Что такое дислалия: психолого-педагогическая характеристика детей с дефектами произношения, симптомы и лечение

Дислалия

А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Э Я

Дислалия – нарушения произношения и/или употребления отдельных звуков речи. Заболевание не связано с повреждениями центральной нервной системы органического типа. Относится к логопедическому направлению медицины и диагностируется в детском возрасте.

Дислалия – классификация заболевания

Медики выделяют два основных типа дислалий:

  • механическая – в таком случае имеются дефекты в анатомическом строении артикуляционного аппарата;
  • функциональная – развитие спровоцировано нейродинамическими нарушениями в головном мозгу (непосредственно в коре) обратимого характера или социальным окружением (факторами).

В свою очередь функциональный тип заболевания подразделяется на несколько видов.

Например, функциональная дислалия может быть моторной (имеются сдвиги в речедвигательном анализаторе) и сенсорной (имеются нарушения в речеслуховом анализаторе).

В некоторых случаях диагностируется одновременно и моторная, и сенсорная функциональная дислалия и в таком случае специалисты выделяют нарушение как сенсомоторное.

Классификация представленного заболевания может идти и по пути несформированности отдельных звуков речи – в таком случае речь будет идти об акустических и/или артикуляторных нарушениях. А по характеру дефекта выделяют фонетический или фонематический подвид дислалии. Чаще всего диагностируется сочетанная дислалия – акустико-фонематическая, артикулярно-фонетическая.

Нарушения произношения отдельных звуков речи могут подразделяться на простые (когда неправильно произносятся максимум 4 звука) и сложные (более 4 звуков не имеют правильного произношения).

Если пациент не может произнести правильно какие-то определенные звуки (например, только шипящие), то врачи диагностируют мономорфную дислалию.

В случае нарушений в произношении звуков, например, одновременно свистящих и шипящих, то ставится диагноз полиморфная дислалия.

Искажения в медицине обозначаются следующими терминами:

  • каппацизм – недостаток произношения буквы К;
  • сигматизм – нарушено произношение букв шипящих и свистящих (Ж, Ш, С, З, Щ и Ч);
  • гаммацизм – недостаток произношение буквы Г;
  • хитизм – нарушения в звучании буквы Х;
  • йотацизм – неправильно произносится буква Й;
  • ротацизм – произношение буквы Р не соответствует норме;
  • ламодацизм – буква Л произносится неправильно.

Часто выявляются дефекты придания звонкости глухим звукам и наоборот (когда происходит замена согласных парными глухими или наоборот), придания твердости мягким (заменяются мягкие согласные на твердые и наоборот).

Дислалия – причины возникновения

Причиной дислалии может стать любой органический дефект артикуляционного аппарата. В таком случае обязательно диагностируются аномалии развития губ, челюстей, языка или зубов. К таковым относятся:

  • слишком короткая уздечка языка;
  • массивный язык (макроглоссия);
  • слишком узкий и маленький язык (микроглоссия);
  • малоподвижные губы.

Обратите внимание: массивный язык и малоподвижные губы чаще всего фиксируются у детей с умственной и физической отсталостью.

Другие причины возникновения и развития механической дислалии:

  • неправильный прикус зубов;
  • аномалии зубного ряда;
  • низкое плоское верхнее нёбо.

К факторам, способным спровоцировать развитие функциональной дислалии относятся:

подражание детьми неправильной речи со стороны взрослых – например, она может быть слишком торопливой или косноязычной;

  • нарушение мозговой функциональности даже в минимальных размерах;
  • билингвизм в семье – когда дети вынуждены учить и разговаривать на двух и более языках;
  • несформированность фонематического слуха.

Симптомы дислалии

Дислалия отличается достаточно простым диагностированием – признаки этого заболевания слишком явные, чтобы их не заметить:

  • выпадение (исчезновение) отдельных звуков при произношении слов;
  • замена звонких звуков на шипящие (например, Ж-Ш, Ц-Ч);
  • явно неправильное произношение буквы Р.

Обратите внимание: при любом нарушении речи, в случае непроизносимости отдельных звуков необходимо обратиться к специалисту. Возможно, понадобится помощь профессионалов, но в некоторых случаях речь восстанавливается и становится нормальной к 5 годам.

Как диагностируется дислалия

На приеме у логопеда (специалист по нарушениям речи) все пациенты проходят следующие процедуры:

  • сбор анамнеза беременности у мамы, изучение психического и физического раннего развития ребенка, уровень развития опорно-двигательного аппарата – это осуществляется по имеющимся медицинским документам;
  • исследование периферийных органов артикуляционного аппарата, их строения и подвижности – врач визуально осматривает пациента и проводит с ним серию упражнений на подражание.

Дислалия диагностируется путем проведения нескольких тестов с ребенком – логопед использует для этого специальный дидактический материал. В заключении врач должен указать тип, вид и форма дислалии.

Обратите внимание: в случае диагностирования механической дислалии ребенок должен пройти обследование у стоматолога. Если диагноз звучит как функциональные нарушения речи, то потребуется консультация детского невролога.

Лечение дислалии у детей

В случае диагностированной механического вида дислалии необходимо устранить причину такой патологии. Детям проводятся пластика уздечки языка, ортодонтическое лечение в стоматологической клинике.

Нельзя говорить о том, что логопеды проводят лечение дислалии – это считается коррекционными мероприятиями. Специалист постоянно отрабатывает полноценное произношение опорных звуков, развивает с пациентом мелкую моторику.

Есть специальные упражнения для формирования воздушной струи.

Важно: занятия по коррекции дислалии должны проводиться не менее 3 раз в неделю под контролем врача логопеда. В домашних условиях рекомендованные занятия нужно проводить ежедневно. Продолжительность коррекционного курса составляет срок до 3 месяцев при простой форме заболевания и до полугода при сложной дислалии.

Профилактика дислалии

К профилактическим мероприятиям относятся своевременное выявление анатомических нарушений строения органов артикуляционного аппарата, наблюдение ребенка у детского невролога, окружение детей людьми с правильной речью.

Прогноз заболевания благоприятный, коррекционные мероприятия, проводимые в точном соответствии рекомендациям логопедов, дают эффект через 3-6 месяцев.

Пожалуйста, оцените статью, помогите сделать сайт лучше

Источник: http://www.academ-clinic.ru/bolezny/dislalija-

Дислалия. Структура речевого дефекта. Классификация дислалии

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.

Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и — реже — их пропусках. Термин «дислалия» одним из первых в Европе ввел в научное обращение профессор Вильнюсского университета врач И. Франк.

М. Е. Хватцев рассматривал дислалию как одну из форм косноязычия (под этот обобщающий термин подводились все типы нарушения произношения). Также дислалия упоминается в работах следующих авторов: А.М. Смирнова, О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, Б.М. Гриншпун, Л.В. Мелехова и др.

ФОРМЫ ДИСЛАЛИИ. Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения: функциональную и механическую (органическую). В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных), говорят о функциональной дислалии.

При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о механической (органической) дислалии. Функциональные дислалии возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, а механические — в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата.

При функциональных дислалиях может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков, при механических обычно страдает группа звуков. В ряде случаев встречаются комбинированные функциональные и механические дефекты. Функциональная дислалия.

К ней относятся дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата.

Причины возникновения — биологические и социальные: общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи; задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции), запоздалое развитие речи, избирательное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка (ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи, а также недостатки воспитания, когда родители культивируют несовершенное детское произношение, задерживая тем самым у него развитие звукопроизношения). При функциональной дислалии нет каких-либо органических нарушений центральной нервной системы, препятствующих осуществлению движений. Несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляционные образцы отдельных звуков. В этих случаях им оказывается не усвоенным какой-то один из признаков данного звука.

Перечисленные виды нарушений: замены, смешении и искажения звуков — в традиционной логопедии рассматриваются как рядоположные. В современных логопедических исследованиях, опирающихся на положения лингвистики, они подразделяются на две разноуровневые категории.

Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф. Ф. Pay), или (что то же самое) фонематические (Р. Е. Левина) дефекты, при которых нарушена система языка. Искажения звуков квалифицируются как антропофонические (Ф. Ф.

Pay), или фонетические дефекты, при которых нарушена произносительная норма речи. Такое разделение углубляет представление о структуре речевого дефекта и направляет внимание на поиски адекватных методов его преодоления.

В соответствии с предложенными критериями выделяются три основные формы дислалии: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая.

Акустико-фонематическая дислалия. К ней относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи.

К таким операциям относятся опознания, узнавания, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме. При акустико-фонематической дислалии у ребенка нет нарушений слуха.

Дефект сводится к тому, что у него избирательно не формируется функция слухового различения некоторых фонем.

Артикуляторно-фонематическая дислалия. К этой форме относятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Выделяют два основных варианта нарушений. При первом — артикуляторная база оказывается не полностью сформированной, редуцированной.

При выборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) отбирается звук, близкий к нему по набору артикуляционных признаков. Отмечается явление субституции, или замены одного звука другим. В роли заменителя выступает звук более простой по артикуляции. При втором варианте нарушения артикуляторная база оказывается полностью сформированной.

Усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для производства звуков, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым (ребенок может произнести слова правильно и неправильно). Это приводит к смешениям звуков в силу их недостаточной дифференциации, к неоправданному их употреблению.

Замены и смешения при этой форме дислалии осуществляются на основе артикуляционной близости звуков. Но, как и в предыдущей группе нарушений, эти явления наблюдаются преимущественно между звуками или классами звуков, различающихся по одному из признаков. Ребенок осознает свой дефект и пытается преодолеть его.

Во многих случаях такая самокоррекция под управлением слухового контроля проходит успешно.

Артикуляторно-фонетическая дислалия. К этой форме относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.

Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка, которая у ребенка при этой форме дислалии сформирована, но фонемы реализуются в непривычных вариантах (аллофонах). Наблюдается и другой тип искажения, при котором звук не опознается. В таких случаях говорят о пропуске, элизии звука.

В ходе освоения произносительных умений и навыков ребенок под управлением своего слуха постепенно нащупывает те артикуляционные позиции, которые соответствуют нормальному акустическому эффекту. Эти позиции записываются в памяти ребенка и в дальнейшем воспроизводятся по мере необходимости.

При нахождении правильных укладов ребенок должен научиться различать уклады, близкие в произношении звуков, и выработать комплекс речедвижений, необходимых для воспроизводства звуков (Ф. Ф. Pay).

Читайте также:  Возрастные особенности развития и воспитания детей от 2 до 3 лет: советы психологов

Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса -изм: ротацизм — дефект произношения р и р', ламбдацизм — л и л', сигматизм — свистящих и шипящих звуков, йотацизм — йот (j), каппацизм — к и к', гаммацизм — г и г', хитизм — х и х'. В тех случаях, когда отмечается замена звука, то к названию дефекта прибавляют приставку пара-: параротацизм, парасигматизм и др.

Простые и сложные дислалии. В зависимости от того, какое количество звуков дефектно произносится, дислалии подразделяются на простые и сложные.

К простым (мономорфным) относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки, к сложным (полиморфным) относят нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп (свистящие и соноры).

Механическая дислалия — нарушенное звукопроизношение, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции). Ее иногда называют органической.

Наиболее часто встречаются дефекты произношения, обусловленные: 1) аномалиями зубо-челюстной системы: диастемы между передними зубами; 2) отсутствием резцов или их аномалиями; 3) непоправимым положением верхних или нижних резцов или соотношения между верхней или нижней челюстью (дефекты прикуса).

Эти аномалии могут быть из-за дефектов развития или быть приобретенными вследствие травмы, зубных заболеваний или возрастных изменений. В ряде случаев они обусловлены аномальным строением твердого нёба (высокий свод).

Среди нарушений произношения в таких случаях наиболее часто наблюдаются дефекты свистящих и шипящих звуков (они приобретают избыточный шум), губно-зубных, переднеязычных, взрывных, реже — р и р'.

Вторую значительную по распространенности группу составляют звукопроизносительные нарушения, обусловленные патологическими изменениями языка: слишком большой или маленький язык, укороченная подъязычная связка. При таких аномалиях страдает произношение шипящих и вибрантов, наблюдается также боковой сигматизм. В ряде случаев страдает внятность произношения в целом. Значительно реже встречаются нарушения звукопроизношения, обусловленные губными аномалиями, так как врожденные дефекты (различные деформации) преодолеваются хирургическим путем в раннем возрасте. Механическая дислалия может комбинироваться с функциональной фонематической. Во всех случаях механических дислалии необходима консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонда.

Источник: https://students-library.com/library/read/54517-dislalia-struktura-recevogo-defekta-klassifikacia-dislalii

Дислалия у ребенка: что это такое, причины, логопедическая коррекция

Одним из наиболее часто встречаемых дефектов речи, с которыми сталкиваются логопеды, является дислалия. Это нарушение произношения звуков при здоровом слухе. Дислалия особенно часто отмечается у детей дошкольников.

Оглавление: Виды дислалии Причины дислалии Коррекция дислалии

Термин «дислалия» переводится с латинского как «нарушение речи». Ребенок с дислалией либо вообще не произносит определенный звук и пропускает его в словах, либо искажает его или же вовсе заменяет другим звуком. Как же это выглядит на деле?

Пропускание звука может проявляться в его выпадении в самом начале слова (к примеру, вместо «рисунок» малыш говорит «исунок»), в середине слова («воона» вместо «ворона») и в конце («пова» вместо «повар»). Искажение звука проявляется тем, что малыш вместо правильного произносит непривычный звук, которого вообще нет в русском языке.

А иногда малыш во время разговора попросту заменяет «неудобный» звук на «удобный» и получается вместо «я пошел» — «я посел» или «фумочка» вместо «сумочка».

Логопеды различают простую и сложную дислалию. Для простой дислалии присуще нарушение произношения какого-либо одного звука либо группы однородных звуков (к примеру, группа свистящих звуков С, З, Ц). Когда же у малыша нарушено произношение звуков разных групп, к примеру, свистящих и шипящих, врачи говорят о сложной дислалии. Вообще различают такие виды фонетических групп:

  • Соноры (Р, Л, М, Н, Й);
  • Свистящие (С, З);
  • Шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ).

Обратите внимание

Чаще всего детками неправильно произносятся шипящие звуки — Ш, Ж, Ч, Ц, свистящие — С, З, Ц, а также соноры Р, Л. Реже отмечаются нарушения произношения таких звуков как К, Х, Г, Д, Т, Й, В, Ф.

Причины дислалии

Причин возникновения дислалии много. Если говорить в общих чертах проблема может быть связанна с особенностями строения зубочелюстного аппарата или же с психическим развитием ребенка и влиянием его близкого окружения. В зависимости от причины логопеды различают механическую и функциональную виды дислалии.

Механическая дислалия связна с особенностями строения артикуляционного аппарата малыша (а именно языка, губ, челюстей). Весьма распространенной причиной развития механической дислалии у ребенка является короткая уздечка языка или же верхней губы. Несколько реже причиной развития дислалии служит чрезмерно большой или маленький язык, толстые и тугие губы.

Также не менее значимую роль в формировании механической дислалии играют неправильный прикус, мелкие или редко расположенные зубки, патология верхнего неба.

Обратите внимание

Стоит отметить, что дефекты строения артикуляционного аппарата могут быть не только врожденными, но и приобретенными. К примеру, позднее отлучение малыша от соски вполне может привести к формированию неправильного прикуса.

Причинами развития функциональной дислалии являются социальные и биологические факторы. Так, дислалия ожидаемо возникает у детей с педагогической запущенностью, когда развитием ребенка никто не занимается. На формирование речи малыша значимое влияние оказывает его окружение. Дети подражают речи взрослых людей.

Если у родителей или родственников имеются проблемы с речью (косноязычие или диалектная речь) малыш также может перенимать такую своеобразную манеру общения.

Кстати по этой причине психологи не рекомендуют «сюсюкаться» с ребенком, ведь такая искаженная речь воспринимается ребенком как правильная, и из-за этого может развиться дислалия.

На развитие речи также влияет и состояние здоровья ребенка. Так, дислалия наблюдается у ослабленных часто болеющих детей, а также у малышей с задержкой психического развития

Коррекция дислалии

Дислалия — это такое нарушение речи, которое вполне поддается восстановлению. И если родители вовремя заметят проблему у своего ребенка и обратятся к логопеду — положительный результат будет гарантирован.

В первую очередь необходимо выяснить причину появления дислалии. Так, если причиной послужили имеющиеся проблемы с прикусом или зубным рядом — проводится стоматологическая коррекция. Кроме того, может потребоваться консультация невропатолога.

Если же у малыша физиологическая дислалия, значит, к делу приступает логопед. Процесс коррекции речи проходит в несколько этапов:

  • Первый этап называется подготовительным. На этом этапе логопед ставит перед собой такие задачи как развитие у малыша слухового внимания и памяти. Также логопед проводит с ребенком подготовительные артикуляционные упражнения для усовершенствования речевой моторики.
  • Следующий этап — это формирование произносительных навыков. На этой стадии логопед работает уже непосредственно над устранением имеющихся дефектов. С помощью особых упражнений специалист развивает у малыша умение различать в произношении звуки, которые схожи по проговариванию и звучанию.
  • Когда эти задачи будут успешно выполнены, логопед займется формированием произносительных навыков в свободной речи малыша.

Коррекция дислалии проводится преимущественно в игровой форме. Логопед предлагает малышу выполнять особые упражнения, которые предназначены для формирования правильного произношения звуков.

Для достижения желаемого результата логопедические занятия должны проводиться регулярно, несколько раз в неделю. Ограничиваться сугубо занятиями со специалистом не стоит.

Родителям можно попросить логопеда показать упражнения, которые затем необходимо делать с ребенком дома.

Длительность лечения при простой дислалии обычно занимает от одного до трех месяцев, а при сложной дислалии несколько дольше — до полугода.

Григорова Валерия, врач, медицинский обозреватель

Источник: https://okeydoc.ru/dislaliya-u-detej-chto-eto-takoe-metody-korrekcii/

Психологические особенности младших школьников с дислалией

В современном обществе коммуникация играет одну из главных ролей в жизни человека, особенно ребенка. Исследования доказывают, что любое недоразвитие речи задерживает формирование познавательных процессов ребенка и, как правило, препятствует полноценному развитию личности.

В настоящее время самую многочисленную группу детей с нарушениями речи составляют младшие школьники с речевым недоразвитием.

Знания специалиста о психологических особенностях детей с речевым недоразвитием, в частности с дислалией, делают эффективной коррекционно-педагогическую и психокоррекционную работу с детьми-логопатами.

Под дислалией понимается нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата [2].

Согласно Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, дислалия является одной из многих форм специфических нарушений артикуляции, когда дети используют звуки речи, соответствующие более низкому возрастному уровню, а уровень остальных языковых возможностей правильный [3].

Характеризуя детей с дислалией отметим, что:

–                        имеют сохранный интеллект, нормальную мыслительную деятельность (за исключением редких случаев ЗПР);

–                        успешно занимаются на уроках вместе с другими детьми, не нарушают дисциплину; дети очень активны, подвижны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой;

–                        охотно занимаются с педагогом-логопедом, стараются избавиться от своего дефекта;

–                        могут иметь некоторые вегетативные нарушения, такие как: похолодание кистей рук, нарушение потоотделения и влажности кистей и стоп, стойкий дермографизм;

–                        не имеют нарушений в строении артикуляционного аппарата;

–                        быстро и стойко вырабатывают гигиенические навыки и успешно их применяют;

–                        не обладают нарушениями темпо-ритмической организации речи, не наблюдается изменений дыхания. Фонационных расстройств не отмечается. Дискоординация дыхания, голосообразования и артикуляции отсутствует;

–                        дети-дислалики понимают обращенную к ним речь, имеют достаточный словарь, полную фразу, громкий голос и нормальный темп речи. В отдельных случаях у детей с функциональной дислалией ускоренный темп речи.

Характерным признаком является нарушение звукопроизношения.

Фонетические расстройства проявляются в виде замены одних звуков другими, смешения звуков, отсутствия звуков, нечеткое искаженное произношение звуков; страдает артикуляция только согласных звуков, а фонематический слух, в большинстве случаев, снижен.

Дифференцированный анализ речевых нарушений у таких детей представлен в работах Л.С. Волковой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. Изучение влияния речевых нарушений на психику детей выявило ряд закономерностей, которые отличаются от нормы. К таким закономерностям относятся:

Читайте также:  Почему после родов отекают ноги, когда проходят послеродовые отеки и как от них избавиться?

–                        меньший объем памяти;

–                        более медленный темп психического развития;

–                        замедленный прием и переработка информации;

–                        низкая работоспособность;

–                        быстрая истощаемость;

–                        трудности общения с окружающими;

–                        недостатки в формировании произвольных движений и вербализации [1].

Перечисленные отклонения негативно сказываются на психическом развитии ребенка, препятствуют становлению полноценной личности. Исходя из характера и степени выраженности дефекта, эти специфические особенности проявляются совершенно по-разному и в разный период времени.

Познавательные процессы, такие как восприятие и ощущение являются составной частью любой человеческой, в том числе и речевой деятельности, обеспечивая ее необходимой информацией.

Состояние физического слуха при дислалии, как правило, соответствует своей возрастной норме, но отличается особенностью речевого (фонематического) слуха [4]. Так, при акустико-фонематической дислалии характерно узнавание и различение входящих в состав слова фонем. Система фонем у дислаликов обычно меньше по своему составу.

Музыкальный слух нарушается при сенсорной дислалии. При дислалии достаточно часто страдает тактильно-кинестетическое восприятие. Так, при артикуляторно-фонематической дислалии отмечается несформированность операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам.

При артикуляторно-фонетической дислалии наблюдаются неправильно сформированные артикуляторные позиции, которые закрепляются вследствие инертности артикуляционных навыков. При моторной дислалии возможно наличие оральной диспраксии.

Направленность поведения, его механизмы активации составляют ценностно-мотивационный аспект. Сюда же следует относить и тревожные переживания, так как они непосредственно связаны с поведением. Ценностные образования личности в значительной мере и определяют характер переживаний субъекта в связи с возникшим или существующим речевым расстройством.

Теоретический анализ научной литературы показывает, что при расстройствах речи может нарушаться вся система ценностей, так как этот дефект, затрудняя общение с внешним миром, нежелательным образом изменяет ребенка, в том числе и его самовосприятие.

Но это зависит от тяжести дефекта и личностных особенностей человека. Согласно исследованиям, у младших школьников с дислалией показатель уровня тревожности соответствует эталону нервно-психического благополучия.

Однако этот показатель превышает показатель здоровых детей на 0,6 баллов, что демонстрирует тенденцию к большей выраженности у них дезадаптивных качеств, таких как напряженность, зажатость, преобладание негативных и астенических переживаний.

К тому же у младших школьников с дислалией работоспособность снижена из-за перевозбуждения и эмоционального напряжения [5].

Кроме того, в научной литературе нередко высказывались мнения, что те или иные речевые нарушения способствовали формированию у детей низкой самооценки.

В связи с этим, были проведено множество исследований, по результатам которых можно сделать вывод, что среди младших школьников с дислалией по сравнению с детьми с нормой развития существенно преобладают те, для которых характерна заниженная самооценка. Помимо таких результатов учеными были сделаны некоторые интересные открытия.

Так, например, обе группы исследуемых детей очень высоко оценивают собственную доброту, при этом младшие школьники с дислалией ставят это качество на первое место, а здоровые – на второе после веселости. Это связано с тем, что для детей с нарушением речи доброта имеет особое значение, так как они нуждаются в благожелательном отношении к себе.

К тому же было выявлено, что младшие школьники с дислалией отдают предпочтение физическим качествам, таким как рост и быстрота, а здоровые дети больше ценят нравственные свойства. Младшие школьники с дислалией очень низко оценили речь и ловкость, что свидетельствует о самокритичности и неспособности объективно оценивать свою речь и моторные затруднения [5].

Изучив психологические особенности младших школьников с дислалией, можно сделать вывод о том, что серьезных нарушений со стороны психических процессов не выявлено. У таких детей чаще всего встречается дизонтогенез звукопроизносительной стороной речи, что обусловлено особенностью нарушения.

Источник: https://e-koncept.ru/2017/770816.htm

Дислалия — нарушение речи у детей: причины и методы устранения

Дислалия – это дефект восприятия и произношения звуков речи.

Дислалия бывает:

  1. Фонетическая – искажение произношения (Когда ребенок неправильно говорит различные звуки – Р, Л и другие).
  2. Фонематическая – замена звуков (Замена букв, например С – Ш: пошёл-посол).
  3. Фонетико-фонематическая – артикуляторные нарушения.

Выделяют простые и сложные дислалии. Простые подразумевает нарушения, связанные с восприятием одного звука или одной фонетической группы. Сложные – когда не воспринимаются звуки из разных фонетических групп. Фонетические группы – это соноры (Р, Рь, Л, Ль, Н, Нь, М, Мь, Й), свистящие (С, Сь, З, Зь), шипящие (Ж, Ш), африкаты (Ч, Щ).

Простые дислалии имеют формы, куда включаются различные типы нарушений:

Сигматизм

Это нарушения, связанные с произношением свистящих и шипящих звуков: С, Сь, З, Зь, Ж, Ш, Ч, Ц, Щ

Парасигматизм

Это дефекты фонетические или фонетико-фонематические. Чистый сигматизм подразделяется на межзубный, боковой и иногда призубный. Парасигматизм подразделяется на губно-зубной (ш-ф, с-в), свистящий-шипящий (ш-с, с-ш)

Особенности сигматизма

  1. Дефект в речи выстраивается симметрично, то есть, если страдает твердый звук, то также искажается и мягкий.
  2. Если используются только мягкие свистящие, то шипящие будут произноситься смягченно.
  3. Определяют также носовой сигматизм, но его как такого не существует.

    Если есть носовое произношение свистящих и шипящих, то носовым окажется произношение всех звуков, а это уже ринолалия. Однако носовой сигматизм может быть у глухонемых, когда им ставят звуки.

  4. Шипящие и свистящие звуки резко противопоставлены по акустическим признакам, но менее контрастны по артикуляционным.

Ротацизм

Это нарушение произнесения звуков «Р» и «Рь». Ротацизм очень распространен в силу артикуляционной трудности произношения. В лепете у детей есть правильный звук «Р».

Но настоящее, чистое «Р» дети начинают произносить после 2-х лет. Здесь играет роль артикуляционная подготовленность.

 В норме дыхательная струя идет по центру языка, кончик которого вибрирует, боковые края прижаты к верхним наружным зубам.

При отклонении от нормы выделяют:

  1. Боковой ротацизм – один край языка не пристает к верхним коренным зубам. Имеется хлюпающий оттенок – среднее между «р» и «л»
  2. Горловой ротацизм – нарушается активность корня языка
  3. Велярный ротацизм – вибрация происходит при сближении корневой части языка с границами твердого и мягкого неба
  4. Увулярный ротацизм – вибрирует маленький язычок увуля.
  5. Раскатистый – форсированное использование языка
  6. Одноударный или фрикатичный – произнесение английского звука «р»
  7. Кучерское «р» — заднеязычный звук наподобие английского «р».

Параротацизм

Замена звуком «л», в ряде случаев произносят «ль» вместо «р» или «р» заменяют на «рь» называется параротацизмом. Несколько реже встречаются случаи замен «р» на «д» и «р» на «г». Существует до 30 дефектов произнесения звука «р».

Ламбдацизм

Звук «л» почти не подвержен дефектам и появляется как один из наиболее ранних звуков. Чаще бывают параламбдацизмы: «л» заменяют на «ль», «л» и «ль» на «й», а иногда и «л» на «в».

Йотацизм

Замена буквы «й» на «ль». Выделяют три дефекта произношения заднеязычных звуков:

  1. Гамацизм – звук «г»
  2. Каппацизм – звук «к»
  3. Хитизм (х) – замена звуков «х» на «ф», особенно перед «в». Либо «хь» на «х». Например, хитрый – хытрый.

Гамацизм и каппацизм на практике обычно встречаются вместе. Они характеризуются:

  1. Отсутствием звуков «Г» и «К».
  2. Заменой «к» и «г» на «т» и «д». Например, кролик – тролик.
  3. Замена «к» на «кь».

Все эти дефекты возникают в силу некоторых систем деятельности. Большинство звуков – переднеязычные и эти звуки тоже произносятся как переднеязычные.

Дефекты противопоставления согласных по глухости-звонкости

Часто вместо звонких произносятся глухие согласные. Это не связано с нарушением голоса, просто не усвоено фонематическое противопоставление. Этот дефект наблюдается у слабослышащих детей, у которых оглушаются не только парные звонкие, но и непарные. У тугоухих произносятся звонкие вместо глухих.

Сложные дислалии

К сложным дислалиям относятся такие случаи, при которых наблюдаются комбинации различных дефектов. Наиболее частые из них:

  1. Ротацизм и ламбдацизм
  2. Ротацизм и сигматизм

В случаях укороченной подъязычной уздечки наблюдается заднеязычный звук «р» или замена «р» на «д» и нижние смягченные шипящие. Например, рама – дама.

  1. Ротацизм, ламбдацизм и сигматизм
    • Фонетико-фонематические нарушения
    • Сочетание фонетических с фонематическими, то есть одни звуки заменяются, другие – искажаются.
  2. Дефект связан с противопоставлением звуков по твердости-мягкости, звоности-глухости с тем или другим видом дефекта произношения одного звука (сигматизм, ротацизм).
  3. Тотальная дислалия – когда в произношении ребенка из всех согласных звуков остаются только «т» и «д» и носовые, сонорные, а гласные – в порядке. Например: сам-дам, шапка – тапка и другие.

Иногда остается только один звук «т» — этот дефект носит название готтентатизм (от африканского племени «готтентоте» — в их речи только два согласных – «т» и «д»).

Особенности сложной дислалии

Чем сложнее по комбинации оказывается дислалия, тем более сложным оказывается фон, на котором она протекает: задержка общего и психического развития.

 В случаях сложной дислалии необходимо углубленное дополнительное изучение ребенка не только в плане особенностей его поведения, но и интеллектуальных возможностей, а также особенностей слуха и зрения.

 Сложная дислалия – сигнал, что у ребенка что-то не в порядке со слухом или зрением. У детей слабослышащих очень часто переднеязычные звуки либо резко искажаются, либо заменяются звуком «т».

Если у ребенка тугоухость 2-ой или 3-ей степени, то здесь вспомогательным критерием будет особенность голоса, в нем отсутствует необходимый металл, голос будто «ватный».

У детей с резко сниженным зрением, слепых также могут наблюдаться дефекты произношения по типу сложных дислалий.Это связано с тем, что у таких детей сигматизм встречается в 3-4 раза чаще, чем при норме. Это связано со зрительным контролем.

Но если устанавливать связь между межзубным сигматизмом и дефектом зрения, то, следовательно, все слабослышащие люди должны быть с межзубным сигматизмом, а это не так.

Ведь ребенок не видит звуки «к», «г», «н» — они не нарушены, а сложная дислалия у них есть.

Дефект зрения мешает речи вообще – слепые говорят не по подражанию, слабовидящие ничего не могут спросить, они пассивны. Инициативная речь развивается к 4 годам. Произносительная система формируется тогда, когда зубы начинают меняться, отсюда и появляется межзубный сигматизм. Сложная дислалия протекает на фоне задержки речевого общения, обусловленного дефектом зрения.

При дефектах слуха часто встречаются нарушения челюстно-мышечной системы: прогения, прогнатия, передний открытый прикус, боковой открытый прикус.

Методы устранения дислалии

  1. Работа по преодолению дислалий всегда связана с формированием новых умений и навыков, то есть логопед-дефектолог перестраивает сложившуюся у ребенка произносительную систему. Подробнее о том, когда ребенку нужен логопед.
  2. Занятия по преодолению дислалий имеет развивающую роль: логопедическое воздействие направлено на формирование умений и навыков. Эта работа является обучающей, а процесс обучения в отличии от процесса подражания является процессом сознательным.
  3. Ориентиром в логопедической работе являются нормы произношения, принятые в русском языке. Подробнее о постановке правильного произношения звуков Р и Л.
  4. Вся работа по исправлению произношения является педагогической. В случаях медицинского воздействия создается лишь благоприятный фон, однако дефекта оно не исправляет. В качестве педагогических путей используются тренировки, демонстрации (когда логопед показывает в зеркале правильную артикуляцию различных слов) и т.п.
  5. На занятиях отрабатывается психофизиологический механизм, обеспечивающий нормальное произношение, а также двигательно-артикуляционная, слуховая и речедвигательная система настолько, чтобы ребенок был способен к нормальному произношению.
Читайте также:  Меню ребенка 5-ти месяцев на искусственном и грудном вскармливании: рацион питания в таблицах

Источник: http://karkusha.su/dislaliya-narushenie-rechi-u-detey/

Дислалия: симптомы и лечение

Категория: ЛогопедияПросмотров: 16068

  • Пропуск некоторых звуков
  • Искажение звучания слова
  • Замена букв в слове на похожие

Дислалия – это патология, которая связана с неправильным воспроизведением звуков, при наличии нормального слуха и иннервации артикуляционного аппарата.

Основную группу риска составляют дети дошкольного и младшего школьного возраста.

Причины болезни будут отличаться в зависимости от её разновидности, однако основополагающими факторами выступают аномалии строения языка, губ, зубов или челюстей, а также влияние социальных факторов.

Для такого недуга характерно отсутствие звуков, их замена, смешение или искажение во время произношения. Это в дальнейшем может привести к проблемам с письмом, а также к развитию дисфагии или дислексии.

Установление правильного диагноза требует консультирования большого количества специалистов из различных сфер медицины. Выполнение лабораторно-инструментальных диагностических мероприятий не предусмотрено.

Лечение патологии состоит из нескольких этапов, отчего отнимает много времени и требует серьёзной работы не только врача, но и маленького пациента.

В международной классификации болезней десятого пересмотра подобное нарушение относится к категории «специфические расстройства развития речевой деятельности и языка» — код по МКБ-10 – F80.

Этиология

Существует большое количество предрасполагающих факторов, которые могут привести к возникновению подобного заболевания, отчего их принято разделять на несколько категорий.

Первая группа основывается на органических дефектах, которые приводят к появлению механической формы недуга. Из этого следует, что причины механической дислалии заключатся в:

  • неправильном строении составляющих периферического артикуляционного аппарата —  к ним стоит отнести язык и губы, зубы и челюсти;
  • короткой уздечке языка, реже верхней губы;
  • массивном или, наоборот, чрезмерно маленьком и узком языке;
  • толстых и малоподвижных губах;
  • укорочении подъязычной связки;
  • неправильном прикусе;
  • аномалиях строения зубного ряда;
  • узком, низком или плоском верхнем небе.

Подобные нарушения могут быть как врождёнными, так и приобретёнными. Во втором случае основополагающую роль играют болезни и травмы зубочелюстной системы. Необходимо учесть, что наличие синдрома заячьей губы или волчьей пасти не приводит к дислалии, но становится причиной другой разновидности нарушения речевой функции под названием ринолалия.

Основным отличием механической дислалии от функциональной является то, что во втором случае строение составляющих артикуляционного аппарата не нарушено. Это означает, что полностью отсутствует органическая основа, которая может привести к неправильному звукопроизношению.

Наиболее вероятные причины функциональной дислалии обуславливаются:

  • неграмотным речевым воспитанием ребёнка – сюда стоит отнести подражание детскому говору и постоянное «сюсюканье»;
  • воспитанием ребёнка в семье, в которой разговаривают на нескольких иностранных языках – при этом происходит частый переход от одного произношения к другому, а также нередко отмечается заимствование некоторых слогов или слов;
  • неразвитостью восприятия звуков на слух;
  • педагогической запущенностью;
  • игнорированием того, что ребёнок неправильно произносит некоторые слоги или слова;
  • малой подвижностью речевого аппарата, что приводит к неумению правильно произносить те или иные звуки;
  • отклонениями умственного развития;
  • ослабленным иммунитетом ребёнка – клиницистами отмечено, что именно часто болеющие дети страдают от подобного нарушения.

Стоит отметить, что подобная форма нарушения речи считается одной из самых распространённых в логопедии, поскольку встречается:

  • примерно у каждого третьего ребёнка дошкольного возраста, т. е. пяти-шести лет;
  • в 20% случаев у школьников младших классов;
  • в 1% из всех случаев у детей старше восьми лет.

Классификация

В зависимости от тяжести протекания болезни дислалия делится на:

  • простую – характеризуется неправильным произношением только одной группы звуков, например, шипящих или свистящих;
  • сложную дислалию – отличается тем, что дефектно воспроизводится более двух групп звуков. В таких случаях говорят о полиморфной дислалии.

В зависимости от причин возникновения патология имеет несколько форм:

  • механическая дислалия – имеет под собой органическую основу;
  • функциональная дислалия – обуславливается влиянием социальных факторов или наличием обратимых нейродинамических нарушений в коре головного мозга.

Каждая из вышеуказанных форм имеет собственную классификацию. Таким образом, механическая форма подобного нарушения речи делится на:

  • сенсорную дислалию – формируется на фоне нейродинамических сдвигов с локализацией в центральных отделах речеслухового аппарата. В таких случаях ребёнок не может различить похожие звуки;
  • моторную дислалию – обуславливается аналогичными изменениями в речедвигательном анализаторе. Это означает, что малыш неправильно двигает губами или языком.

Кроме этого, выделяют следующие формы дислалии функционального характера:

  • артикуляторно-фонематическую – выражается в замене звуков на наиболее похожие;
  • артикуляторно-фонетическую – отличается тем, что ребёнок не может правильно на слух определить все составляющие слова;
  • акустико-фонематическую – характеризуется искажённым произношением звуков.

Виды дислалии

Фонетические нарушения произношения звуков, которые относятся к разным группам, при дислалии зачастую обозначаются терминами, образованными от букв, характерных для греческого алфавита. Таким образом, они выражаются в:

  • ротацизме;
  • ламбдацизме;
  • сигматизме;
  • йотацизме;
  • гаммацизме;
  • каппацизме;
  • хитизме.

К такой классификации также стоит отнести нарушения со стороны озвончения и оглушения, а также смягчения и твёрдости. При наличии такого нарушения речи в подавляющем большинстве случаев наблюдается присутствие сложных комбинированных дефектов.

Логопеды выделяют физиологическую дислалию – она объясняется возрастными ответвлениями фонематического восприятия. Подобная разновидность нарушения самостоятельно исчезает примерно в пятилетнем возрасте.

Симптоматика

Характерными клиническими проявлениями недуга считаются:

  • пропуск некоторых звуков – при этом клиницисты подразумевают полное отсутствие той или иной позиции, которая может находиться в любой части слова;
  • замена букв в слове на похожие – возникает такое стойкое замещение на фоне невозможности различить фонемы;
  • искажение звучания слова – это наиболее характерно для функциональной формы дислалии.

Виды нарушений звука при дислалии

Несмотря на наличие таких нарушений, косноязычие ребёнка не отражается на:

  • лексике и грамматике, которая прогрессирует с возрастом;
  • слоговой структуре слова;
  • словарном запасе – он достаточно богат и зачастую соответствует возрастной категории пациента;
  • правильном употреблении падежей;
  • дифференциации множественного числа от единственного;
  • формировании связной речи – она находится на высоком уровне.

Диагностика

Установление правильного диагноза начинается с общих мероприятий, которые заключаются в работе клинициста с родителями пациента, и включают в себя:

  • сбор жизненного анамнеза маленького пациента, а также изучение данных касательно протекания беременности и родовой деятельности. Помимо этого, врачу очень важно выяснить, какие заболевания перенёс ребёнок. Это зачастую даёт возможность определить причины возникновения и разновидность недуга;
  • визуальный осмотр – необходим для изучения строения и подвижности органов, составляющих артикуляционный аппарат;
  • детальный опрос родителей больного на предмет первого времени возникновения и степени выраженности характерной симптоматики дислалии у детей.

Логопедическое обследование направлено на:

  • оценивание выполнения некоторых упражнений по подражанию;
  • изучение состояния звукопроизношения – при этом будут выявлены дефектно произносимые звуки. Для того чтобы получить соответствующую информацию врач использует специфические тесты, просит повторить и нарисовать услышанное. Именно это позволит выявить характер нарушения, в частности отсутствие, замену, смешение или искажение звуков.

Помимо этого, могут понадобиться дополнительные консультации специалистов из таких областей медицины:

  • стоматологии;
  • детской неврологии;
  • отоларингологии.

Некоторые формы дислалии, по своей клинической картине могут напоминать другие патологии. Именно по этой причине такой недуг, прежде всего, дифференцируют со стёртой формой дизартрии.

Лечение

Этапы логопедического воздействия при дислалии

Коррекция дислалии осуществляется консервативными методиками и состоит из нескольких этапов:

  • подготовительного;
  • фазы формирования первичных навыков произношения;
  • создание коммуникативных способностей.

На подготовительном этапе проводят:

  • ликвидацию анатомических нарушений, связанных со строением артикуляционного аппарата – это показано при органической дислалии;
  • артикуляционную гимнастику и логопедический массаж – при диагностировании моторной формы функциональной дислалии;
  • развитие фонематических процессов – при наличии сенсорного функционального нарушения речи;
  • улучшение мелкой моторики;
  • развитие обработки произношения звуков.

Фаза формирования первичных навыков произношения направлена на:

  • постановку отдельно взятого звука;
  • автоматизацию звуков в слоге, слове, предложении и тексте;
  • развитие умения дифференцировать звуки.

На последнем этапе лечения дислалии закрепляются навыки безошибочного употребления звуков в независимости от ситуации общения.

Очень важно, чтобы занятия с логопедом проводились регулярно, а именно не реже трёх раз в неделю.

Не последнее место занимает домашняя терапия, направленная на выполнение заданий, поставленных клиницистом и осуществление упражнений артикуляционной гимнастики.

Продолжительность такого лечения может варьироваться от одного месяца до полугода, в зависимости от формы и степени запущенности заболевания.

Профилактика

Специфические профилактические мероприятия, предупреждающие развитие такого нарушения речи, включают в себя:

  • рациональное ведение беременности и регулярное посещение акушера-гинеколога;
  • своевременное выявление анатомических нарушений со стороны строения или функционирования органов речи;
  • окружение ребёнка образцами правильной, грамотной и полноценной речи, которой он смог бы подражать;
  • обеспечение родителями ребёнка всесторонней заботой, полноценным физическим и умственным развитием;
  • контроль над состоянием здоровья малыша;
  • прохождение регулярного осмотра у педиатра.

Дислалия – нарушение речи, которое в подавляющем большинстве случаев поддаётся коррекции и успешно лечится.

Это выражается в полном отсутствии каких-либо нарушений со стороны речи у взрослых, перенёсших в детстве такой недуг.

Продолжительность и исход терапии диктуется несколькими факторами, среди которых – возрастная категория пациента, сложность подобного речевого дефекта и индивидуальные особенности маленького пациента.

Заболевания со схожими симптомами:

Тугоухость у детей (совпадающих симптомов: 1 из 3)

Тугоухость у детей – состояние, при котором наблюдается стойкое или прогрессирующее снижение слуха.

Патология может быть диагностирована у ребёнка любой возрастной категории, к тому же встречается даже у новорождённых. На сегодня известно большое количество предрасполагающих факторов, приводящих к ухудшению восприятия звуков.

Все они делятся на несколько больших групп и обуславливают вариант протекания болезни.

Источник: http://SimptoMer.ru/bolezni/logopediya/2447-dislaliya-simptomy

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector