нужен ли логопедический детсад?

Часто родители стремятся отдать своего малыша не в обычный детский сад, а в логопедический. Бытует мнение, что условия там предпочтительны для решения возникших проблем. Действительно ли настолько важно туда попасть? Если да, то с какого возраста? Принесут ли реальную пользу логопедические занятия в детском саду именно вашему ребенку?

Как правило, отдавать ребенка моложе 3-4 лет в руки специалистов не слишком эффективно. С самыми маленькими успешно могут заниматься родители, предварительно проконсультировавшись с логопедом. Тот подскажет комплекс мер и нужных упражнений. Логопедические занятия с ребенком 3-4 лет уже способны дать стойкий эффект.

Арсенал родительского общения с детьми огромен. Это постоянное правильное и активное речевое общение с малышом, пальчиковая гимнастика, множество речевых игр, кистевой массаж, специальные упражнения, призванные развивать мелкую моторику, рисование, лепка и так далее.

Когда туда отправляться

Чаще всего дефекты речи малыша, не достигшего 3-4 летнего возраста, относятся к разряду физиологических. Если к четырем годам самостоятельного исправления речи не произошло, можно обращаться к специалистам. К этому моменту первоначальные речевые навыки у ребенка должны быть уже сформированы. И именно тогда есть смысл отдать малыша в логопедический детсад.

Преимуществом последнего является экономия родительского времени и средств на занятиях со специалистом в частном порядке. В государственных детских садах существуют бесплатные логопедические занятия. Если же польза от посещения группы долгое время не обнаруживается, вероятнее всего, вам потребуются услуги логопеда-дефектолога с целью общего развития речи.

Постарайтесь в общении с малышом навсегда отказаться от забавного детского языка, чем нередко страдают мамы и, особенно, бабушки. Как было упомянуто выше, общение в такой «исковерканной» манере тормозит развитие нормальной детской речи.

Что должен уметь малыш к 4 годам

Но даже если в семье все говорят правильно, а проблемы, тем не менее, имеются, не спешите расстраиваться. Организовать логопедические занятия с ребенком 3-4 лет в домашних условиях не так уж сложно. А главное здесь — чуткое отношение к речи малыша и внимательное отслеживание любых изменений.

Как правило, словарный запас двух-трехлетнего ребенка составляет порядка тысячи слов. Четырехлетний малыш в норме должен уметь что-то рассказать или описать с использованием предлогов и различных частей речи, построить несложный диалог. Но речевой аппарат его может быть еще недостаточно натренирован, отчего чистого произношения сложных фонематических конструкций не получается.

Ну а если же и в 5-6 лет имеют место речевые нарушения, это серьезный повод задуматься. Приведенные ниже несложные упражнения, относящиеся к артикуляционной гимнастике, помогут родителям в домашних условиях получить результаты.

Занятия с ребенком на дому

Для растяжения короткой уздечки языка по 5 или 10 минут ежедневно следует выполнять следующие действия. Нужно попросить ребенка облизать верхнюю губу язычком, предложить ему постучать им по зубам, как лошадка копытами, пошире раскрыть рот и попробовать дотянуться языком до верхних зубов.

Все знают, что участки мозга, отвечающие за мелкую моторику и развитие речи, взаимосвязаны. То есть чем более ловко малыш орудует руками и пальцами, тем меньше проблем у него с речью.

Существуют несложные упражнения для логопедических занятий, обучающие выговариванию свистящих звуков («с», «з»), а также шипящих («ж», «ш», «ч» и «щ»).

Кроме того, часты проблемы со звуками «р» и «л», но и это можно откорректировать самостоятельно в домашних условиях. Занимаясь, ребенка нужно посадить, поставив напротив него зеркало для самоконтроля.

Домашние логопедические занятия «р» смогут «поставить» не всегда, этот звук считается одним из самых сложных и обычно требует вмешательства специалиста.

Примеры упражнений

  • Упражнение «Дудочка». Попросите малыша сомкнуть зубы, вытянуть губы дудочкой так далеко, как сможет. Проследите, чтобы при подъеме языка нижняя губа оставалась неподвижной. Упражнение следует повторять от 3 до 5 раз.
  • Упражнение «Чашечка». Открыть рот пошире, высунуть язык и попробовать придать ему форму чашечки, приподнимая кончик и края. Пока вы считаете до определенного числа, пусть ребенок пытается удержать язык в таком положении. Упражнение также повторяется от 3 до 5 раз.
  • Упражнение «Маляр». Улыбнуться, затем открыть рот. После этого кончиком языка, словно кисточкой, «покрасить» небо изнутри.
  • «Барабанщик». Быстро ударять кончиком языка за верхним рядом зубов, держа рот открытым. Еще одно — убирать кончик языка поочередно за верхние и нижние зубы. Делается упражнение под счет.
  • «Едим варенье». Улыбнуться, приоткрыв рот. Широко облизать верхнюю губу, следя за неподвижностью нижней челюсти.

Закончив выполнение упражнений, переходите к повторению слов, содержащих проблемные звуки. Можно заранее приготовить карточки с ними. Звук, над которым идет работа, следует повторить вначале отдельно несколько раз (от 7 до 10), затем в словах.

Очень полезно подобрать с нужными словами скороговорки, их проговаривание значительно ускоряет коррекцию недостатков.

Откуда берутся нарушения речи

Дефекты речи могут появиться и у взрослого человека — из-за тяжелой операции, перенесенной травмы или серьезного эмоционального переживания.

Таковым может стать потеря или смерть близкого, развод, серьезные финансовые неурядицы.

Возникают речевые недостатки и тогда, когда травмированы основные органы, связанные со звукопроизношением — язык, зубы, губы, связки и мышцы гортани, а также нёба.

Происходит это в том случае, когда имеются повреждения центра, находящегося в коре головного мозга и отвечающего за нашу речь. Даже хроническое эмоциональное напряжение может послужить причиной речевых проблем.

Под нормальной речью подразумеваются произношение всех без исключения букв языка внятно и четко. Такая речь обязана быть ритмичной и плавной.

Если же слова говорящего трудно разобрать, речь несомненно идет о нарушении. Взрослым и детям с нарушением речи присущи одни и те же виды речевых недостатков.

К ним относятся немота, заикание, шепелявость, отсутствие правильного произношения отдельных звуков и многое другое.

Виды речевых патологий

Наиболее широко распространенными из них являются:

  • Афония. Под этим термином понимается нарушенная фонация (то есть неправильное звукопроизношение). Развивается афония (или дисфония) как результат изменений в речевом аппарате, носящих патологический характер.
  • Дислалией называют фонетические дефекты речи взрослого или ребенка при нарушенном слухе и грамматически правильной речи.

Источник: http://azbukivediart.ru/deti/logopedicheskie-zaniatiia-s-rebenkom-3-4-let-ispravlenie-defektov-rechi.html

Игры и игровые упражнения, направленные на развитие речи детей 3—4 лет

Игра вводит его в необыкновенный и многообразный мир вещей и предметов, где он знакомится с их свойствами и качествами. В игровой деятельности происходит общение ребёнка с окружающими людьми, которое способствует формированию его речи.

Само содержание игр и игровых упражнений позволит привлечь малыша к совместной речевой деятельности, в которой он будет выступать в роли помощника, взрослый — в роли нуждающегося в этой помощи и направляющего ребёнка на решение созданных им проблемных ситуаций. Развитие речевых способностей малыша целесообразно проводить в обстановке естественного общения партнёров по игре: взрослого и ребёнка, не обязательно сообщать ему о том, что с ним будут заниматься.

Любая деятельность требует создания обстановки тепла, доверия, положительного эмоционального настроения, способствующего активизации речи.

Так как мышление ребёнка в период с 3—5 лет наглядно — образное, то ему легче воспринимать информацию, опираясь на наглядность.

С этой целью необходимо использовать игрушки и наборы картинок с изображением различных предметов и объектов, которые имеются в его окружении.

При организации игровой деятельности с детьми 6-летнего возраста можно использовать речевые игры без опоры на наглядность, так как в данном возрасте у ребёнка формируется словесно-логическое мышление и появляются предпосылки учебной деятельности. Однако полностью исключать наглядность при проведении речевых игр не следует.

Для каждого возрастного этапа существуют разные по содержанию речевые игры. Их содержание определяется возрастными возможностями и способностями ребёнка.

В ходе проведения таких игр необходимо придерживаться определённой структуры их проведения, чтобы сохранить логическую последовательность речевой деятельности.

Особенность этой деятельности заключается и в том, что неоднократно возвращаться к выполнению предыдущих речевых упражнений, усложнять их.

Если в процессе игры малыш с чем-то не справляется, помогите ему, поддержите, подскажите, никогда не ругайте! Ваша помощь окажет положительное влияние на формирование у него необходимых знаний и интереса к речевой и игровой деятельности.

«Назови игрушку»

Цель игры: формировать у ребёнка умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Материал: игрушки: зайчик, котик, лиса, белочка (или другие игрушки, главное обратить внимание ребёнка на характерные признаки и действия рассматриваемого предмета).

Ход игры: покажите ребёнку 3—4 игрушки, предложите ему назвать их. «Это… (заяц, лиса, утёнок)». Расскажите о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она белая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично опишите другие игрушки, а ребёнок назовёт их.

«Скажи, какой» (усложнение предыдущей игры)

Цель игры: учить ребёнка выделять и называть признаки предмета.

Материал: набор овощей: огурец, помидор, перец; набор фруктов: яблоко, груша, апельсин.

Ход игры: поочерёдно достаньте из коробки предметы, назовите их, например, это — груша. Предложите ребёнку назвать признаки предмета, ответив на вопрос: «Она какая?» (Жёлтая, мягкая, вкусная.) Далее покажите помидор (красный, круглый, спелый, сочный), огурец (продолговатый, зелёный, хрустящий). Игру продолжайте до тех пор, пока не будут рассмотрены все овощи и фрукты.

«Что напутал Буратино?» (усложнение предыдущей игры)

Цель игры: учить ребёнка находить ошибки в описании предмета и исправлять их.

Материал: игрушка Буратино (или любой другой персонаж из сказки), игрушки: утёнок, зайчик, кошечка (либо другие игрушки).

Ход игры: создайте сюрпризный момент — в гости к ребёнку пришёл Буратино (или другой персонаж из сказки) со своими друзьями утёнком, зайчиком и котиком. От имени персонажа сказки расскажите про его друзей (по очереди).

Во время рассказа допускайте неточности в описании, например: «У утёнка синий клюв и маленькие лапы, он кричит «мяу!» или «У зайца маленькие ушки, он зелёный» или «У кошки колючая шубка». Попросите ребёнка исправить услышанные им неточности.

«Моя кукла»

Цель игры: учить ребёнка называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.

Материал: кукла.

Ход игры: расскажите ребёнку, что куклу назвали некрасивой и она огорчилась. Надо ей помочь и рассказать всем, какая она красивая. Предложите ребёнку ответить на вопросы:

Читайте также:  Что показывает анализ мочи по сулковичу у детей: алгоритм сбора урины, норма и расшифровка пробы

— Кто это? (Кукла.)

— Какая она? (Нарядная, красивая.)

— Как её зовут? (Света.)

— Что Света умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.)

Вместе с ребёнком расскажите про Свету. Начните, а он пусть дополняет: «Наша Света… (самая красивая). У неё… (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)». После того как ребёнок расскажет о кукле, похвалите его от её имени.

«Сравни кукол» (усложнение предыдущей игры)

Цель игры: учить ребёнка соотносить предметы с разными характеристиками.

Материал: куклы, отличающиеся по внешнему виду, мячи, разные по цвету и размеру.

Ход игры: предложите ребёнку рассмотреть двух кукол. Попросите своего малыша дать куклам имена (Света и Даша) и сказать, чем они отличаются:

— У Светы светлые и короткие волосы, у Даши — тёмные и длинные.

— У Светы голубые глаза, у Даши — карие.

— Света в платье, а Даша в юбке (брюках), у кукол разная одежда.

https://www.youtube.com/watch?v=azHFTVTcTKI

После того как ребёнок справится с первым заданием, предложите ему другую ситуацию:

— Куклы захотели поиграть, они взяли что? (Мячики.) Что можно сказать про этот мячик. Он какой? (Круглый, резиновый, синий, маленький.) А про этот мячик? (Большой, красный.) Что можно делать с мячами? (Кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать.)

— Посмотри на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какой он? (Средний.)

«Назови, одним словом»

Цель игры: закрепить представления ребёнка об обобщающих словах.

Материал: картинки с изображением предметов мебели, игрушек, посуды, одежды.

Ход игры: предложите ребёнку рассмотреть картинки и назвать предметы, изображённые на них. Затем попросите его найти слово, которое объединяло бы такие предметы, как мяч, кукла, мишка, машинка — (игрушки). После того как ребёнок справится с этим заданием, предложите ему выбрать картинки и объединить их одним словом, например, тарелка, чашка, кастрюля — это … посуда и т.д.

«Последовательность событий»

Цель игры: учить ребёнка выделять начало и конец действия и правильно называть их.

Материал: 4 набора по две картинки с последовательным выполнением действий (например: девочка моет куклу и вытирает её, мальчик спит и мальчик одевается, мальчик лепит ком и картинка, на которой мальчик слепил снеговика).

Ход игры: предложите ребёнку вначале две картинки, изображающие два последовательных действия (мальчик спит и мальчик одевается). Попросите ребёнка назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором должны быть чётко видны начало и конец действия.

«Добавь слово»

Цель игры: учить ребёнка подбирать глаголы, обозначающие окончание действия.

Ход игры: предложите ребёнку придумать окончание к предложению.

— Оля поела и… (пошла гулять).

— Коля умылся и… (сел кушать).

— Оля замёрзла и… (пошла домой).

— Дети играли … (с зайчиком).

— Зайчик испугался… и (побежал, спрятался)

— Девочка обиделась и… (ушла, заплакала).

Незавершённость предложений подсказывайте ребенку интонацией.

Пашко В.

Источник: https://vscolu.ru/razvitie-rechi/igry-i-igrovye-uprazhneniya-napravlennye-na-razvitie-rechi-detej-3-4-let.html

Картотека по развитию речи (младшая группа) на тему: Игры и упражнения для развития речи детей 3-4 лет

«Чей это голос?»

Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Для этой игры понадобятся фигурки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок.

Если подбор фигурок вызовет затруднения, можно подобрать картинки или вылепить игрушки из пластилина, привлекая ребенка к совместной деятельности.

 В гости к ребенку приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал.

— Мяу— мяу. Кто это мяукает? (Кошка.

) А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.) У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.)

— Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит — корова или теленок.— Ква-ква — чей это грубый голос? (Лягушки.) А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить ребенку правильно позвать игрушку, тогда он сможет поиграть. («Лягушонок, иди ко мне», «Утенок, поиграй со мной».)В таких играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям (корова мычит громким голосом, а теленок тихим, тонким; лягушка квакает громко, а лягушонок тоненько).Подобные игры можно проводить с разными животными. Например, взрослый показывает ребенку картинку. На ней нарисована птичка.— Это птичка. Она живет в лесу и поет свою песенку: ку-ку, ку-ку. Кто это? (Ку… — взрослый приглашает ребенка произнести слово самостоятельно.)

— А это кто? (Петух.) А ласково мы его называем… (Петушок). Петя-Петушок кричит… (ку-ка-ре-ку).

— Послушай слова «кукууушка», «петууух», «ууутка» (голосом выделяется звук «у»). В этих словах есть звук «у».
От звукового оформления высказывания зависят его эмоциональность и выразительность, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа.

Например, детям читается русская народная песенка «Курочка-рябушечка». Взрослый сначала читает ребенку всю песенку, а затем начинается диалог.

Можно сделать ребенку шапочку курочки и предложить ему отвечать на вопросы:— Курочка-рябушечка, куда идешь?— На речку.— Курочка-рябушечка, зачем идешь?— За водой.

— Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?— Цыплят поить. Они пить хотят.

На всю улицу пищат — пи-пи-пи!

Детям предлагаются также чистоговорки, фразы из стихотворений, они произносят их с разной силой голоса (тихо — громко — шепотом) или в разном темпе (быстро — медленно). Параллельно можно менять интонации (спросить, ответить, передать радость, грусть, удивление).

Основное внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни; активизация разных частей речи, не только существительных, но и глаголов, прилагательных, наречий.

Необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия.

Для этого надо научить их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы «что это?», «кто это?», видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества («какой?»), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека («что делает?», «что с ним можно делать?»). Такое обучение проводится в играх «Что за предмет?», «Скажи какой», «Кто что умеет делать?».

«Угадай игрушку»

Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Взрослый показывает ребенку 3—4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: «Это… (заяц, лиса, утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.

«Про кого я говорю»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».

«Скажи какой»

Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он… продолговатый, зеленый, хрустящий»).

«Сравни разных зверят»

Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.— Мишка большой, а мышка… (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит… (сыр, сухарики). — Лапы у Мишки толстые, а у мышки… (тоненькие).

Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка… (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки… (короткий).Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя.На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением: кукла Катя большая, а Таня…

(маленькая); красный карандаш длинный, а синий… (короткий), зеленая лента узкая, а белая… (широкая); одно дерево высокое, а другое… (низкое); волосы у куклы Кати светлые, а у Тани… (темные). У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка — это…

одежда; кукла, мяч — это игрушки; чашка, тарелка — это посуда), развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки), соотносить целое и его части (паровоз, трубы, окна, вагоны, колеса — поезд).Детей учат понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит, рыба…

(плывет); дом строят, суп… (варят); мяч сделан из резины, карандаш… (из дерева). Они могут продолжить начатый ряд слов: тарелки, чашки… (ложки, вилки); кофта, платье… (рубашка, юбка, брюки).

На основе наглядности проводится работа и с ознакомлением с многозначными словами (ножка стула — ножка стола — ножка у гриба; ручка у сумки — ручка у зонтика — ручка у чашки; иголка швейная — иголка у ежа на спине — иголка у елки).

«Назови одним словом»

Цель: закрепить представления детей об обобщающих словах.

— Вспомни, на чем у нас спали куклы? (На кровати.) Куда они кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем они сидят? (На стульях.) Я начну говорить, а ты продолжи: кровать, шкаф… (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.) Какая мебель у тебя в комнате?— Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжи: платье, брюки… (юбки, кофты, рубашки). Все эти вещи называются… (одежда). Какая одежда надета на тебе?— Сели куклы за стол. А там стоят… (тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки). Это… (посуда). Из какой посуды ты ешь суп, кашу? (Из тарелок, глубокой и мелкой.)

— Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Назови, какие игрушки ты знаешь и любишь?

«Чего не стало?»

Цель: упражнение в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Взрослый подбирает пары предметов: матрешка с вкладышами, большая и маленькая пирамидки, ленточки (разного цвета и разного размера — длинная и короткая), лошадки (или утята, цыплята).Сначала взрослый предлагает ребенку рассмотреть игрушки:— Что это? (Матрешка.

) Давай посмотрим, что у матрешки внутри. (Еще матрешка.) Она меньше или больше первой? (Меньше.) Теперь посмотри на пирамидки: какие они? Одна большая, другая… (поменьше, маленькая).Аналогично рассматриваются другие игрушки.

— Запомни, какие предметы на столе.

Здесь матрешки, пирамидки, ленточки, утята. Сейчас ты закроешь глаза, а я буду прятать игрушки, затем ты скажешь, каких игрушек не стало. (Матрешек, пирамидок, ленточек.) «Кого не стало?» (Лошадок, утят, цыплят.

) В конце убираются все игрушки, ребенка спрашивают: «Чего не стало?» (Игрушек.) «Каких игрушек не стало?»

«Прятки»

Цель: упражняться в понимании и употреблении пространственных предлогов: в, на, за, под, около.

На столе расставляется кукольная мебель: стол, стул, диван, шкаф, кровать.— В этой комнате живет девочка. Ее зовут… (ребенок дает имя, например, Света). Здесь ее комната. Назови все предметы. Как их назвать одним словом? (Мебель.) К Свете в гости пришли друзья. Это… котята, зайчата, лягушата.

Стали они играть в прятки. Котята залезли под… (кровать), лягушата прыгнули на… (диван), зайчата спрятались за… (шкаф). — Света стала искать зверят. На стуле нет, под столом нет, около дивана нет. Помоги Свете найти малышей.

Где котята? Где лягушата? Куда спрятались зайчата?Игра повторяется несколько раз. Малыши прячутся в разные места, которые называет сам ребенок. Котят можно спрятать… Лягушонок решил спрятаться…

А в конце котята так далеко спрятались, что Света долго их искала, затем попросила: «Подайте голос!» Котята стали… (мяукать). Как они мяукали? (Мяу-мяу.) Лягушата стали… (квакать). Как они квакали? (Ква-ква.)

— Давай с тобой вместе расскажем, как Света играла со своими друзьями в прятки.

Однажды к Свете… (пришли друзья). Стали они… (играть в прятки). Котята залезли… (под кровать), лягушата прыгнули… (на диван), а зайчата спрятались… (за шкаф). А Света… (всех нашла).

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/03/07/igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-rechi-detey-3-4-let

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector