Что такое педприкорм: правила и особенности педагогического прикорма при грудном вскармливании

Педагогический прикорм при грудном вскармливании и не только: правила, особенности, отзывы

По рекомендации ВОЗ младенцев начинают знакомить со взрослой пищей в зависимости от способа вскармливания: на грудном — с шести месяцев, на искусственном — немного раньше, с пяти месяцев или по совету детского врача. Этот метод называется педиатрическим.

Но многие мамы сталкиваются с тем, что малыши на ГВ долгое время не хотят есть ничего, кроме материнского молока, или дети проявляют огромный интерес к пище с родительского стола. Несколько лет назад возникло такое понятие, как педагогический прикорм.

Научного подтверждения этой новой методике нет, но в последнее время многие консультанты по грудному вскармливанию рекомендуют родителям внимательнее присмотреться к такому способу.

Рассмотрим подробнее: что такое педагогический прикорм при грудном вскармливании

Педагогический прикорм предусматривает своей целью не накормить младенца вне зависимости от его желаний и потребностей, а познакомить его с едой, привить культуру поведения за столом.

Эта методика исключает график введения продуктов, которому следуют медики, рекомендуя педиатрический способ.

Специалисты, которые советуют поближе познакомиться с этим новым методом, настаивают, что главная задача — пробудить у младенца интерес к пище, которую едят родители, но не из-за чувства голода, а чтобы подражать взрослым.

Во время педагогического прикорма ребёнку разрешается пробовать любые продукты, к которым он проявляет интерес

Стоит отметить главный момент: педагогический прикорм подходит только тем детям, которые находятся на грудном вскармливании. Ведь цель этой методики не в том, чтобы накормить малыша, заменяя грудь определёнными блюдами. Мамы младенцев на смеси должны прислушиваться к советам педиатра и следовать индивидуально установленному для них графику.

Преимущества и недостатки этой методики введения прикорма

Методика педагогического прикорма набирает популярность в последние годы. Многие мамы радуются, что их малыши самостоятельно едят взрослые блюда с раннего возраста.

Несомненный плюс в быстром темпе жизни современных родителей — не нужно готовить отдельно еду для крохи, достаточно поставить тарелку на стол, взять ребёнка на руки и позволить ему пробовать что-то новенькое.

Однако не все родители придерживаются этой точки зрения, ведь не зря в течение многих лет медики проводили исследования и разрабатывали таблицы, списки продуктов и основные правила введения твёрдых продуктов в рацион детей.

Как и в каждом методе, здесь есть свои преимущества и недостатки. Положительными сторонами педприкорма являются:

  • малыш быстро учится жевать, а затем и глотать кусочки пищи;
  • с самого раннего возраста младенец приобщается к традициям семьи в плане приёма пищи. Он быстрее осваивает столовые приборы и правила поведения за взрослым столом;
  • экономия времени, ведь мама никогда не готовит крохе отдельно, он ест взрослые блюда;
  • уменьшаются финансовые траты. Все молодые родители знают, что коробочные каши или пюре для детского питания стоят совсем недешево;
  • у ребёнка нет проблем с аппетитом, ведь родители не стараются заставить его съесть определённую порцию еды, а действуют только по желанию малыша.

Противники данной методики приводят весомый аргумент, что педприкорм не имеет научного подкрепления. Но мамы, активно практикующие такой способ, настаивают, что наши предки не измельчали пищу и не готовили отдельно для детей, а кормили их теми блюдами, которые ели сами. Значит так предусмотрено природой и вреда для крохи нет.

Отрицательные стороны, все же есть, и проявляются в следующем:

  • т.к. младенец пробует новые продукты сразу кусочками, есть риск подавиться;
  • сложно выявить причину аллергии или расстройства пищеварения, ведь продукты не вводят по графику, а дают то, что хочет кроха;
  • малыш будет есть блюда с солью, сахаром и приправами, добавками. Не все семьи согласны перейти на здоровое питание, исключить копчёности, жирную и жареную пищу. А готовить отдельно для кормящей мамы и крохи нельзя, ведь это противоречит правилам методики, когда вся семья должна быть за столом вместе и есть одни и те же блюда;
  • малышу разрешается исследовать пищу, брать её руками, пачкаться. Только по мере взросления кроха начинает понимать, как можно делать, и приучается к общепринятым правилам и этикету;
  • раннее введение взрослых продуктов может негативно сказаться на работе ЖКТ младенца. Дело в том, что ферментная система ещё незрелая и не может перерабатывать многие элементы. Это приводит к нарушению микрофлоры кишечника, коликам, диарее, вздутию живота. Детские гастроэнтерологи настаивают, что неправильная работа пищеварительно системы в таком возрасте в будущем может спровоцировать заболевания желудка и других внутренних органов;
  • организм крохи не получает питательные вещества в достаточном количестве. Многие дети на педприкорме вплоть до двенадцати месяцев питаются в основном грудным молоком. Но этого мало для растущего ребёнка. В итоге педиатр диагностирует недобор веса, который может перерасти в дистрофию;

Правила введения педприкорма

Прежде чем начинать знакомить кроху с любой другой едой, помимо грудного молока, необходимо изучить главные особенности введения педприкорма. Прежде всего с малышом проходят своеобразную подготовку.

Его берут с собой за стол с трёх-четырёх месяцев, чтобы ребёнок привыкал к такому способу потребления пищи. Рассказывают и объясняют, что такое столовые приборы и как ими пользоваться.

Конечно, сразу младенец не поймёт всех тонкостей и нюансов, но с каждым днём его подсознание будет запоминать информацию и делать правильные выводы.

Младшие дети всегда стараются подражать старшим, поэтому пусть малыши едят вместе за одним столом

С какого возраста начать

Традиционный педиатрический метод предусматривает ввод взрослых продуктов с шести месяцев для детей на ГВ. А сторонники естественного процесса рекомендуют начинать педприкорм в тот момент, когда ребёнок впервые проявил интерес к блюдам в маминой тарелке.

Причём у каждого ребёнка этот возраст будет разным: некоторые крохи становятся любопытными в полгода, а другие и до восьми-девяти месяцев не признают ничего, кроме материнского молока.

Поэтому эта методика не ставит никаких возрастных рамок для родителей и их младенцев.

Но специалисты обращают внимание, что малыш должен быть готов пробовать взрослую пищу. Это проявляется в следующих факторах:

  • ребёнок уверенно удерживает предметы в руке. Если этого навыка нет, малыш просто не сможет учиться есть ложкой;
  • младенец уверенно сидит. Пусть кроха ещё не может удерживать спину самостоятельно, но без поддержки мамы или папы, опираясь на подушку или спинку стула сможет быть за одним столом с родителями;
  • пытается жевать. До шести месяцев у детей врождённый рефлекс выталкивать изо рта предметы. Начиная с полугода он постепенно угасает. Если малыш делает попытки пережёвывать, это показатель того, что можно пробовать начинать прикорм;
  • сам проявляет интерес. Это самый главный фактор: если малыш сам тянет ручки к еде на тарелке, значит ему интересно.

С каких продуктов начать и как вводить правильно

Это один из главных вопросов. Консультанты, которые рассказывают об основных правилах следования этой методике, объясняют: ребёнку можно давать пробовать абсолютно всё, что лежит на тарелке у мамы. А вот какие блюда готовить, и какие продукты внести в список полезных и нет — решают только родители в каждом индивидуальном случае.

Согласно методике педагогического прикорма, рекомендуется давать младенцу пищу из рациона правильного питания

Главная цель заключается в особенностях введения пищи: малыш потребляет только микродозы. И совершенно не важно, что он захотел сначала, кусочек овоща, блинчика, творога или печенья.

В педприкорме нет чёткой последовательности введения каких-то определённых продуктов, как и не предусмотрены перерывы между новыми блюдами. Микродоза — условное понятие, некоторые подразумевают кусочек размером с горошину или рисовое зерно.

Если дело касается жидкости, например, супа, сока или чая, то это один глоток малыша.

Если ребёнок не давится, не выплёвывает пищу и продолжает проявлять интерес к ней, значит можно продолжать. Но помните, что на первом этапе количество доз одного или нескольких блюд должно быть не больше трёх за одно кормление. С каждым днём дозу нужно увеличивать. Если малышу нравится определённый продукт, через пять — семь дней можно давать крохе чайную ложку.

Но специалисты обращают внимание: когда младенец подрастёт и привыкнет к взрослой пище, нельзя давать ему больше четырёх маленьких ложечек одного блюда, чтобы не пропал интерес к еде. Когда ребёнок не наелся, предложите ему другой продукт. Каждый приём пищи завершается грудным молоком.

Это особенно важно, ведь в этой ценной жидкости есть ферменты, которые помогут переварить взрослые блюда.

Таблица: введение продуктов в зависимости от их консистенции

По правилам педприкорма малыш должен сидеть у мамы на руках во время еды за общим столом

Какие могут возникнуть проблемы, трудности, как их преодолеть

Не всегда введение прикорма проходит гладко. Необходимо чётко следить за реакцией организма крохи и корректировать знакомство со взрослой едой:

  • проблемы с пищеварением и работой желудочно-кишечного тракта. После употребления кусочков продукта возможно возникновение колик, диарея и даже рвота. В этом случае стоит несколько дней кормить кроху только грудным молоком, пока ЖКТ ребёнка не придёт в норму. Очередную попытку следует начинать с других блюд, возможно, такая реакция возникла из-за определённых веществ в составе;
  • кроха перестал интересоваться едой с общего стола. Часто бывает так, что малыш с удовольствием пробовал новые блюда и вдруг совершенно перестал просить кусочки с маминой тарелки. Специалисты рекомендуют показать ребёнку ценность пищи: ешьте при нём с большим аппетитом, обговаривая между собой, как всё вкусно. Если младенец попросит что-то, не спешите давать это ему, медлите, отламывайте кусок неохотно. Так он поймёт, что пища — это вкусно;
  • проявление аллергии. Реакция на многие раздражители сегодня встречается часто у маленьких детей. Если у родителей в анамнезе есть непереносимость какого-либо продукта, то и крохе в первую очередь давать его не нужно. Лучше подождать, пока организм привыкнет ко взрослой пище. В случае, когда сыпь, вздутие или другие симптомы проявились после определённого блюда, уберите его из меню на месяц, а по прошествии этого времени повторите попытку.

Видео: в чём суть педагогического прикорма

Комбинированный прикорм: педагогический и педиатрический вместе

Некоторые родители идут по другому пути: они выделяют для себя положительные моменты обеих методик и подстраивают введение прикорма под свою семью, здоровье младенца и рацион питания родителей. В каждом случае все индивидуально, но можно выделить главные принципы комбинированного прикорма:

  • готовить для всей семьи только те блюда, которые не принесут вреда крохе. Например, мясо, овощи и каши только на пару или в отварном виде, минимум соли и сахара;
  • аллергенные продукты вводятся по рекомендации педиатра, и никак не в первую очередь;
  • кормить кроху можно только за общим столом на руках у мамы. С 9 месяцев можно усаживать малыша в стульчик для кормления и подвигать к обеденному столу;
  • еду дают только мелкими кусочками, но в поездке или на прогулке разрешается перекусить пюре из баночки;
  • твёрдые продукты можно класть в ниблер и давать младенцу;
  • грудь давать по требованию, не стоит заменять одно-два или больше кормлений материнским молоком на взрослую пищу;
  • не приучать малыша есть руками, с первого знакомства давать маленькие кусочки пищи только в ложке.

Мнение доктора Комаровского

Знаменитый педиатр Комаровский не поддерживает методику педагогического прикорма.

Доктор считает, что этот способ придумали мамы, которые являются фанатками грудного вскармливания до самоотлучения и готовы кормить кроху грудь по первому требованию двадцать четыре часа в сутки.

Евгений Олегович считает, что намного безопаснее придерживаться рекомендаций ВОЗ и знакомить кроху со взрослой пищей постепенно, по графику, и только с теми продуктами, воспринимать которые ЖКТ младенца готов на определённом этапе взросления.

Тем не менее, врач говорит, что педприкорм безопасен с медицинской точки зрения, но пользы от такого знакомства ребёнка со взрослой пищей нет.

Видео: доктор Комаровский о педагогическом прикорме

Из опыта мам: отзывы о введение педприкорма

Здоровье ребёнка во многом зависит от решения родителей. Ведь кроха не может самостоятельно принимать решения, в том числе и по поводу знакомства со взрослой пищей.

Прежде чем принимать решение, рекомендуется взвесить все положительны и отрицательные стороны педагогического прикорма, выяснить, подходит ли такая методика не только младенцу, но и всей семье, а только потом делать выводы.

Некоторые педиатры рекомендуют комбинированную схему, совмещая педагогический прикорм с педиатрическим. Как показывает опыт мам, многие дети отлично развиваются и питаются по этом новой методике.

Источник: https://pediatriya.info/pedagogicheskiy-prikorm-pri-grudnom-vskarmlivanii/

Педагогический прикорм при грудном вскармливании: что это такое?

Здравствуйте, уважаемые читатели! Меня часто спрашивают о том, как вводить прикорм. Когда я сообщаю, что предпочитаю педагогический, встречаю полное непонимание.

Далеко не все мамы знают, что такое педагогический прикорм при грудном вскармливании. В этой статье я постараюсь объяснить, в чем особенность такого питания, почему я предпочитаю именно его, и как это проходит лично у нас.

Виды прикорма

Итак, специалисты выделяют два принципиально разных способа перехода на твердую пищу: педагогический прикорм и педиатрический.

О педиатрическом вы уже все знаете. С 6 месяцев малышу начинают давать определенное пюре. Сначала — чайную ложку. Через неделю — две чайной ложки. Потом — четыре. Затем вводят новый продукт — тоже с чайной ложки. И так далее.

Схемы такого питания могут немного отличаться. Кто-то рекомендует начинать с яблочного пюре, кто-то — с кабачка, кто-то с каш, а кто-то — с кефира. Именно об этом спорят мамы грудничков. Но суть остается одна и та же: постепенно увеличивается порция какого-то одного продукта.

Альтернативный вариант прикорма — педагогический. Здесь малышу ничего специального не дают. И вообще не делают пюре. Дают лишь попробовать одну крошку еды из своей тарелки. И то, только если карапуз этого настойчиво требует.

 

Принципы педагогического прикорма

На чем основан этот метод знакомства грудничка с едой?

  1. Специалисты, изучающие грудное вскармливание, считают, что грудное молоко обеспечивает ребенка всеми необходимыми веществами примерно до 9-12 месяцев (в некоторых исследованиях я встречала цифру — до 1,5 лет). То есть, мы не должны пытаться накормить малыша, должны лишь начать его знакомить с едой.
  2. Нельзя заставлять малыша есть ни при каких условиях. Прикорм дают лишь при наличии ярковыраженного пищевого интереса.
  3. Не надо делать пюре. Кроха прекрасно может жевать беззубыми деснами. Разумеется, речь идет о мягких кусочках пищи.
  4. Если давать малышу кушать совсем чуть-чуть, это не вызовет никаких негативных реакций в организме. Поэтому не надо вводить один продукт неделями. Но надо заботиться, чтоб на вашей тарелке было здоровое питание — ничего жареного и никаких сомнительных соусов.

Доводы противников

Если вы расскажете об этом методе бабушкам (или другим мамам на детской площадке) — они придут в ужас. Когда моя старшая дочь была маленькой, я слышала примерно следующее:

  • если после полугода не впихивать в ребенка еду, будет нехватка железа, и разовьется анемия!
  • если не приучишь малыша нормально есть в 6-7 месяцев, потом вообще не получится! Привыкнет к груди и будет сосать грудь до пенсии!
  • ребенок похудеет;
  • даже если твоя еда не жареная, она соленая, и вообще не подходящая грудничку!
  • без зубов невозможно жевать! Это издевательство! Малыш подавится!
  • пищевой интерес сам никогда не проявится! Малышу надо узнать, что такое еда!

Сейчас мне смешно это слышать, но тогда я всерьез беспокоилась: а вдруг я никогда не смогу приучить дочку к твердой пище? Но в свои 6, 7, 8, 9 и 10 месяцев ребенок явно не хотел есть кабачковое пюре (как и другие виды пищи). А включать ради еды мультики или использовать другие ухищрения — это дикость.

Поймите, в этом возрасте уровень гемоглобина мало связан с питанием. Если организм ребенка не готов — железо все равно не будет усваиваться из «взрослых» продуктов. Уж сколько раз я слышала про анемию у малышей, кушающих прикорм по расписанию!

Лучше заботьтесь о своем питании. Это не гарантирует высокий гемоглобин у ребенка, но его вам ничего не будет гарантировать! К слову, у моих детей никаких проблем со здоровьем не было.

Пищевой интерес обязательно появится. В свое время. А попытки насильно накормить малыша приводят к прямо противоположному — отвращению карапуза к твердой пище. И потом в 2-3 года родители удивляются: почему каждый обед и ужин требует столько нервов и сопровождается сплошными капризами?

Наш опыт

Как это выглядит на практике?

Моя дочка хорошо приняла прикорм в 6 месяцев. Примерно неделю она послушно ела кабачковое пюре. Но затем вдруг стала зажимать рот. Подробнее об этом можете прочитать в статье «Ребенок не ест прикорм». С 9-10 месяцев я смирилась с данной ситуацией, стала давать ей просто играть с кусочками вареных овощей. И к году дочка резко начала кушать. Все и в больших количествах.

У сына все проходило более плавно. Я изначально не пихала ему в рот еду. С 6-7 месяцев давала иногда маленький кусочек какого-то овоща или фрукта. Если видела, что он пришел в восторг — давала еще. Но восторг начал появляться лишь месяцев в 9.

С этого времени карапуз стал стабильно съедать около 6-10 маленьких кусочков груши на завтрак. И столько же овощей на обед и ужин. По объему это вышло бы в 1-2 чайных ложки пюре в каждый прием пищи. Каши также давала по чуть-чуть.

В 11 месяцев порция значительно увеличилась. И здесь я сделала небольшое отступление от классической схемы педагогического прикорма. Стала отдельно варить малышу каши. Просто заметила по ребенку, что каши он ест с самым большим аппетитом, и они лучше всего усваиваются.

На завтрак у нас также остаются фрукты. А на обед и ужин — немного еды из моей тарелки плюс каша. Гречневая, пшенная или овсяная. Варить их не сложно. Я без труда варю раз в 1-2 дня какую-то кашу на воде, и карапуз активно ее ест, однообразие его еще не смущает. Старшая дочка часто тоже начинает налегать на кашу, вдохновляясь примером брата.

Но по-прежнему я ориентируюсь исключительно на аппетит ребенка. Съел две ложки каши — хорошо. Съел восемь — тоже хорошо. Как только малыш перестает набрасываться на еду — прекращаем кормежку. А кашу не выбрасываю: он доест ее через 3-4 часа.

Мое главное правило: перестаем кормить не тогда, когда ребенок категорично закрывает рот и отворачивается. А тогда, когда рот открывается, но уже без большой охоты. И завершение обеда не вызывает никаких отрицательных эмоций.

К слову, оба моих малыша в год весили 10кг. Нормой считается вес от 8,5 до 12кг.

Почему не пюре?

На самом деле, не так важно, кормить грудничка пюре или мягкими кусочками. Главное — не кормить без аппетита. Остальное — мелочи.

Но кусочки имеют несколько преимуществ:

  • они проще выводятся из организма. А большая часть прикорма у малышей именно выводится;
  • они сразу учат ребенка жевать. Поверьте, в год ваш ребенок, неприученный к кусочкам, будет также давиться. Так почему бы не учить жевать с полугода? Это совершенно реально;
  • не нужно лишний раз доставать блендер.

Я знаю, о чем говорю, потому что старшей дочери до года давала пюре и специальные «детские» каши. Сын никогда не пробовал ничего подобного.

При этом уже в 7-8 месяцев мой сын прекрасно ел обычную гречку, овсянку, пшенку… Если переживаете — можно сварить каши более жидкими. Но зачем покупать перемолотые крупы? Малыш может очень быстро научиться жевать каши, это ведь не сухари и не орехи…

Кому подходит педагогический прикорм?

Конечно, такой метод знакомства с пищей подходит не всем. Для этого нужно:

  1. Чтоб ребенок находился на грудном вскармливании.
  2. Чтоб вы питались здоровой пищей, а не котлетами с жареной картошкой в кетчупе. Соль не так уж опасна, а вот острого лучше избегать.
  3. Чтоб вы спокойно относились к тому, что карапуз может вообще ничего не есть до года.
  4. Чтоб вы брали на себя решение о том, как и чем кормить ребенка. Не боясь бабушек, педиатров старой закалки и подруг. Сами изучайте информацию и принимайте решение.

Кроме того, на мой взгляд, этот метод идеален для детей, которые долго не желают есть ничего, кроме грудного молока. Если бы мои дети в 5-6 месяцев набрасывались на еду и кушали ее тоннами, возможно, я бы предпочла общепринятый подход к прикорму.

Надеюсь, мне удалось подробно рассказать о педагогическом прикорме. Остались вопросы? Задавайте! И поделитесь этой статьей в социальных сетях. До встречи!

Источник: http://pozdnyakova.org/pedagogicheskij-prikorm-pri-grudnom-vskarmlivanii/

Педагогический прикорм при грудном вскармливании: плюсы и минусы методики

Чем отличается педагогический прикорм от педиатрического? С какого возраста можно начинать педприкорм? Какие особенности и преимущества этой методики?

Педагогический прикорм, который многие современные родители считают чем-то вроде модного веяния, на самом деле, является хорошо забытой методикой естественного приобщения малыша ко взрослой пище. Издавна именно таким простым способом мамы и бабушки приучали ребенка к питанию со взрослого стола, когда грудного молока ему становилось явно недостаточно.

Многие молодые мамы приходят в растерянность от обилия всевозможных рекомендаций и советов, касающихся прикармливания малыша. Взять хотя бы педагогический прикорм при грудном вскармливании.

Услышав такое почти научное название, одни мамочки лишь недоуменно пожмут плечами, другие ринуться изучать авторитетные мнения специалистов и их рекомендации.

И лишь немногие знают, что эта методика использовалась человечеством чуть ли не с древнейших времен.

Так что же это такое: педагогический прикорм? Сегодня так называется альтернатива традиционному педиатрическому прикорму.

При таком способе прикармливания малыша отпадает необходимость готовить для него специальную, чаще всего, перетертую еду или покупать детское питание в баночках.

За счет этого экономится и время, и финансы, а малыш сразу же включается в традиционный семейный уклад, питаясь за одним столом со взрослыми. При этом еще раз подчеркнем, данная методика подходит только тем малышам, которые находятся на грудном вскармливании.

Малыш по мере взросления начинает проявлять интерес ко всему, что его окружает, в том числе и к тому, что едят взрослые члены семьи.

Специалисты и внимательные мамы отмечают, что пищевой интерес у крохи может проявляться уже в 3-4 месяца. Очень важно не пропустить этот момент, а наоборот, всячески поддерживать такие желания малыша.

В дальнейшем у него будет хороший аппетит, а у мамы не возникнут проблемы, чем накормить малыша.

С чего начать педагогический прикорм? Начинайте регулярно брать малыша на кухню, пусть он присутствует на семейных завтраках и обедах, сидя у мамы на коленях, удерживает в ручке ложку.

Определить готовность малыша к знакомству с новой для него пищей можно по следующим признакам:

  • ребенок уверенно удерживает предметы в руках, подносит ладошку ко рту, активно проявляет интерес к тому, что едят взрослые, тянется к маминой тарелке, пытаясь взять находящуюся в ней пищу, ему нравится находиться за столом вместе со взрослыми;
  • предлагаемые мамой кусочки пищи малыш не выталкивает изо рта, а пытается жевать деснами, хотя получается это далеко не сразу;
  • у ребенка не возникает аллергических реакций на новые продукты, а его пищеварительная система функционирует нормально.

Обычно все эти признаки наблюдаются у младенцев с 6-7 месяцев, именно с такого возраста Всемирная Организация Здравоохранения и рекомендует начинать прикармливание детей. Поэтому торопиться с педприкормом не стоит. До 6 месяцев все необходимое для полноценного развития малыш получает из материнского молока, при условии, что его вырабатывается достаточно.

Вот как примерно выглядит техника первого знакомства крохи с новой пищей:

  • Мама собирается завтракать. Перед ней на столе стоит тарелка со вкусными и полезными продуктами. Это может быть творог, хлеб, отварные овощи.
  • Ребенок находится у мамы на руках, держа свою ложечку. Поначалу малыша полностью занимает столовый прибор, затем его интересует мамина тарелка и ее содержимое, он наблюдает, как мама завтракает.
  • Кроха тянется за едой. В этот момент малышу предлагается микродоза заинтересовавшего его продукта. Это в буквальном смысле мизерная порция продукта, размером с рисовое зернышко или спичечную головку.
  • Малыш пробует еду. Совсем не обязательно, что ребенок съест новый продукт, вполне достаточно, что он ощутил его вкус, а значит, первое знакомство состоялось.
  • Ребенок просит добавки. Вполне возможно, распробовав новую еду, малыш попросит еще. В этом случае можно дать ему 1-2 микродозы продукта за один прием пищи.

Запомните, что цель педагогического прикорма – формирование у грудничка устойчивого интереса к еде, а не его насыщение. Не пытайтесь кормить малыша насильно! Формируйте интерес малыша к пище постепенно. С самого раннего возраста приучайте его к правилам поведения за столом, прививайте культуру здорового питания.

Как и любая методика, педагогический прикорм имеет свои положительные и отрицательные моменты.

В числе преимуществ методики можно отметить следующие:

  1. Жевательные и глотательные рефлексы осваиваются малышом достаточно быстро. К тому же малыш копирует поведение взрослых за столом и обучается уверенному обращению со столовыми приборами (пока что это – ложка) и культурному поведению.
  2. В дальнейшем у таких детей не возникают проблемы с аппетитом и, если мама все делала правильно, то отказов от пищи не будет. Малыш будет кушать с удовольствием, без уговоров и развлечений во время кормления.
  3. Грудное вскармливание при этой методике остается главным в детском рационе, по крайней мере, до года.
  4. Адаптация ко взрослому рациону питания проходит быстро и безболезненно.
  5. Примерно в 9-10 месяцев мама спокойно может оставить ребенка на попечение бабушки или няни, проблем с питанием малыша у них не возникнет.

А что касается минусов, то их не так и много и, к счастью, все они временные. Итак, какие могут возникнуть трудности:

  1. Поначалу малыш будет выталкивать кусочки пищи языком. У него может появиться кашель. Как исправить ситуацию? Не паниковать! Возможно, кусочки пищи велики для малыша, а также он попросту еще не научился ее разжевывать и глотать.
  2. Аллергические реакции на новые продукты – вполне вероятны, важно выяснить, на что малютка негативно реагирует и исключить этот продукт из его рациона.
  3. Все малыши пачкаются за столом, пытаются играть с пищей. Это естественные явления, главное – не нервничать.

Итак, вы решили практиковать педприкорм. Малютка будет питаться за одним столом вместе с папой и мамой, а значит, питание семьи должно быть качественным и полезным: никаких полуфабрикатов, копченостей, острых и жареных блюд. Питайтесь правильно, переходите на здоровое питание!

Мнение известного педиатра Е. О. Комаровского не противоречит концепции введения прикорма, которой придерживается Всемирная Организация Здравоохранения. Комаровский считает, что до шестимесячного возраста нет необходимости вводить в рацион крохи «взрослую» еду. А рекомендации доктора, касающиеся введения новых продуктов, соответствуют традиционной схеме педиатрического прикорма.

Вместе с тем, авторитетный педиатр допускает использование педагогического прикармливания, если это удобно для конкретного младенца и его семьи. Однако после года грудное молоко должно перейти в разряд полезной пищевой добавки в рационе малыша, а его основу должны составлять полезные и качественные продукты.

Рассмотрим правила педагогического прикорма:

  1. Готовность малютки к получению новой пищи. Обязательно учитывайте физиологические и психологические особенности малыша. В любом случае начинайте прикорм не ранее 6 месяцев.
  2. Еда одинаковая для всех. Пища малыша не готовится отдельно и не пюрируется. Главное требование – здоровый рацион, полезные и качественные блюда из натуральных продуктов – рыбы, мяса, злаков, молока и кисломолочной продукции, овощей и фруктов.
  3. Из маминой тарелки, но своей ложкой! Предлагайте малютке микродозы продуктов только его ложечкой. Самостоятельно кушать на собственном стульчике и с отдельной тарелки малыш сможет к 9-10 месяцам или немного позже.
  4. Только грудное вскармливание. На весь период педприкорма грудное вскармливание сохраняется.

Деткам на искусственном вскармливании педпиркорм не подходит, поскольку задача методики – поддержание грудного вскармливания до 1-1,5 лет.

Таким образом малютка получает из материнского молока ценные вещества и витамины, а также необходимые ферменты для полноценного усваивания новых продуктов питания. В адаптированных смесях таких ферментов нет.

Поэтому малышам-искусственникам рекомендуется исключительно педиатрический прикорм, при котором новые продукты вводятся в детский рацион согласно возрастных норм.

Кроме того, педагогический прикорм не должен применяться у ослабленных детей, детей-аллергиков и имеющих проблемы с пищеварением. Такие детки прикармливаются согласно рекомендациям врачей.

Таблица прикорма поможет вам при введении новых продуктов в рацион крохи

Особое внимание в рамках концепции педагогического прикорма обращается на детей, склонных к аллергии. Ввиду того, что пищеварительная система ребенка еще не полностью созрела, чувствительность к пище у детей повышена, а потому аллергические реакции возникают довольно часто и без видимых причин.

Так, незначительное покраснение щечек малыша – еще не повод паниковать при введении новых продуктов в его меню. Если же ситуация ухудшается, рекомендуется полностью исключить из рациона потенциальные аллергены. Отказ от практикуемой методики прикорма рекомендован в том случае, если тревожные симптомы нарастают даже при гипоаллергенной диете.

Заключение

Что выбрать – традиционную методику прикармливания ребенка или педагогический прикорм, решать только вам. При этом не помешает проконсультироваться с детским врачом и лишний раз не экспериментировать, чтобы не навредить здоровью малыша.

Источник: https://PitanieDetyam.ru/prikorm/pedagogicheskij.html

МайМал

Примерно в полгода в жизни каждого крохи наступает такой момент, когда ему уже для интенсивного роста и развития мало только маминого молока или питательной смеси. Это значит, что пришло время прикорма. Наиболее распространен его педиатрический вид.

Он означает, что в рацион малыша постепенно вводятся только самые «безопасные» продукты и то только по одному виду за один раз. Однако в последнее время специалисты по детскому питанию все чаще рекомендуют педагогический прикорм при грудном вскармливании.

В чем его особенности? И так ли он полезен для растущего детского организма? Давайте разбираться!

Что такое педагогический прикорм

Среди прогрессивных мам все большую популярность приобретает методика естественного родительства. Она подразумевает, в том числе и педагогический прикорм, как исторически сложившуюся систему питания ребенка.

Ведь на заре существования человечества малыш сам начинал обогащать свой рацион по достижению определенного возраста и делал это за счет тех продуктов, которыми питалась его мама.

Целью прикорма педагогического, в отличие от педиатрического является не насыщение ребенка, а пробуждение в нем интереса к самостоятельному питанию за общим столом, основным правилам поведения во время приема пищи и навыкам использования столовых приборов. Кроха должен уяснить, что получить пищу можно и иным, чем из маминой груди способом.

Основными условиями, при которых можно успешно практиковать педагогический прикорм являются:

  1. Малыш находится на грудном вскармливании. В этом случае пищеварительная система крохи получает все питательные элементы и необходимые ферменты с маминым молоком. Поэтому когда они начнут кушать вместе за одним столом, ребенку не будут в новинку многие продукты.
  2. Питание родителей малыша должно быть разнообразным и максимально «здоровым». Это означает, что в рационе семьи должны преобладать свежие и запеченные овощи и фрукты, каши, нежирное мясо. Их очень удобно готовить в пароварках и измельчать с помощью блендеров. А вот от копченостей, острого и слишком соленого лучше отказаться. Тем более предлагать малышу такую пищу нельзя.

В подготовке рациона для всей семьи можно воспользоваться специальной таблицей педагогического прикорма при грудном вскармливании.

Педагогический прикорм при грудном вскармливании: за и против

Как и любой новой методики, у педагогического прикорма есть как свои сторонники, так и противники. В основном они сходятся на таких преимуществах этой системы кормления крохи:

  • ребенок с раннего возраста имеет возможность продемонстрировать свой вкус в отношении пищи: ему ничего не навязывается и он кушает лишь те продукты, которые любит;
  • кроха умеет активно жевать, этот навык приобретается намного легче;
  • при педагогическом прикорме малыш не испытывает проблем с аппетитом и всегда с удовольствием кушает;
  • маме намного проще организовать питание для всей семьи и ей не приходится отдельно готовить для своего чада;
  • малыш получает возможность присоединиться к своей семье во время еды, учится поведению за столом и пользованию столовыми приборами, для педагогического прикорма ребенка лучше приобрести специальную пластиковую тарелочку и ложечку. 

Однако у педагогического прикорма есть и свои недостатки:

  • на этапе привыкания к новой пище малыш может подавиться, поэтому за ним нужно очень внимательно следить;
  • за один раз кроха может попробовать несколько продуктов, поэтому очень сложно определить источник аллергии или расстройства пищеварительной системы;
  • вся семья должна отказаться от копченого, жирного, острого и кушать только то, что может привлечь малыша.

Педагогический прикорм: основные правила

Чтобы правильно практиковать педагогический прикорм следует придерживаться таких правил:

  1. Малыш кушает вместе со всеми членами семьи за общим столом. При этот только мама следит за крохой и устанавливает для него правила поведения.
  2. Кроху не стоит уговаривать покушать или как-либо воздействовать на него. Малыш сам должен заинтересоваться пищей и начать пробовать для себя что-то новенькое.
  3. У грудничка должен быть постоянный доступ к маминому молоку, даже за столом.
  4. Если ребенка перестала интересовать пища, и он стал отвлекаться – лучше не заставлять его сидеть за общим столом.
  5. За столом кроха не должен играть или приносить с собой игрушки, все продукты должны быть в поле досягаемости.
  6. Пища не должна перетираться в пюре, а кроха должен кушать сам с помощью столовых приборов.
  7. Во время педагогического прикорма при грудном вскармливании, родители не должны вставать из-за стола раньше, чем ребенок.
  8. Не стоит забывать о восполнении потерянной ребенком жидкости, поэтому если кроха поел твердую пищу ему обязательно стоит предложить специальный поильник с фильтрованной водой. 

Решение о введении педагогического прикорма должно приниматься только на общем семейном совете, ведь всем без исключения нужно будет питаться только здоровой пищей. Малыш при таком виде прикорма имеет возможность лучше проявить свою индивидуальность и самостоятельность.

Однако пищеварительная система крохи может быть не готова к твердой пище, к тому же маме будет сложнее проследить, какая пища вызвала аллергию или расстройство.

Поэтому прежде чем начать практиковать педприкорм, маме и папе стоит взвесить все за и против и лишь, потом принимать какое-либо решение.

 

Источник: https://MyMal.ru/blog/detskoe-pitanie/pedagogicheskiy-prikorm-pri-grudnom-vskarmlivanii

Педприкорм: что это такое и как его организовать

Все мамы когда-нибудь да задумываются о прикорме. Многие продвинутые мамочки слышали такое выражение, как педприкорм. Сегодня сайт для мам supermams.ru подробно расскажет о том, как организовать педприкорм со своим ребенком.

Что такое педприкорм?

Начнем с самого простого: что такое «педприкорм» отличается от привычного всем прикорма пюрешками (педиатрического прикорма)?

Педиатрический прикорм был особенно популярен во всем мире в прошлом веке, да и теперь не сдает своих позиций. Все мы знаем, что детские творожки и пюре – та еда, с которой мы знакомим ребенка в первую очередь. Ребенка отдельно от всех сажают в высокий стульчик и кормят с ложечки.

Основная задача такого прикорма – быстро перевести ребенка на взрослую еду, заменив ею большую часть (а то и все) кормления грудью.  Поэтому ребенка активно кормят. Схему введения прикорма в виде таблички с возрастом ребенка, продуктами, и граммами вам выдаст любой педиатр, да и поиск в интернете.

В отличие от педиатрического, педприкорм (педагогический, или естественный прикорм) организован совсем по-другому.

Все питательные вещества ребенок по-прежнему получает из грудного молока, но после появления у ребенка пищевого интереса мама дает ему крохотные кусочки еды из своей тарелки.

Перед мамой не стоит задачи впихнуть в ребенка «столько-то граммов», она просто знакомит ребенка и его организм со своей едой.

Чем хорош педприкорм

Педприкорм – прикорм для ленивых мам

Источник: https://supermams.ru/pedprikorm.htm

Педагогический прикорм при грудном вскармливании

На самом деле педагогический прикорм можно еще назвать естественным. И появился он задолго до классических схем педиатрического прикорма при грудном вскармливании. Издавна наши предки прикармливали маленьких детей, находящихся на грудном вскармливании, с общего стола. Малышей знакомили со взрослой пищей прямо из своей тарелки.

В этом и есть суть педагогического прикорма- не накормить младенца взрослой едой, а познакомить его с миром другой еды, научить жевать и привить пищевые навыки и традиции.

В отличии от классического педиатрического прикорма здесь нет четкой схемы введения продуктов, крохе не нужно готовить отдельную еду, всю пищу он получает с самого начала с общего стола.

В конце статьи мы подготовили доп.материал. Посмотрите видео специалиста по ГВ и прикорму о том, чем кормить ребенка при педагогическом прикорме!

Главным показателем готовности является появление у ребенка пищевого интереса. Как понять если у вашего грудничка пищевой интерес?

Садитесь кушать за стол и ребенка берите с собой. Сажайте его к себе на колени и …..кушайте! Кроха может потянуться к красивой тарелке и блестящей ложке. Дайте ему ложечку.

Если этим он удовлетворится и будет с ней играть, значит интерес был не к еде, а к «игрушке». А вот когда пустая ложка малышу будет явно не интересна, когда он пальчики будет тянуть именно к еде – это и есть сформированный пищевой интерес.

Проявляется он абсолютно у всех детей. Просто в разное время. В среднем в промежуток от 6 до 8 месяцев.

Прикорм по месяцам при грудном вскармливании-таблица прикорма

Плюсы педагогического прикорма

  1. Он является наиболее физиологичным для организма ребенка. Во время беременности малыш получал через пуповину непрерывное питание. Конечно, ему не попадало все напрямую с тарелки мамы, но с мельчайшими нюансами вкусов еды, что кушала мама, он знакомится еще в утробе. И далее через грудное молоко малыш продолжает знакомиться со вкусовыми оттенками пищи.

    Вот поэтому, когда младенец получает еду с общего стола- она ему уже знакома.

  2. Минимален риск аллергических реакций на прикорм у ребенка. Пища вводится в микродозах, не вызывающих пищеварительных расстройств. Кроме того все запивается грудным молоком. Прикорм не заменяет грудное вскармливание. Это два разных процесса.

  3. Формирует навыки жевания и глотания за счет того, что малыш получает не пюреобразную пищу, а микродозу твердого продукта. Он учится ее пережевывать, передвигать мышцами рта и глотать.
  4. Учит ребенка правильному поведению за столом при принятии пищи.
  5. Для семьи это огромный плюс в поддержании здорового питания, ведь ребенка с общего стола нужно кормить только полезной пищей.

    А значит и все члены семьи перейдут на правильный, разнообразный и сбалансированный рацион.

Правила введения педагогического прикорма

  • Кушайте все вместе за столом. Не кормите ребенка отдельно от всех членов семьи. Дети учатся подражая старшим.
  • Не готовьте отдельно для ребенка. Он не станет это кушать, если в вашей тарелке будет что-то другое.

  • Сами не кушайте, по крайней мере на глазах у малыша, того, что ему давать не стоит (копчености, жареное, вяленое, соленое и пр.).
  • Не заставляйте кроху есть! Если он что-то не хочет кушать – не настаивайте. Голодным он не останется. Ведь с грудным молоком он все еще получает и энергию и питательные вещества.

    Доля грудного молока на этапе от введения прикорма до 1 года составляет 75-80 %.

  • За столом только едим. Никаких телевизоров, мультиков, телефонов, игрушек, книжек и прочего. Никто ребенка не забавляет за столом. Все кушают!
  • Не позволяйте малышу играть с едой, тем более кидать ее.

    Объясняйте из раза в раз, что так поступать нельзя и высаживайте из-за стола. Допустимо вновь вернуть просящегося за стол ребенка в этот прием пищи, но не более 2-х раз. После третьего раза непослушания за стол крошку не берите.

  • На глазах ребенка и сами обращайтесь с едой бережно и аккуратно.

    Не выбрасывайте при нем в мусорное ведро остатки пищи. У маленького человечка должно сформироваться осознание ценности еды.

  • Договоритесь со всеми домочадцами: на кухне главная мама! Она хранительница пищи, она готовит, она решает что семья будет кушать, она устанавливает правила прием пищи и поведения за столом.

    Так, например, если мама высаживает малыша из-за стола, то бабушке не стоит бежать за ним с тарелкой и просить скушать ложечку за дедушку.

В конце статьи мы подготовили доп.материал. Посмотрите видео специалиста по ГВ и прикорму о том, чем кормить ребенка при педагогическом прикорме!

Этапы педагогического прикорма

Первый этап начинается с появления у младенчика пищевого интереса и длится 6-8 недель. Начинайте брать ребенка с собой за стол 2-3 раза в день.

Садитесь к столу немного боком и сажайте дитё на свое дальнее колено (если вы правша- то на левое колено, если левша- то на правое).Придвигайтесь ближе к столу, так чтобы между столом и малышом практически не было свободного пространства.

Все тарелки и столовые приборы на столе отодвиньте подальше от зоны доступа маленьких ручек. Приступайте к трапезе. И ребенку дайте из своей тарелки 2-3 микродозы продукта.

Что такое микродоза? Если это пюреобразный продукт – это на кончике ложечки, если это твердый продукт – кусочек размером с рисинку, если жидкий – одна чайная ложка.

Итак, можно обмакнуть 1-2 раза ложечку в супе, или пюре, или каше и дать ее малышу со словами: « На, это тебе !». Кроха станет ее облизывать.

Потом отщипнуть от картошки, или другого овоща, или от мяса, кусочек размером с рисинку, положить пред маленьким гурманом и предложить ему взять самому пальчиками.

Напоследок дать малышу запить, предварительно налив в пиалообразную чашку водичку в объеме не более 1-2 чайных ложек.

Все это время не забывайте кормить и себя! Если малыш отвлекается, устал, не дает возможности вам докушать свою порцию – отсаживайте его на пол, на заранее приготовленный коврик, или пеленку с игрушками.

Здесь можно выдать ему большие куски твердых продуктов – сушку, морковку, яблоко, сухарик. Пока он будет их мусолить, вы сможете доесть свою порцию.

Когда перейдете к следующему блюду – снова возьмите ребенка к себе на колени и предложите ему микрокусочек из вашей тарелки.

Сразу после окончания принятия пищи предложите ребенку запить ее грудным молочком. Ферменты вашего молока наилучшим образом помогут желудочно – кишечному тракту ребенка переварить новый продукт. Каждый день предлагайте в 2-3 микродозах пробовать новый продукт из вашего рациона.

Через 6-8 недель от начала прикорма можно познакомить малыша со всеми основными вкусами вашего обычного меню.

Далее следует второй этап. Начинайте немного увеличивать по размеру дозы продуктов, с которыми ребенок уже знаком. Например, на один прием ему можно дать 2-3 кусочка картошки, или овоща, размером 1 *1 см., или 1-2 чайных ложек супа, пюре. Но новые продукты вводите с микродоз.

Кроху пока еще можно продолжать сажать к себе на колени. А можно и в детский стульчик, но придвинув его столешницей вплотную к общему столу. У маленького человека должно быть ощущение и принятия себя как сидящего за общим столом. Давайте ребенку собственную тарелку и ложку. Предлагайте воспользоваться салфетками.

На третьем этапе, к первому году малыша, разовая порция одного продукта на один прием увеличивается до двух столовых ложек. Если просит еще – предлагайте другой продукт в том же объеме. На этом этапе еда для ребенка уже рассматривается как средство утоления голода и источник энергии.

На последнем, четвертом этапе ребенок полностью переходит на общий стол. Это происходит приблизительно через год после введения прикорма, т.е. начиная с 1,5 лет.

Кроха сидит самостоятельно на стуле за столом, аккуратно кушает с помощью ложки и вилки, пользуется салфеткой, благодарит маму за еду.

Грудное вскармливание на этом этапе может продолжаться согласно особенностям кормления грудью после 1/2/3 лет.

Конечно, на начальном этапе, несмотря но множество плюсов педагогического прикорма, вы столкнетесь с одной сложностью. Ребенок, его одежда, стол, пол, и даже вы сами будете неизбежно, но в разной степени, испачканы в еде. Подойдите к этому философски: малыш учится! И вы ему помогаете! Очень скоро вы будете умиляться над его способностями кушать самостоятельно и аккуратно!

Источник: https://viline.tv/deti/article/pedagogiceskij-prikorm-znakomim-rebenka-so-vzrosloj-pisej

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector