Виды и лечение неврозов у детей дошкольного возраста и подростков, профилактика психических расстройств

Неврозы у детей: причины возникновения, симптомы, лечение и профилактика

Невроз у детей – психогенное заболевание, которое возникает по причине стрессовых ситуаций и плохих внутрисемейных отношений. В подростковом возрасте этот недуг может привести к невротическому развитию личности.

Существуют две группы неврозов, которые отличаются друг от друга распространенностью и их симптомами. При терапии этого недуга необходимо комплексное лечение, которое включает в себя помощь психолога и прием медикаментов.

Для предотвращения развития заболевания нужно, чтобы в семье у ребенка были хорошие гармоничные отношения.

Невроз у детей – заболевание психогенного характера, которое представляет собой реакцию личности на психотравмирующую стрессовую ситуацию. Распространенной причиной возникновения этого состояния является наследственная предрасположенность. К факторам развития заболевания относятся изменения в жизни (переезд в другой город, новую квартиру).

Существует большое количество видов невротических расстройств, которые проявляются у малышей, детей дошкольного, младшего школьного и школьного возрастов, а также подростков. Эти формы состояний отличаются друг друга выраженностью и спецификой симптомов. Существует несколько видов неврозов, которые подразделяются на общие и системные:

  • невроз страхов;
  • навязчивых состояний;
  • депрессивный;
  • истерический;
  • неврастения;
  • ипохондрический тип невротических реакций;
  • нервная анорексия;
  • заикание;
  • тики;
  • расстройства сна;
  • энурез и энкопрез;
  • невротические расстройства аппетита;
  • патологические привычные действия.

Общие неврозы – самая распространенная группа невротических состояний у детей. Отмечаются соматические и вегетативные симптомы.

Наблюдаются неврологические (двигательные) расстройства. Эта группа неврозов приводит к невротическому развитию личности.

Невроз страхов характеризуется наличием предметных опасений, которые связаны с травмирующими ситуациями и тревогой, в некоторых случаях – с иллюзиями и галлюцинациями. Они зависят от возраста ребенка. У школьников и дошкольников наблюдаются страхи сказочных животных и персонажей.

В дошкольном и младшем школьном возрасте часто отмечаются боязнь темноты, одиночества и разлуки с родителями. У подростков наблюдаются страхи, связанные с вопросами о жизни и смерти. Симптомы отличаются приступообразностью, их длительность составляет от 10-15 минут до нескольких часов.

У таких детей наблюдаются сомато-вегетативные расстройства: тахикардия (учащенное сердцебиение), повышенное потоотделение и затрудненное дыхание. Отмечаются неприятные ощущения в области сердца и дрожь. К вегетативным признакам относятся жалобы на остановку сердца, трудности в глотании. Дети требуют вызвать врача и считают, что умирают.

Существует два вида динамики этого состояния: кратковременный и затяжной. Первый тип характеризуется тем, что преобладает у детей младшего возраста. Его длительность – 3-4 недели. Затяжной тип возникает в основном у подростков и школьников и составляет от нескольких недель до 2-3 лет.

Отмечается наличие особой формы неврозов страха – “школьный невроз”. Этот тип наблюдается у учащихся 1-4 классов. У таких детей возникает страх посещения школы. Он сопровождается отказом учиться, уходом из учреждения и дома, а также истерическими реакциями. Из-за этого у ребенка появляются проблемы в школе. Боязнь обусловлена страхом трудностей или разлуки с мамой.

Истерический невроз

Источник: https://neurofob.com/mental-behavioural/neurosis/nevrozy-u-detej.html

Неврозы у подростков

Невроз у подростков – это неглубокое, полностью обратимое психогенное заболевание, основой которого являются нарушения высшей нервной деятельности, проявляющиеся аффективными расстройствами (переменами настроения, страхами, тревогой, депрессиями и др.).

Распространенность неврозов среди подростков сложно определить, так как далеко не все родители обращаются за помощью к специалистам. Из числа подростков, находящихся под наблюдением в психоневрологических диспансерах, 15% страдают неврозами. Число детей с невротическими расстройствами ежегодно растет.

Причины и особенности подростковых неврозов

Конфликтная ситуация в семье, частые ссоры могут вызвать невротические расстройства у подростка.

Формирование неврозов у подростков происходит при наличии определенных психологических и физиологических факторов (тип нервной системы). У многих детей неврозы возникают еще в раннем детстве в виде нарушения поведения (капризы, агрессия, гиперактивность, упрямство, страхи и др.).

Для возникновения неврозов в современную эпоху есть все условия. Увеличилось число неполных семей, и подростки переживают стресс от развода родителей, жизни с отчимом или мачехой. Значительно выросла загруженность учебой, что также усугубляет психоэмоциональные нагрузки, чрезмерность которых способен перенести организм не каждого подростка.

Невроз подросткового возраста (в 12-16 лет) провоцируется и поддерживается гормональной бурей в организме: депрессии и перемены настроения являются постоянными спутниками этого возраста.

Неврозы подростков разделяют на общие и системные.

К общим относят:

  • невроз навязчивых состояний;
  • астенический;
  • невроз страха;
  • депрессивный;
  • истерический и др. неврозы.

А основными системными, или моносимптомными, неврозами считают невротическое заикание, привычные действия, невротические тики и др.

К факторам, провоцирующим развитие психоневрологических расстройств у детей, относятся:

  • генетические: личностные особенности подростка и черты характера (истеричность, эмоциональная лабильность);
  • церебрально-органические: минимальные мозговые дисфункции, вызванные патологией беременности и родов;
  • психосоциальные: напряженные взаимоотношения в семье, неправильное воспитание, стрессы, неполная семья, алкоголизм родителей и т.д.
  • неправильная система обучения: из амбициозных соображений родители нередко загружают детей непосильными дополнительными занятиями.

Взаимоотношения родителей с подростком имеют огромное значение. Надо быть внимательным к ребенку, любить его, но не «привязывать» к себе: у него должен быть свой круг общения, друзья. Всегда должно находиться время, чтобы выслушать ребенка и при необходимости поддержать его.

Постоянная критика и сравнение с другими детьми (не в пользу ребенка) вызовет негативизм и протест со стороны подростка. Такая тактика воспитания обречена на провал. У каждого ребенка свой темперамент и особенности личности, задача родителей – помочь адаптироваться к жизненным требованиям.

Подростковый кризис

Психологический кризис в подростковом возрасте наиболее острый. Его не зря называют «негативной фазой полового созревания». Ему свойственно  снижение успеваемости, дисгармония внутреннего мира личности, смена интересов, критицизм. Подросток активно занимается самоанализом, познанием собственных переживаний. Многие начинают вести дневник.

Симптомом подросткового кризиса является также негативизм: появляется враждебность, склонность к нарушению дисциплины и ссорам, стремление к одиночеству. Гармония между правами и обязанностями формируется очень болезненно. Особенно ярко проявляется негативизм у юношей.

Они стремятся к вседозволенности, называя ее свободой. Но директивный стиль в отношениях с подростком неприемлем. Нужно терпеливо общаться, договариваться о правилах поведения. Подростка нужно понимать, уважать как личность, а не унижать и «читать мораль».

Более значимыми для подростков являются отношения со сверстниками, чем со взрослыми.  Подросток обособляется от своей семьи. Нередко подростки образуют группы, компании с общими интересами, ценности которых отличаются от таковых у взрослых, оппозиционируют им. Этим они создают у себя чувство независимости.

Разные ценности приводят к неизбежным разногласиям со взрослыми: по поводу прически, стиля одежды, школьных успехов, свободного времяпрепровождения. И все же от родителей наследуются главные ценности и аспекты социальной жизни, отношение к ним. А со сверстниками решаются сиюминутные вопросы.

Свою «взрослость» подростки пытаются проявить в романтических отношениях с представителями противоположного пола: симпатии, свидания. В фантазиях они пытаются создать любовный идеал, пишут стихи. Проявлять интерес к симпатиям ребенка нужно без унижений и чрезмерной критики.

Авторитарный контроль, запреты и манипулирование ребенком приведут к парадоксальному эффекту: либо к заниженной самооценке, либо к социально неприемлемой форме поведения. Но и невмешательство родителей, и ослабление контроля чревато опасностями, когда подросток предоставлен сам себе, принимая  решения и выбирая компании.

Подростковый возраст характеризуется эмоциональными взрывами, бурными переживаниями; почти каждому из них приходят мысли о самоубийстве. Преобладающими являются социальные фобии. Большое значение придается оценке своей внешности, недостаткам ее. Тревожность приводит иногда к самоизоляции, боязни замкнутых и открытых пространств.

Страх перед насмешками, повышенная чувствительность, резкие перемены настроения – эмоциональные расстройства, более характерные для девушек.

Виды подростковых неврозов и их симптомы

Характер проявлений неврозов у подростков может быть физиологическим и психологическим.

Физиологические симптомы:

  • головные боли и головокружения (на почве спазмов мозговых сосудов);
  • нарушения сна (бессонница, кошмарные сновидения, прерывистый сон);
  • изменения аппетита (вплоть до невротической анорексии или, напротив, булимии);
  • мышечная слабость, повышенная утомляемость;
  • судороги и нервные тики;
  • невротический кашель;
  • боли в сердце и в области желудка.

Психологические симптомы неврозов:

  • частая смена настроения, раздражительность;
  • легкая ранимость, повышенная уязвимость, выраженная чувствительность;
  • истерические реакции;
  • склонность к депрессии;
  • различные фобии (страхи).

В зависимости от клинических проявлений, комбинации симптомов, у подростков выделяют  такие виды неврозов:

  1. Истерический невроз, проявлением которого являются частые истерики с рыданиями. Могут наблюдаться истерические параличи конечностей, потеря голоса, рвота, обморок, псевдоалгические проявления (жалобы на боли при отсутствии органического поражения) и другие.
  2. Астенический невроз, симптомами которого являются общая слабость, быстрая утомляемость, нарушения сна, проявления ВСД у подростка.
  3. Депрессивный невроз со стремлением к уединению, подавленным настроением. Часто его развитие связано со стрессовой ситуацией: разводом родителей, смертью близкого человека, сиротством и ролью «Золушки». Возникать такой невроз может и при наличии у подростка физического недостатка. Бедная мимика, грустное выражение лица, тихая речь, плаксивость, плохой аппетит и сон, низкая самооценка, низкая школьная успеваемость – портрет подростка с депрессивным неврозом.
  4. Невроз навязчивых состояний, проявляющийся тиками, спазмом мышц, судорогами. У некоторых подростков невроз может проявляться навязчивым желанием произносить неприличные слова. Невротическое навязчивое желание может представлять опасность (например, у ребенка может возникнуть желание совершить прыжок с балкона).
  5. Фобический невроз, для которого характерны различные страхи (одиночества, смерти, темноты и другие). Страх может возникать в виде приступа, особенно перед сном, сопровождаться чувством тревоги, навязчивыми мыслями и представлениями. Это может быть также страх устного ответа на уроке или страх выступления перед аудиторией.
  6. Ипохондрический невроз проявляется чрезмерными опасениями и необоснованными страхами заражения или возникновения всевозможных болезней.

Лечение или реабилитация подростковых неврозов

Лечением неврозов у подростков занимаются:

  • детский невролог: проводит обследование подростка для уточнения диагноза, при необходимости назначает успокаивающие или другие лекарственные средства;
  • детский психолог: помогает подростку справиться с комплексами, а родителям найти правильную тактику и подход к подростку, создать необходимый психологический доброжелательный семейный климат;
  • психотерапевт: при неврозе навязчивых состояний проводит сеансы гипнозотерапии.

К лечению могут привлекаться также психиатры, рефлексотерапевты, эндокринологи. Правильно и индивидуально подобранное,  вовремя проведенное комплексное лечение дает возможность полностью избавить подростка от невроза.

Профилактика

Главная роль в обеспечении психологического здоровья и предупреждении развития невроза у подростков принадлежит родителям.

Важно соблюдать такие правила:

  1. Четкое соблюдение режима дня поможет нормализовать функции неустойчивой нервной системы.
  2. Необходимо следить за нагрузками ребенка и при появлении симптомов перегрузки снижать их.
  3. Посильные физические нагрузки помогут снизить психологическое напряжение.
  4. В случае психологических проблем в семье следует прибегнуть к помощи психолога.
  5. При стрессовых ситуациях необходимо обеспечить ребенку консультацию детского психолога.
  6. При возникновении у подростка психологического напряжения необходимо использовать доступные в домашних условиях средства релаксации (аромалампу с успокаивающими эфирными маслами по совету невролога, хвойные ванны, дыхательную гимнастику, прием отваров успокоительных трав и др.).

Резюме для родителей

Подростковые неврозы легче предупредить, чем избавиться от них. Лечение невроза до полного выздоровления возможно при своевременном обращении за помощью к  специалистам и терпеливом выполнении всех рекомендаций.

Профилактика подростковых неврозов во многом зависит от правильного воспитания, внутрисемейных отношений. Важно научить детей преодолевать жизненные трудности, заниматься психическим закаливанием ребенка с тревожно-мнительным характером, интересоваться его проблемами и интересами.

Государственная ТРК «Крым», программа «Азбука здоровья», выпуск на тему «Неврозы у подростков»:

Источник: https://doctor-neurologist.ru/nevrozy-u-podrostkov

Консультация на тему: Профилактика детских неврозов как фактор здоровьесбережения дошкольников

Профилактика детских неврозов как фактор здоровьесбережения дошкольников.

Психоневролог А.И.

Захаров приводит формулу: «Ребёнок, находящийся в состоянии стресса, перенапряжения, утомления, имеет пониженный иммунитет, как правило заболевает (соматические заболевания, вегетативные нарушения).

Читайте также:  Красное мясо при грудном вскармливании: можно ли кормящей маме кушать свинину и сало?

Частые болезни служат отправной точкой развития невроза». Нам, педагогам ДОУ, необходимо знать и вовремя выявлять детей со склонностью к неврозам, с целью охраны и укрепления здоровья дошкольников.

Какие дети в большей степени подвержены неврозам?
1. Дети с повышенной эмоциональной чувствительностью, которые всё оченьблизко принимают к сердцу; впечатлительные дети, склонные к беспокойству и волнению.

2. Импрессивные дети, склонные к внутренней переработке чувств и переживаний. О таких детях говорят: «Всё держит в себе».
3. Дети с внутренней неустойчивостью:

– с нервной конституцией (влияние генетики: нервно-соматически ослабленные родители; полярные темпераменты родителей ребёнка; темперамент самого ребёнка);

– дети с развитым чувством «Я». О таких детях можно сказать, что они не переносят повышенного, приказного и тем более раздражительного тона, оскорблений. В ответ на это, они плачут, обижаются или «уходят в себя».

  Различают несколько форм неврозов:

  • Истерический невроз у детей раннего и дошкольного возраста выражается чаще всего в виде так называемых припадков; при этом дети, если им в чем-то отказывают, падают на пол, изгибаются, стучат ножками, кричат. Как только ребенок получает желаемое, припадок прекращается. Припадок может сопровождаться рвотой нервного характера, недержанием мочи и т. д. Истерические неврозы чаще возникают при эгоцентрическом воспитании и проявляются в конфликтных ситуациях.
  • Неврастения – имеет очень много разнообразных проявлений. Ребенок легко утомляется, он раздражителен, плаксив, капризен. Одно из наиболее ранних и специфичных проявлений неврастении – нарушение сна. У дошкольников нередко наблюдаются ночные страхи. К проявлениям неврастении относится и энурез (ночное недержание мочи). Это частый симптом неврастении. Как правило, здоровые дети к 3 годам полностью контролируют мочеиспускание. После 4 лет энурез у детей рассматривают как патологическое состояние, требующее специального лечения.
  • Заикание у детей возникает также в результате функционального нарушения высшей нервной деятельности. Оно начинает выявляться обычно в возрасте 2,5—4 лет. Эта разница зависит от причин, его вызывающих. Острые психотравмирующие факторы, при которых эмоциональный стресс связан с инстинктом самосохранения (испуг, падение с высоты и др.), могут дать очень ранние проявления заикания. У детей возбудимых, рано начавших говорить, говорящих много и быстро заикание может возникнуть в результате еще не полностью сформированных речедвигательных механизмов. Иногда заикание возникает как следствие переутомления в результате избытка информации (систематический просмотр телевизионных передач, постоянное слушание чтения большого количества книг и др.). Заикание достаточно часто приводит к эмоционально-волевым нарушениям. У таких детей в более старшем возрасте отмечается мнительность, повышенная ранимость.
  • Невроз навязчивых состояний. У детей раннего и дошкольного возраста наблюдается в основном 2 вида этой патологии— навязчивые страхи и навязчивые движения. Последние формируются обычно у детей 4—6 лет и старше, но некоторые элементы навязчивых движений могут проявиться и раньше — с 2 до 4 лет. В образовании страхов доминирует запугивание детей взрослыми. Внезапный испуг может привести к навязчивому страху. Так, ребенок, испуганный неожиданным громким свистом паровоза, начинает панически бояться поезда, испугать, ребенка может внезапно выбежавшая собака и вызвать у него стойкий страх перед животными.

Как правило, истоки возникновения неврозов заложены в семье.

В семье ребёнок получает стресс от конфликтов между родителями, неправильного воспитания (гиперопека, гипоопека, повышенная требовательность, эгоцентрическое воспитание, неуёмные принципы, запреты), блокирования эмоционального контакта между ребёнком и матерью (мать не даёт то тепло и ласку, которые необходимы эмоциональному, впечатлительному ребёнку).

Однако и негативное отношение к ребёнку в детском саду со стороны педагога служит сильным раздражителем для ослабленной нервной системы. Часто бывает так, что позиция педагога такова, что он считает правильным сообщить родителям о «баловстве», «упрямстве», «вредности» ребёнка.

И родителям остаётся только «нажать», «исправить», «наказать», то есть ещё раз сделать то, от чего ребёнок страдает и ещё больше ослабить его нервную систему.

Другая позиция педагога: обратить внимание родителей на болезненный характер поведения ребёнка; посоветовать, как поступить в том или ином случае, то есть творчески разрешить проблему, учитывая индивидуальность ребёнка. В первом случае педагог закрепляет или усиливает невроз, во втором – снижает его.

Очень тяжело приходится детям с высоким уровнем сензитивности при психологически неграмотном воздействии со стороны педагога, что может привести к снижению самооценки, к неумению самоутвердится в детском коллективе.

Педагогу следует учитывать повышенную ранимость мальчиков, испытывающих проблемы во взаимоотношениях с отцами или уже частично или полностью лишённых общения с ними после развода родителей.

Такие мальчики болезненно переживают, когда их начинают стыдить в присутствии сверстников, указывать, что они ведут себя не так, как нужно, отстают от других, не оправдывают надежд.

В подобных ситуациях дети чувствуют себя ещё более непонятыми и изолированными, становятся робкими и нерешительными или начинают «вредничать» – делать всё наперекор, вызывая негативное отношение к себе. В этом случае, как правило, похвала за успехи способствует достижению положительного результата. Действенным оказывается и вовлечение ребёнка в коллективные дела с предоставлением ему ведущей роли.

В чём же должна заключаться помощь педагога детям с неврозами?
– развитие навыков общения;

-нахождение признания в детском коллективе;

– замечать их успехи, хвалить;

– поддерживать в трудную минуту, защищать от тех, кто дразнит и способен на агрессию.

Профилактика неврозов у детей заключается в формировании механизмов психической саморегуляции.

Эмоциональных, с развитым чувством «Я» и художественно-одарённых детей следует окружать заботой и любовью, поддерживать и развивать их чувство «Я». Но без чрезмерной опеки, потакания прихотям и капризам.

Разумная твёрдость должна сочетаться с эмоциональным принятием ребёнка, чтобы он не чувствовал себя одиноким, непонятым, нелюбимым.

Экспериментальные исследования школы И. П. Павлова показали возможность тренировки силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов у животных. У человека в процессе воспитания, обучения и трудовой деятельности может происходить постепенная тренировка нервных процессов, в связи с чем устраняются причины, предрасполагающие к возникновению заболевания.

Большое значение для предупреждения неврозов имеет правильное воспитание ребенка — развитие у него таких качеств, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности, преданность высоким общественным идеалам. «Тепличная обстановка при воспитании,— говорил И. П. Павлов,— может привести к тому, что человек с сильной высшей нервной системой на всю жизнь останется жалким трусом».

Ребенок, которому с детства было все дозволено, который рос избалованным, эгоистичным, не привыкшим считаться с интересами других, может в дальнейшем легче дать срыв в условиях, когда от него потребуется большая выдержка.

При неправильном воспитании у ребенка могут возникнуть представления, которые могут сделать его особенно чувствительным к действию определенных, адресованных к ним, раздражителей и легко превратятся в «больные пункты».

Так, например, у ребенка, которого все время захваливают, развивают у него тщеславие, представление о его якобы превосходстве над другими, нервный срыв особенно легко может наступить под влиянием неудачи, постигшей его при осуществлении этих стремлений.

Вредным является также привитие ребенку представлений о его неполноценности, чрезмерная фиксация его внимания на имеющемся у него действительном или мнимом недостатке, а также подавление его инициативы, и требование от него чрезмерного послушания. Это может способствовать развитию таких черт, характера, как неуверенность в себе, мнительность, боязливость, нерешительность.

Важно предохранять ребенка от вредных внушающих воздействий. Поэтому недопустимо твердить ему: «Ты лентяй, ты лодырь, ты бездельник. Из тебя вырастет тунеядец. Ты ни на что не способен». Говорить надо: «Ты можешь стать трудолюбивым; ты можешь заниматься, можешь заставить себя работать, можешь вырасти полезным членом общества.

Ты можешь всего достигнуть, если захочешь! Ты можешь быть послушным, так и будь им! Сегодня ты уже лучше занимаешься, чем вчера…» Нужно избегать говорить при детях о тяжелых болезнях, чтобы не породить страха перед ними.

Внушать им, что здоровье — это естественное состояние человека и что они будут здоровы, если будут вести нормальный образ жизни; что не надо бояться ни жары, ни холода, ни дождя, ни ветра и уметь все переносить стойко, без жалоб, без слез.

Несомненно, вредно запугивать ребенка, порождать у него слишком сильное чувство страха, вины, стыда, раскаяния.

Таким образом, можно говорить о том, что роль педагогов в профилактике неврозов дошкольников очень значима и существенно влияет на процесс здоровьесберегающей деятельности в ДОУ.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/10/21/profilaktika-detskikh-nevrozov-kak-faktor-zdorovesberezheniya

Профилактика детских неврозов

Признаками внутренней готовности к суициду могут стать изменения сна и аппетита, проблемы с успеваемостью, потеря интереса к своему внешнему виду, повышенная агрессивность. Подростки могут начать раздавать друзьям дорогие для них вещи. Без родительской поддержки подросток часто опускает руки.

К сожалению, родители и педагоги не всегда распознают ранние симптомы невроза или недооценивают серьезность невротического состояния ребенка. Невроз не проходит «сам по себе», он требует своевременного распознавания и правильного лечения.

Детский невроз – это расстройство нервной системы ребенка, возникающее в результате психических травм, индивидуальных особенностей личности, неправильного воспитания, неблагоприятного эмоционального климата в семье.

Проявлениями невроза может быть депрессия, заикание и нарушение речи, страхи и фобии, нервный тик, нарушение сна, потеря аппетита, эмоциональная неустойчивость.

К сожалению, родители и педагоги не всегда распознают ранние симптомы невроза или недооценивают серьезность невротического состояния ребенка. Невроз не проходит «сам по себе», он требует своевременного распознавания и правильного лечения.

А чтобы не допустить появления и развития этого психического расстройства, необходимо принимать особые меры профилактики детских неврозов.

Профилактика детских неврозов – это действия, направленные на укрепление нервной системы ребенка и устранение раздражителей, вызывающих ее перенапряжение.

Профилактика детских неврозов начинается задолго до рождения ребенка (путем избегания стрессов, преодоления страхов и тревог, настроем на благополучные роды, уверенностью в рождении здорового ребенка),  а затем продолжается по мере роста, физического и эмоционального развития ребенка и включает:

  • формирование тесной привязанности и доверительных отношений между родителями и ребенком;
  • создание благоприятной атмосферы в семье: отсутствие ссор и скандалов, отчуждения и размолвок между родителями и детьми;
  • правильное воспитание ребенка: заботливое и чуткое, но не потакающее прихотям и капризам, твердое и уверенное, но не жестокое и излишне строгое;
  • предупреждение психических травм: испуга, физического насилия, конфликта в семье, избытка впечатлений и других стрессовых ситуаций;
  • полноценное физическое развитие ребенка: здоровое питание, прогулки на свежем воздухе, процедуры закаливания;
  • творческое, эмоциональное и социальное развитие ребенка.

Создание благоприятных условий для психического развития ребенка позволит избежать появления различных неврозов и сохранить психическое здоровье на всю жизнь.

Источник: https://schoolofcare.ru/articles/profilaktika-detskih-nevrozov/

Детские неврозы – виды, классификация и особенности лечения

Неврозы представляют собой группу психогенных болезней, являющихся реакцией отдельной личности на психическую травму. При этом тяжесть психотравмирующей ситуации определяется не физическими параметрами, а информационной нагрузкой.

Несмотря на то, что саму группу заболеваний относят к обратимым состояниям, заболевание требует особого подхода и коррекции. К одному из критериев, способных влиять на вероятность развития неврозов, относят возраст.

Незрелость личности и самосознания у детей определяет высокий риск формирования невротических реакций.

Последствия подобных расстройств во многом предопределяют нервно-психическое и психо-соматическое здоровье взрослого человека, формируют особенности личности и влияют на все уровни и формы адаптации.

Причины развития

Еще в первой половине ХХ века академиком Павловым было установлено, что в основе заболевания лежат измененные взаимосвязи между корой и подкоркой. В настоящее время ведущими системами в патогенезе неврозов считаются:

Читайте также:  Как не приучить грудного ребенка к рукам: 6 эффективных способов отучить малыша от сложившейся привычки

Внешние воздействия раздражителей на данные структуры способны изменять эндокринные, вегетативные, эмоциональные и поведенческие реакции человека.

Причины неврозов у детей кроются в длительной недостаточности регуляции эмоционального фона, приводящей к искажению основ личности ребенка.

 Наиболее частыми факторами риска развития неврозов у детей принято считать:

  • перинатальную патологию;
  • токсическое поражение нервной системы;
  • черепно-мозговые травмы, включая родовые травмы новорожденных;
  • перенесенные нейроинфекции.

Патогенез

Особенностью детских неврозов считается их развитие у лиц с несовершенной нервной системой. Сам процесс становления собственного «я» и формирование личности в первую очередь определяет тип воспитания ребенка. К нарушениям воспитательного процесса можно отнести:

  • гипер- и гипоопеку;
  • жестокость;
  • неприятие;
  • гиперсоциализацию ребенка.

Подобные влияния способны исказить биологические и психофизиологические особенности детей. В результате возникает преневротическое состояние. Оно характеризуется наличием у ребенка:

  • ощущения неполноценности;
  • фобических нарушений;
  • тревожности;
  • неадекватному восприятию окружающей действительности.

Коррекция факторов риска на этапе оптимизации методов воспитания является главным этапом профилактики детских неврозов.

Классификаци

Существует несколько классификаций невротических расстройств. Согласно традиционным представлениям неврозы у детей и подростков можно подразделить на следующие формы:Невроз навязчивых состояний;

В зависимости от возраста пациента выделяют детский невроз (отдельными видами считаются дошкольный невроз, невроз школьников и подростков), невроз взрослых и пожилых людей.

Спорным остается вопрос наличия невроза грудничков. Незрелость нервной системы у детей первых лет жизни определяет отсутствие специфичности и фрагментарность невротических признаков.

В связи с этим более-менее четкая диагностика болезни возможна у детей, начиная с 24 месяцев.

Этиологические факторы определяют наличие семейных неврозов, неврозов, связанных с профессиональной деятельностью и так далее.

В литературных источниках имеются сведения о классификации неврозов, в основу которой легли соматические проявления болезни – кардионевроз, невроз желудка, вегетоневроз и так далее. В настоящее время в клинической практике подобное деление не используется.

Особенности

Главной отличительной чертой неврозов является обратимость патологии. Вне зависимости от длительности заболевания изменения имеют функциональный характер. Психогенная природа нарушений определяется наличием связи между клиникой невротических проявлений, характерными чертами системы взаимоотношений ребенка и патогенной стрессовой ситуацией.

Специфичность клинических синдромов ограничена появлением эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройств. Однако часто в детском и подростковом возрасте проявления болезни могут быть стерты или протекать под маской другого, чаще всего соматического заболевания.

Несмотря на то, что статистически достоверными являются данные о более высокой частоте встречаемости болезни среди женщин, в детском возрасте гендерные отличия практически отсутствуют. Чаще неврозы распространены среди подростков и лиц молодого возраста.

Клиника

Клинические проявления неврозов определяют характер травмирующей стрессовой ситуации и специфические черты личности больного. Недостаточная сформированность второй и третьей сигнальных систем приводят к отсутствию типичных «классических» видов неврозов у детей.

Подобные невротические реакции у детей обычно проявляются в виде моносимптомного или системного течения. Избирательность нарушений обусловлена врожденной и/или приобретенной слабостью одной из функциональных систем.

Например, при нарушениях в системе речедвигательного аппарата развивается логоневроз (заикание), при патологии структур, ответственных за регуляцию мочеиспускания – энурез.

Кроме этого, может формироваться патологическая условнорефлекторная активность, при которой в момент воздействия аффекторного фактора возникает наиболее интенсивный вид моторной деятельности (тики, другие навязчивые гиперкинезы, компульсии).

При отсутствии коррекции невротические реакции преобразуются в стойкие неврозы, вылечить которые значительно сложнее. Совместно с продолжающимся воздействием психотравмирующей ситуации закрепляются предпосылки для развития невротического типа личности.

Формы заболевания

Традиционные формы неврозов у детей встречаются не так широко. Для данной возрастной категории характерны простые по структуре невротические реакции и нетипичное клиническое выражение заболевания.

Истерия

Основой для формирования данной формы, как правило, служит психологический конфликт, формирующий противоречия между личностью ребенка и окружающей действительностью. Внешние условия не удовлетворяют высоким личностным требованиям индивида. Чаще всего это дети эгоцентрического типа воспитания.

Дети с истерическим неврозом чрезмерно чувствительны, впечатлительны, внушаемы (в том числе имеет место и самовнушаемость), для них характерны неустойчивость настроения и эгоизм.

Истерический невроз у детей имеет свои особенности. Типичные проявления истерии (истерическая слепота, парезы, нарушения чувствительности, астазия-абазия) в чистом виде встречаются редко. Для ребенка младшего возраста свойственны аффективно-респираторные пароксизмы, развивающиеся при плаче в результате неудовлетворения его желаний.

В старшем возрасте подобные припадки имеют сходство с эпилептическим приступами (реже с удушьем при бронхообструкции). Для классической истерики характерна демонстративность, выразительность, театральность. При этом возникает он только в присутствии окружающих зрителей.

Пациент падает достаточно аккуратно, чтобы не удариться, не прикусывает язык, реакция зрачков на свет остается сохранной, сам припадок не амнезируется.

При объективном неврологическом осмотре выявленные симптомы не соответствуют предъявляемым жалобам. Так, при истерической слепоте ребенок может ориентироваться в комнате, складывать на место игрушки, рассматривать картинки в книгах.

Парезы и параличи при истерии не сопровождаются изменением мышечного тонуса и рефлексов. При отвлечении внимания ребенок демонстрирует достаточную мышечную силу.

При полной утрате чувствительности пациент отдергивает руку от горячего чайника и в ответ на болевой раздражитель.

Неврастения

Для детей с неврастенией характерны чрезмерные усилия, не соответствующие их реальным возможностям. Поводом к развитию подобного состояния может являться систематическая родительская стимуляция, не учитывающая возможностей ребенка.

Основной клинический синдром неврастении – это раздражительная слабость. Ребенок плаксив, бывает возбужден, эмоционально лабилен, дает острые аффективные реакции, в последующем раскаивается.

Поведение крайне нестабильно – вялость и пассивность могут резко смениться двигательным беспокойством и недовольством происходящим. Характерна частая смена настроения вплоть до выраженной депрессии, при резком доминировании которой диагностируют депрессивный невроз у детей.

Отмечается повышенная утомляемость, невнимательность, сниженная работоспособность.

Дети могут жаловаться на частые сжимающие головные боли, возникающие после физической и умственной активности. Снижается порог восприятия с проприо- и интерорецепторов. Это проявляется ощущением биения сердца, сокращения желудка и кишечника.

В подростковом возрасте неврастения может провоцировать формирование ипохондрического синдрома. Пациенты становятся уверены в тяжести своего заболевания и отсутствии способов его лечения.

Типичны нарушения сна – затруднена его инициация, глубина и пробуждение.

Характерны кошмарные сновидения, ночные страхи, вегетативные реакции в виде сердцебиения, изменения окраски кожных покровов, ощущения нехватки воздуха.

Объективными признаками невроза выступают элементы вегетативной дисфункции, оживление сухожильных и периостальных рефлексов, тремор век и вытянутых пальцев рук.

Невроз навязчивых состояний

В его основе лежит противоборство желаний и долга, этических норм и личных предпочтений.

Предпосылками к развитию невроза навязчивых состояний являются такие черты ребенка, как мнительность, внушаемость, неуверенность в себе.

У таких детей рано возникают необоснованные фобии – боязнь темноты, высоты, насекомых, закрытых пространств. С возрастом фобии преобразуются – возникает боязнь заболеть чем-то, умереть, не поступить в ВУЗ, не создать семьи.

Пациенты сами создают себе различного рода запреты. У них формируются тягостные идеи, имеющие навязчивый характер (обсессии), сомнения и опасения, которые приходят на ум помимо их воли и которым они не могут противостоять.

Наряду с этим ребенок начинает совершать компульсивные действия – повторяющиеся стереотипные поступки, со временем приобретающих характер защитных ритуалов.

Подобным сложным навязчивым действиям могут предшествовать невротические тики, являющиеся результатом закрепившейся условнорефлекторной деятельности.

Тики

Источник: https://mozgius.ru/bolezni/psihiatriya/nevrozy-u-detej.html

Неврозы у детей причины

Родителям приходится сталкиваться со многими проблемами у ребенка.

Немало проблем доставляют неврозы у детей, которые представляют собой реакцию личности на стресс, негативные воздействия, психологические травмы.

Неврозы встречаются у детей старше 3 лет, так как именно после этого возраста начинается становление личности. Чем позже проявится это заболевание, тем ярче будут его симптомы.

Общая информация о причинах невротических расстройств

На сегодня наиболее известным исследователем отклонений в функционировании высших нервных процессов, коими являются неврозы, является Александр Иванович Захаров. Он написал две монографии, которые были объединены в пособие, имеющее успех у психотерапевтов.

Являясь психологом-практиком Захаров выделил основные причины появления патологии у детей:

  • резкие изменения привычного ритма или уклада жизни;
  • начало регулярных посещений детского коллектива;
  • внезапный испуг, стресс;
  • продолжительные по времени физические или эмоциональные нагрузки;
  • изменения внутри семьи, к которым кроха не был готов.

Не у каждого ребенка после подобных ситуаций появляются причины невроза. Это связано с тем, что малыши имеют разную по устойчивости психику. Факторами риска могут выступить:

  • наследственная предрасположенность к поражениям нервной системы;
  • перенесенные заболевания;
  • недосыпание;
  • семейные трудности, проблемы в отношениях между родителями;
  • патологии, психологические травмы при беременности у матери, гипоксия плода.

Отклонения будут заметны разным образом. Они зависят от: возраста ребенка, его пола, телосложения, особенностей темперамента. Легче всего невроз протекает у сангвиников и флегматиков. Наиболее уязвимы к внешним воздействиям дети с низкой самооценкой, а также переживающие кризисный период (3 или 7 лет, переходного возраста).

Психотравмы и их особенности

Захаров считает основной причиной детских невротических расстройств психологические травмы – изменение сознания малыша из-за событий, беспокоящих его, тревожащих, угнетающих. Именно они чаще всего являются переходным периодом к неврологическим нарушениям. От радостных событий психика не меняется.

Опасность невротических отклонений в том, что они способны неоднократно появляться в жизни человека, принимать вид навязчивых фобий. Это случается даже, если невроз был успешно проработан с психотерапевтом, вылечен методами комплексной терапии.

Существует два механизма формирования невротических расстройств:

  • под действием одного фактора (война, пожар, авария, развод родителей, резкая смена жительства или другого подобного события);
  • одновременное действие нескольких факторов.

Важен и возраст ребенка. В два года причиной невроза может стать первых поход в детский сад, разлука с родителями, бытовая ссора или летний гром. У малышей более старшего возраста причиной должен служить более серьезный фактор: систематические физические наказания, сильные страхи, неблагоприятная семейная обстановка, длящаяся долго (регулярные скандалы, развод родителей).

Распространенные «механизмы запуска» неврозов

Чтобы понять, как лечить невроз, психологу необходимо докопаться до основной причины возникновения проблемы. Поэтому каждую причину стоит рассматривать отдельно. Действия родителей становятся основой для возникновения невротических реакций. Наиболее опасны модели воспитания:

  1. Неприятие – родители хотели мальчика, а родилась девочка. Они подсознательно не будут желать воспитывать ребенка или начнут навязывать ему неправильную социальную роль.
  2. Гиперопека. Эта модель не так давно получила наибольшее распространение, особенно у семей, испытывавших проблемы с зачатием. Взрослые не дают малышу принимать собственные решения, не пускают дошкольника в детский коллектив, длительное время не дают ему обслуживать себя. Невроз может появиться сразу после начала школьного обучения. 
  3. Авторитарная – при ней все решения принимают взрослые, не учитывая мнения крохи.
  4. Вседозволенность – внутри семьи отсутствуют нормы, правила, нет контроля, помощи от взрослых.
  5. Отсутствие общей точки зрения у родителей по вопросам воспитания.
  6. Жестокость, вплоть до физических наказаний. Такая модель хуже авторитарной, так как дошкольник страдает духовно, физически. К подростковому возрасту он может оказаться окончательно сломленной личностью.
  7. Постоянные семейные конфликты не менее травмирующий фактор. Они дают более устойчивый невроз, так как стресс накапливается длительное время.

Из-за незрелой нервной системы, дошкольник часто остро реагирует на внешние факторы. Резкая перемена жизни часто приводит к невротическим отклонениям. Это касается таких внешних факторов как переезд, начало посещения школы, конфликтные ситуации со сверстниками, внутрисемейные трансформации. Дополнительным фактором риска могут стать особенности характера крохи:

  1. Ярко выраженные лидеры трудно переносят ограничения, для них трудно подобрать модель воспитания. При чрезмерных ограничениях такой малыш начинает протестовать. Отвечая на это, родители прибегают к строгим наказаниям, вплоть до физического подавления бунта. Действия взрослых становятся причиной невротических реакций у вполне благополучных малышей.
  2. Чувствительные, эмоциональные малыши нуждаются в большом количестве внимания со стороны взрослых. Им необходимо постоянно чувствовать любовь и положительные эмоции, иначе они посчитают себя ненужными. Причиной невроза становится страх оказаться нелюбимым, комплексы неполноценности. 
  3. К часто болеющим детям нередко относятся с особым трепетом, из-за чего их психика становится более уязвимой. Они считают себя слабыми, беспомощными.
  4. У большинства неблагополучных детей развиваются разные типы неврозов, именно поэтому им трудно вести полноценную жизнь взрослого. Чаще всего такие малыши воспитаны асоциальными семьи, либо провели детство в интернатах и детских домах. Им не хватает любви, поддержки со стороны взрослых, так как воспитатели или педагоги родителей заменить не могут.
Читайте также:  Инструкция по применению детского тенотена: состав и показания с расчетом дозировки для детей, аналоги препарата

Большинство исследователей считают, что невроз у благополучно воспитанного ребенка появиться не может. Дело в том, что при сильном стрессе родители помогают им справиться с чрезмерной нагрузкой на нервную систему, поэтому до серьезных отклонений не доходит.

Невротические реакции у них могут возникнуть: если не обратить внимание на симптомы, неправильно выбрать тактику воспитания, уделять чаду мало внимания.

Бояться невроза не стоит, его можно вылечить, а сопровождение психолога поможет полностью переработать причину появления отклонения.

Общая симптоматика

Если в вашей семье произошла ситуация, являющаяся фактором риска, стоит обратить внимание на симптомы и лечение этой патологии. У малыша можно заметить следующие признаки невроза:

  • изменение черт характера и поведения;
  • проявление агрессии или отчаяния;
  • ранимость, повышенная тревожность;
  • слезы, истерики без причины.

Проявления стресса и невротических отклонений могут проявляться физически:

  • изменение уровня артериального давления;
  • тахикардия;
  • расстройства пищеварения в моменты стрессов;
  • невозможность длительно концентрировать внимание;
  • ухудшение памяти; 
  • чрезмерная потливость;
  • нарушения дыхательной функции;
  • острые реакции на раздражители (вздрагивания, плач);
  • тревожность во сне, проблемы с пробуждением утром.

Симптоматика невроза у детей зачастую принимается за небольшой испуг или кратковременное расстройство из-за иных внешних факторов. Чтобы точно определить детский невроз, необходимо показать малыша врачу. Предварительно проанализируйте его поведение, чтобы специалист получил более полную картину недуга.

Особенности разных видов неврозов

Симптомы помогают определить конкретный вид отклонения. Неврозы у детей бывают нескольких видов, каждый из которых имеет свои особенности:

Источник: https://pups.su/psihologiya/nevrozy-u-detej.html

Неврозы у детей: виды, причины, признаки, лечение, профилактика

Детские неврозы  кроют в себе большую опасность, причем основная проблема кроется не в типе расстройства или его проявлениях, а в отношении к нему. Так, иногда родители упускают из вида первые симптомы невроза, а иногда и вовсе их игнорируют, полагая, что с возрастом все пройдет само собой.

  Этот подход нельзя назвать правильным, стоит приложить максимум усилий, дабы помочь ребенку преодолеть возникшую проблему и избежать сопутствующих неудобств в будущем. Детский невроз – это психическое расстройство, не искажающее восприятие окружающего мира и имеющее обратимый характер (что очень важно).

Таким образом, избавиться от него возможно и сделать это действительно нужно, вовремя среагировав на изменения в поведении Вашего малыша.

Разновидности детских неврозов

Существует общая классификация, в рамках которой выделяют тринадцать разновидностей неврозов, которые могут проявляться у детей:

  • невротическое состояние, формирующееся на основе страха. Это один из самых распространенных типов у детей младшего школьного возраста. Характеризуется данный вид невроза наличием длительных (порой до получаса) приступов страха, особенно перед сном. Проявления могут быть самые разные: и легкое чувство тревожности, и даже галлюцинации. То, чего боится ребенок, часто определяется его возрастом. Так, в периоде до школы самые распространенные страхи – это боязнь остаться одному, темноты, мифических или реальных животных, которые были увидены в кинофильме и прочие. Среди учащихся младших классов часто встречается страх перед строгостью учителей, перед школой как таковой с ее четким режимом и множеством требований;
  • невроз, вызванный конкретным навязчивым состоянием. В психологической науке такое явление описывают как наличие в поведении определенных ритуальных действий, невыполнение которых приводит к нарастанию напряжения, внутреннему дискомфорту. У детей выделяют два основных типа таких состояний – это навязчивые действия и страхи, хотя часто они могут иметь смешанный характер. В дошкольном возрасте чаще всего встречаются такие навязчивые действия, как мигания, поморщивания переносицы или лба, притоптывание, похлопывания и т.д. Выполнение ритуального действия позволяет снизить уровень эмоционального напряжения путем использования определенной физической активности. Если же говорить о навязчивых страхах или по-другому фобиях, то тут чаще всего встречаются боязнь закрытого помещения и острых предметов. Позже начинаются появляться страхи перед смертью, болезнью, устным ответом перед аудиторией и т.д.;
  • невротическое состояние депрессивного типа. Такая проблема встречается уже в более взрослом возрасте – подростковом периоде. У ребенка можно заметить явное изменение поведения:  плохое настроение, грустное выражение лица, некоторая замедленность движений и жестов, общее снижение активности и уровня коммуникабельности. В более серьезных случаях могут появиться систематическая бессонница, снижение аппетита и даже запоры;
  • астенический тип (неврастения) возникает как реакция на чрезмерную загруженность дополнительными заданиями и занятиями, физическими и эмоциональными перегрузками. Явная форма такого типа невроза имеет место только в  школьном возрасте;
  • истерическая разновидность невроза.

Рудиментарные припадки моторного типа – не редкость в дошкольном возрасте. Когда ребенок не получает желаемого, обижается или наказан, он может проявлять свое недовольство довольно ярким способом – падение на пол, сопровождающееся раскидыванием рук и ног, громким плачем и криками, ударами кулаками и т.д.;

  • заикание на нервной почве. В подавляющем большинстве случаев имеет место в возрасте от 2 до 5 лет в периоды первоначального становления речи и дальнейшего ее фразового усложнения.
  • ипохондрия  — состояние, в котором отмечается болезненная озабоченность собственным состоянием здоровья, многочисленные и необоснованные подозрения на различные болезни. Характерный возрастной период – подростковый возраст;
  • навязчивые движения (тики), о которых уже шла речь ранее – разнообразные несложные движения и жесты, осуществляемые в автоматическом режиме для снятия напряжения. У детей часто сопровождаются энурезом и заиканием;
  • нарушение нормального сна – встречаются и у детей младшего возраста, и у подростков.

Расстройство может находить свое выражение в беспокойстве, проблемах с глубинными фазами сна, кошмарах, говорении и хождении во сне, частых пробуждениях посреди ночи без явной причины на это.

  • снижение аппетита на невротической почве. Матери часто проявляют излишнюю тревогу о своих детях, а поэтому иногда пытаются насильно накормить малыша, если он отказывается, или же дают слишком большие порции. Иногда причиной невротической анорексии становится испуг во время процесса кормления. Результат таких событий – пропадание у ребенка желания принимать пищу, частые срыгивания, рвота, иногда излишняя избирательность.
  • непроизвольное мочеиспускание (энурез). Чаще всего такой тип невротического нарушения имеет место во время ночного сна;
  • если у ребенка наблюдаются непроизвольные испражнения в незначительном количестве и при этом отсутствуют какие-либо физиологические причины для этого, то можно говорить о невротическом энкопрезе. Встречается такое довольно редко, патогенез  изучен очень плохо. Возраст проявления такого типа расстройства – от 7 до 10 лет;
  • патологические действия, основанные  на привычке.

Такое также можно довольно часто встретить у детей любых возрастов – раскачивания при засыпании, сосание пальцев или волос и прочие.

Что может быть причиной невротического расстройства у ребёнка?

В большинстве случаев причиной невротического расстройства является получение ребенком психологической травмы (это может быть испуг, сильная обида, результат эмоционального давления и т.д.). Однако установить конкретное событие, вызвавшее развитие невроза, практически невозможно, а поэтому прямую связь установить не удается.

Наличие невроза у ребенка – это проблема, которая кроется не в состоянии организма малыша,  а в недостатках воспитания. Дети очень ранимы, а поэтому любое негативное событие может отложить серьезный отпечаток, последствия которого могут открыться не сразу, а в будущем.

В вопросе причин развития детских неврозов большое влияние оказывают такие факторы:

  • пол и возраст ребенка;
  • семейный анамнез, наследственность;
  • особенности и традиции воспитания в семье;
  • перенесенные ребенком заболевания;
  • значительные нагрузки физического и эмоционального характера;
  • недостаток сна.

Кто более подвержен проблемам

На основании ряда исследований неврозов у детей можно говорить о группе риска по разным факторам. Так, считается, что наиболее подвержены невротическим расстройствам:

  • дети в возрасте от 2 до 5 и в 7 лет;
  • имеющие ярко выраженную «я-позицию»;
  • ослабленные соматически (дети, у которых ослаблен организм из-за частых болезней);
  • дети, которые на протяжении долгого времени находятся в сложной жизненной ситуации.

Симптоматические проявления детских неврозов

На что же родителям стоит обратить внимание? Что может сигнализировать о развитии невроза у ребенка? Проявления могут носить различный характер в зависимости от типа невротического нарушения. Проявить беспокойство о состоянии ребенка стоит при наличии хотя бы одного из перечисленных явлений:

  • выраженные приступы страха;
  • ступор и заикание;
  • изменение мимики и повышенная слезливость по сравнению с обычным состоянием;
  • снижение аппетита;
  • раздраженность;
  • снижение коммуникабельности, стремление к одиночеству;
  • разного рода нарушения сна;
  • повышенная утомляемость;
  • повышенная чувствительность и внушаемость;
  • истерические припадки;
  • головная боль;
  • мнительность и нерешительность;
  • энурез и энкопрез.

Проявления неврозов на фото

Снижение аппетитаНарушение снаИстерические припадкиЭнурезСтремление к одиночеству

Когда нужно обратиться к врачу и как лечить ребёнка

Любое изменение поведения на длительно время, систематические припадки или действия  — все это должно насторожить родителей. Причина может быть различной, но перестраховаться и вовремя обратиться к специалисту очень важно. Своевременное реагирование позволит лишить малыша неприятных проявлений невротического расстройства и избавит его от серьезных проблем в будущем.

Основа лечения неврозов у детей – психотерапия. Сеансы могут проводиться в разных формах: групповая психотерапия, индивидуальная, семейная. Значение последней очень велико – именно во время контакта и с ребенком, и с родителями врач имеет возможность наиболее точно определить причину проблемы и комплексно воздействовать на ее разрешение.

В рамках групповой психотерапии используется большое количество методов, позволяющих ребенку справиться с невротическими нарушениями:

  • арттерапия (чаще всего – рисование, что позволяет ребенку лучше разобраться в собственных переживаниях и помогает врачу собрать информацию о его личностных характеристиках и настроениях);
  • игровая терапия – спонтанная игра без конкретного сценария, направленная на импровизацию участников;
  • аутогенная тренировка (для подростков);
  • сказкотерапия – придумывание персонажей, сюжетов, разыгрывание сказок, создание кукол и т.д.;
  • суггестивный тип психотерапии или воздействие внушением.

Профилактические меры и чего не стоит делать при неврозах

Если у ребенка отмечены симптомы невроза, то повышенное внимание, гиперболизированная забота могут лишь усугубить положение – такое поведение родителей может закрепить негативные проявления расстройства, спровоцировать их использование как средства манипуляции. Часто такое происходит именно при истерических формах невротического расстройства.

Не стоит баловать малыша на основании того, что он болен. Симптомы из числа отказа от пищи и тиков очень прочно закрепляются при активном обращении на них внимания.

К числу профилактических действий стоит отнести:

  • внимательное наблюдение за поведением ребенка, своевременное реагирование на проявляемые отклонения;
  • создание в семье благоприятной психологической и эмоциональной обстановки;
  • объяснение ребенку причин и необходимости требований, которые к нему предъявляются.

Источник: https://pediatriya.info/nevrozyi-u-detey-opasnyiy-signal-dlya-roditeley/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector